Коммерсантъ
30 мая 2008, 09:41
Керосин идет на вес золота
Не прошло и месяца с момента предыдущего повышения, как нефтяные компании снова увеличивают цены на авиатопливо. Росавиация собирается просить нефтяников остановить рост, но эксперты считают, что эта мера может только усугубить ситуацию
Как сообщили вчера "Ъ" в Домодедово, с 1 июня авиакеросин в аэропорту подорожает на 13%. Стоимость тонны топлива с учетом платы за заправку и НДС составит 36,14 тыс. руб. - почти €1 тыс. Как и прежде, рост вызван увеличением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах, которые уравнивают цену на внутреннем рынке России в соответствии с мировыми котировками.
Это уже четвертое повышение за год, а общий рост с начала года, по данным Домодедово, составил около 36%. В последний раз поставщики поднимали цену совсем недавно - на 12,3% 5 мая. Глава Росавиации Евгений Бачурин оценивает рост цен еще более радикально: вчера он заявил журналистам, что с начала года стоимость авиакеросина выросла на 70%. Глава компании "Аэрофьюэлз" Владимир Спиридонов уточняет, что с учетом скачка на 30% прошлой осенью менее чем за год цена фактически удвоилась.
По мнению экспертов и участников рынка, топливо будет дорожать и дальше. Мировые цены на авиакеросин, являющиеся индикатором для цены на внутреннем рынке, будут продолжать расти, говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. А с 1 июля цены вырастут как минимум еще на 8% из-за повышения тарифов на перевозку нефтепродуктов по железной дороге. Больше всего от повышения пострадают независимые поставщики, крупнейший из которых ТД "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП). Владелец ТОАП Евгений Островский говорит, что в связи с ценовым кризисом платежи авиакомпаний стали, во-первых, менее регулярными, а во-вторых, меньшими по объемам, поскольку при такой цене перевозчики не делают больших запасов. Олег Пантелеев предупреждает, что низкая платежная дисциплина авиакомпаний приводит к тому, что производители нефтепродуктов будут осуществлять поставку топлива исключительно по предоплате. Оптовики, которые продают авиакомпаниям топливо с отсрочкой платежа, столкнутся с кассовым разрывом. "Уже к зимнему расписанию перечень российских авиакомпаний может поредеть, а в судах окажется значительно больше исков по неплатежам, возможно, и с требованиями банкротства",- говорит эксперт.
В сложившейся ситуации и Росавиация, и авиаперевозчики надеются на поддержку чиновников. "К сожалению, авиакомпании не имеют ресурсов влияния на рынок авиатоплива, который в России монополизирован",- говорит директор пресс-центра AiRUnion Ольга Трапезникова, полагая, что "инициировать процессы урегулирования цен должно государство". Евгений Бачурин вчера заявил, что Росавиация готовит обращение к нефтяным компаниям, в котором будет просить их "найти механизмы для сдерживания роста цен на топливо". В "Газпром нефти" "Ъ" сказали, что "готовы обсуждать с правительством любые предложения по стабилизации цен на рынке", но при этом подчеркнули, что нынешняя стоимость авиатоплива "продиктована рынком". Директор по развитию информационного центра КОРТЕС Павел Строков уверен, что нефтяники только в крайнем случае пойдут на снижение цен. "А если и пойдут, не факт, что это будет позитивным шагом: авиакеросин станет менее выгодным, и его производство может снова упасть",- говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться