О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авианалет на Европу

Вслед за венгерской Malev под российским контролем могут оказаться итальянская Alitalia, чешская CSA и сербская JAT

Авиакомпании из России стремятся чуть ли не любой ценой получить контроль над европейскими авиаперевозчиками и маршрутами. Вчера гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов открыто заявил, что его компания, контрольный пакет акций которой находится у государства, "интересуется всеми европейскими перевозчиками" и до 10 ноября планирует окончательно определиться в вопросе относительно своего участия в конкурсе на покупку госпакета акций итальянского национального авиаперевозчика Alitalia.

Окулов также напомнил, что "Аэрофлот" ранее проводил предварительные консультации по вопросу участия компании в приватизации чешского авиаперевозчика Czech Airlines (CSA), однако окончательные условия продажи авиакомпании чешским правительством пока не сформулированы. С учетом озвученного в мае интереса "Аэрофлота" к 75%-ному пакету сербской авиакомпании JAT Airways и покупки в январе российской АirBridge венгерской авиакомпании Malev Европа оказалась перед лицом масштабной экспансии на свой рынок российских авиаперевозчиков.

История с попыткой приобретения россиянами 49%-ного госпакета акций прославившейся на всю Европу убыточностью и непримиримыми и требовательными профсоюзами Alitalia началась еще в апреле, когда "Аэрофлот" объявил о намерении принять участие в тендере в альянсе с банком UniCredit. Однако в результате цена, которую запросили итальянцы - около 3 млрд. евро, - и дополнительные требования к приватизации заставили российскую компанию 27 июня официально заявить о выходе из борьбы.

Еще в мае "Аэрофлот" подготовил "запасной аэродром" на случай неудачи с итальянцами, заявив об интересе к 75%-ному пакету сербской авиакомпании JAT Airways. У которой, кстати сказать, проблем накопилось не меньше, чем у Alitalia: долги, необходимость обновления авиапарка и т.д. Зато и цена входа на европейский рынок была бы существенно более низкой. Впрочем, и сегодня "Аэрофлот" не сильно рассчитывает на успех и пока ограничивается лишь общими заявлениями. "К середине ноября Alitalia должна определить партнера, - отметил Валерий Окулов. - Мы примем решение по участию в приватизации до 10 ноября". К тому же и противники у него довольно серьезные: Air France-KLM Group, Deutsche Lufthansa, американская инвесткомпания TPG Inc., итальянская частная авиакомпания Air One и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре.

Опрошенные "НГ" эксперты по-прежнему считают сомнительным экономический эффект от приобретения столь проблемного актива, коим является сотрясаемая забастовками персонала Alitalia. "Alitalia - один из худших авиационных активов в Европе, - уверен аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. - Но для "Аэрофлота" в отличие от остальных европейских компаний-претендентов ее покупка дает выход на европейский рынок. Собственно, это единственная цель". На снижение долговой нагрузки, обновление парка и разработку мер по выходу из кризиса потребуются существенные средства - не менее 1 млрд. евро. В связи с этим, несмотря на все преимущества, которые может дать покупка в будущем (расширение клиентской базы, доли на рынке и т.д.), на сегодняшний момент - это негативная новость для компании. "Аэрофлот" изначально идет на покупку очень плохого актива, - считает Сергиевский. - Его цена и стоимость, на мой взгляд, неоправданно высоки. С другой стороны, покупка более мелкого актива - дело менее затратное, но это и более долгий путь по завоеванию рынка".

По мнению аналитика компании "БрокерКредитСервис" Анастасии Ждановой, наиболее вероятным приобретателем Alitalia сегодня считается Air France-KLM, которая является наиболее желательным партнером для итальянской стороны. "Но если переговоры на этот раз будут идти не о цене, а о разработке наиболее взаимовыгодного соглашения, то есть если итальянская сторона поколебалась, но идет вперед навстречу инвесторам, то, действительно, этот актив представляет для "Аэрофлота" определенный интерес, - предполагает эксперт. - Однако, на наш взгляд, для "Аэрофлота" было бы гораздо менее затратным и рискованным расширять свое присутствие в Европе путем приобретения, например, сербского авиаперевозчика JAT Airways. К тому же, как отметил в беседе с "НГ" замгендиректора Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) Владимир Захаров, "Аэрофлоту" придется впоследствии компенсировать ее огромные долги и убытки поглощаемой компании. "Я думаю, что не сегодня, так завтра-послезавтра "Аэрофлот" будет вынужден компенсировать эти траты, а это отразится и на пассажирах, - считает Захаров. - К тому же выход "Аэрофлота" на международный рынок и сегодня достаточно широк"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка