О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плохая погода - не повод экономить на пассажирах

Верховный суд отказал в удовлетворении иска авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" к Минтрансу. Истцы требовали признать частично недействующим пункт 99 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов"

В четверг Верховный суд отказал в удовлетворении иска авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" к Минтрансу. Истцы требовали признать частично недействующим пункт 99 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов". Речь шла об обязательствах авиаперевозчиков при задержке или отмене рейса из-за неблагоприятных метеоусловий или по другим техническим причинам предоставлять пассажирам прохладительные напитки, горячее питание, организовывать хранение багажа и телефонные переговоры, а также размещать их в гостинице, если время ожидания вылета превышает шесть часов ночью или восемь часов днем.

По мнению представителя авиакомпании Александра Заболоцкого, оспариваемый пункт правил противоречит Воздушному кодексу, Варшавской конвенции, а также нарушает права авиакомпании.

"Наша авиакомпания летает в плохих погодных условиях, и часто происходят задержки рейсов", - рассказывал в суде Заболоцкий. По его словам, пассажиров приходится размещать в гостиницах и оплачивать телефонные переговоры, в связи с чем компания терпит убытки. "Даже незначительное увеличение расходов ведет к поднятию тарифов, и авиакомпания становится неконкурентоспособной", - заявил он.

Заболоцкий отметил, что согласно Воздушному кодексу (пп. 4 п. 2 ст. 106) основанием для предоставления этих услуг является наличие вины перевозчика в задержке рейса. Погодные условия таковыми не являются и их, по мнению истца, нужно рассматривать как форс-мажор, исключающий ответственность сторон. "Может, взлетную полосу снегом занесло так, что ее три дня расчищать надо, - отметил Заболоцкий. - Получается, что за все должен отвечать перевозчик: за аэропорт, за пассажиров, за метеоусловия".

"Эти нормы были и раньше, но они не исполнялись до тех пор, пока Министерство транспорта не издало эти правила", - заявила на суде представитель Минтранса Наталья Котова, попросив отказать в удовлетворении иска. Она отметила, что Воздушный кодекс предусматривает предоставление гостиницы и комнат отдыха и в случаях вынужденных задержек - то есть отправлении воздушного судна по каким-либо причинам позже времени, указанного в билете.

По мнению ответчиков, оспариваемый пункт не расширил перечень услуг, которые должны предоставляться пассажирам, а только установил требования к обслуживанию пассажиров.

"В мировой практике это общепринятый набор услуг, - пояснила Котова, отметив, что авиакомпания не несет убытков за предоставляемые услуги. - Все расходы включаются в тариф". По словам Котовой, все авиакомпании ведут статистику по выполнению рейсов, где указывается процент задержанных и отмененных рейсов, время задержек. На основании этих данных перевозчик формирует тарифы на билеты, раскидывая все убытки между рейсами. Таким образом, все предоставляемые услуги оплачиваются самими пассажирами.

"Наши пассажиры брошены, - заявила Котова. - Люди могут по многу часов проводить в аэропортах в ожидании рейсов, без предоставления им минимального набора услуг, при том, что цены в аэропортах, как правило, завышены в 2-3 раза".

Прокурор в своем заключении также просил отказать в удовлетворении иска: "Форс-мажором закон признает то, что не могло быть спрогнозировано. Авиакомпания должна учитывать те обстоятельства, которые могут возникнуть, в том числе плохие погодные условия и возможный риск". В итоге суд встал на сторону ответчика.

Европейский опыт

В Евросоюзе правила пассажирских авиаперевозок регулируются директивой Еврокомиссии (ЕК) № 261/2004, которая действует с февраля 2005 года. Действие директивы распространяется не только на всех путешественников, независимо от того, живут они в ЕС или нет. А на все авиакомпании и на всех пассажиров рейсов, которые осуществляются из аэропортов ЕС и заморских территорий Франции. Речь идет и о регулярных, и о чартерных рейсах.

При задержке рейса денежной компенсации не положено. Согласно правилам ЕС, если рейс перенесен на следующий день, то (как и в случае с отменой) пассажиры имеют право на еду и напитки, два сообщения близким, размещение в отеле. Если путешественник отказывается от поездки, он имеет право на возмещение стоимости билета.

Более того, пассажир имеет право на возмещение стоимости проезда (неиспользованные части), если вылет рейса откладывается более чем на пять часов (независимо от расстояния полета). Если речь идет о задержке на два часа, причем задержка на рейс по маршруту, не превышающему 1,5 тысячи километров, то рассчитывать можно лишь на пищу и освежающие напитки.

В этом случае авиакомпания должна предоставить пассажиру выбор: или вернуть стоимость билета, или отправить пассажира в пункт назначения при ближайшей возможности, или отправить его в пункт назначения в любое удобное для пассажира время. Стоимость билета возвращается в форме банковского перевода, дорожного чека или трэвел-ваучера в течение семи дней. В нее входят только те составные стоимости, которые не были использованы. Если пассажир предпочел отправку, то на время ожидания ему должно быть предоставлено бесплатное питание и напитки, бесплатное размещение в отеле и трансфер, если ждать приходится всю ночь. Также он может рассчитывать на два бесплатных телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте. Что касается компенсации, то она может быть предоставлена (в дополнение к возвращенной стоимости билета и также в течение семи дней), только если авиакомпания не сумеет доказать, что отмена произошла "в чрезвычайных обстоятельствах, которых нельзя было избежать". Важно отметить, что это касается исключительно денежной компенсации, а не возвращения стоимости билета.

По словам Клэр Кэмпбелл, солиситора юридической фирмы Pannone (Манчестер, Великобритания), в директиве масса неясных мест. "Эти правила ЕС действуют недавно (три года. - "Газета"), пока нет достаточно прецедентов. Например, авиакомпания совершила рейс из Англии в Испанию, а в Испании забастовка работников багажной службы. Должна ли за подобную задержку нести ответственность авиакомпания, ведь она не контролирует багажную службу?" - говорит Кэмпбелл. Относится это и к отмене и задержке рейса из-за погодных условий. Например, в 2007 году англичанин Питер Кенни со своей супругой собирались вылететь домой из Праги. Авиакомпания BMI Baby отменила рейс из-за сильного снегопада. При этом авиакомпания не забронировала им билеты на другой рейс. Пассажиры были вынуждены перебронировать рейс. При этом BMI Baby не оплатила им телефонные переговоры с Англией. В итоге домой они попали лишь два дня спустя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка