О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Госкорпорации приживаются в России

Пока у отечественного машиностроения проблем больше, чем успехов

Формирование в стране государственных корпораций вызывает различные толкования. Наиболее типичными являются рассуждения о закрытости и непрозрачности госкорпораций, их неподконтрольности правительственным структурам, отсутствии механизмов и норм правового регулирования, а также процедур среднесрочного планирования. На вопросы "НВО", связанные с подобными мнениями, отвечает генеральный директор государственной корпорации "Ростехнологии", председатель общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России" Сергей Чемезов.

- Сергей Викторович, вы разделяете обеспокоенность судьбой госкорпораций и каково ваше отношение к развернутой полемике?

- Как и любой другой гражданин, я прежде всего озабочен будущим России. В начале 90-х годов прошлого столетия в нашу страну в одночасье не просто вошел, а фактически ворвался бесконтрольный в те годы рынок. К чему это привело для стратегических секторов экономики страны, уже говорилось не раз. "Лежащие на боку" предприятия, чрезмерно изношенное оборудование, утраченные технологии...

Что делает сейчас государство? Государство делает попытку спасти высокотехнологические отрасли промышленности.

Поддержать своими возможностями в первую очередь те российские компании, которые в силу занимаемого положения на внутреннем рынке, имеющегося спроса в мире на производимые ими услуги и продукцию, а также качество менеджмента смогут на равных конкурировать с уже состоявшимися на мировой арене индустриальными гигантами.

Вы посмотрите на только что обнародованный список двух тысяч крупнейших мировых корпораций. Больше четверти списка приходится на компании Соединенных Штатов Америки. Их в этом рейтинге 598. Россия не дотягивает даже до уровня Китая, Индии, Бразилии. Индия представлена 48 компаниями, а Россия только 28.

Нет российских компаний и в десятке лидеров. Самым продвинутым является наш поставщик энергоносителей на мировой рынок РАО "Газпром". Он занимает 19-ю строчку с капитализацией более 300 миллиардов долларов. Не "жалует" экспертное сообщество и отечественный банковский сектор: Сбербанк - 165-е место, Внешторгбанк - 506-е!

Но больше всего беспокоит то, что среди попавших в рейтинг отечественных компаний нет ни одной, подчеркиваю, ни одной, которая бы представляла обрабатывающую промышленность, сектор высоких технологий.

Когда анализируешь такого рода рейтинги, реальную, а не придуманную экономическую статистику, понимаешь, что альтернативы на сегодняшний день крупным государственным корпорациям нет и быть не может. Все остальное от лукавого, демагогия и желание завести реальное дело в тупик.

Можно, конечно, сказать - а судьи кто? В том плане, что эти рейтинги, опросы, прогнозы в основном делают западные агентства и специалисты. Но согласитесь, прежняя советская рефлексия типа "не учите нас жить" - не лучшая форма для выстраивания экономических отношений с внешним миром.

Пора признаться в существовании наших хронических бед. И приступить к реальной терапии - спасению того, что еще можно и нужно спасти. Государственные корпорации - именно такой организационно-правовой механизм, который способен это сделать. И нелишним будет прислушаться к экспертному мнению из-за рубежа.

- Государственная корпорация "Ростехнологии" озабочена реанимацией в первую очередь машиностроения. Почему?

- Да потому, что в любой, а тем более в нашей стране это ключевая отрасль промышленности. В советские времена именно в машиностроении были сосредоточены основные производственные мощности, ведущие научно-исследовательские институты, лучшие инженерно-технические кадры. Да и сейчас в ней трудятся четыре миллиона граждан России.

Более 3000 машиностроительных предприятий выпускают самую разнообразную продукцию - от отдельных узлов, деталей и механизмов до готовых двигателей, вертолетов, судов и автомобилей.

Естественно, что от конкурентоспособности этой отрасли зависят эффективность национальной экономики и благосостояние граждан России.

Я не открою Америки, сказав, что отечественное машиностроение переживает не лучшие времена. К сожалению, пока проблем больше, чем успехов. Вызывают озабоченность вопрос качества, неоправданно высокие энергозатраты на производство единицы продукции, изношенное оборудование. Добавьте сюда во многом устаревшие технологии, острый дефицит квалифицированных кадров и получите такой букет проблем, над разрешением которых придется трудиться с максимальным напряжением сил. В одиночку предприятиям со всеми этими задачами не справиться. Даже чтобы осмыслить и наметить контуры деятельности, требуются значительные ресурсы - интеллектуальные, финансовые, организационные, кадровые.

Для исправления положения взят курс на создание мощной, многопрофильной, вертикально-интегрированной структуры, деятельность которой была бы подчинена исключительно содействию организациям различных отраслей промышленности. Такая структура создана на основе федерального закона от 23 ноября 2007 года. Это госкорпорация "Ростехнологии" (ГК).

Консолидация активов организаций позволила аккумулировать финансовые средства на развитие приоритетных направлений, оптимизировать затраты путем создания единой политики в области трансферта технологий и продвижения продукции военного назначения на внешние рынки.

Кроме того, мы взялись за решение проблем комплексно, в том числе и в рамках профессионального сообщества "Союза машиностроителей России". Основная цель этой общественной организации - содействие созданию на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной, динамичной, диверсифицированной и инновационной экономики России.

- Известно, что среди четырех "И", которые необходимы российской экономике, новый президент страны назвал инновации…

- Госкорпорация "Ростехнологии" имеет четкий инновационный характер и ориентируется прежде всего на продвижение на внутренний и внешний рынки высокотехнологичной промышленной продукции. Говоря об инновациях, мы в первую очередь выделяем из всей отрасли машиностроения оборонно-промышленный комплекс.

Так сложилось, что инновационные продукты в большей степени создавались в оборонке. А главным критерием их дееспособности является востребованность за рубежом. Что и подтверждается ежегодным ростом военного экспорта. На мировом рынке вооружений Россия устойчиво занимает второе место, активизировались работы по созданию перспективных технологий. Что касается гражданской продукции, то сегодня Россия весьма скромно выглядит в этом сегменте мирового рынка. ГК "Ростехнологии" намерена исправить этот перекос.

- Глобализация экономики - это прежде всего мировое разделение труда. Каким в ней может быть место России? Разработка каких российских технологий, на ваш взгляд, может быть перспективна для мирового рынка?

- Человечество, прежде всего промышленно развитые страны, осваивает постиндустриальную экономику. В ее основе - компьютеризированные системы, инновации, информационные и высокие производственные технологии.

Я полностью разделяю точку зрения, что в острейшей конкурентной борьбе способны выжить только крупные корпорации, пользующиеся мощной поддержкой со стороны государства. Примеров много: это французские "Талес" и "Снекма", британский "БАЕ", шведский "Сааб", итальянская "Финмекканика" и т.д. С последней, кстати, "Ростехнологии" связывают долговременное успешное сотрудничество по ряду направлений.

Например, в мае этого года в рамках первой международной выставки HeliRussia-2008 корпорация "Оборонпром", являющаяся дочерней структурой "Рособоронэкспорта", и входящая в структуру "Финмекканики" компания "Агуста Вестланд" подписали соглашение о начале крупномасштабного долгосрочного сотрудничества в сфере вертолетостроения.

Наша страна также вовлечена в глобальные процессы. Стратегически Россия мотивирована стать ведущей мировой державой с высокоразвитой и социально ориентированной экономикой. Но для достижения новых стандартов жизни потребуется совершить настоящий технологический прорыв. Для перехода с четвертого сразу на шестой технологический уклад требуется самая настоящая технологическая революция.

Основное внимание потребуют такие отрасли промышленности, как авиация, судостроение, энергетика и металлургия. Раньше мы были в этих областях если не "впереди планеты всей", то уж точно среди признанных лидеров. Теперь мы здесь существенно "просели".

Более того, ситуация в оборонно-промышленном комплексе критическая. Темпы его технологического перевооружения составляют не более двух-трех процентов в год. А чтобы присутствовать полноценно на мировом рынке, нужно как минимум иметь девятипроцентные темпы! В России в ряде важнейших отраслей машиностроения почти 15 лет вообще не занимались техническим перевооружением.

В абсолютных цифрах предприятия на свое технологическое перевооружение ежегодно недополучают 1,5-2 миллиарда долларов. Чему здесь удивляться, если из бюджета на техническое перевооружение военных заводов лишь в последние годы выделяется 15-20%, только 3% составляет вклад частных инвесторов, все остальное - это их собственные средства.

Ситуация усугубляется тем, что сегодня, по мнению многих экспертов, приобретение станков и оборудования уже не решает проблему на технологическом уровне. Поскольку имеющиеся на предприятиях кадры не всегда способны их освоить. Наши инженеры и рабочие по своей квалификации, увы, существенно отстают. Западные аналитики считают, что теперь станки надо импортировать вместе с людьми, умеющими их обслуживать. Ряд предприятий вынуждены уже так и поступать. Иностранцы приезжают и работают по 3-4 месяца вахтовым методом. Я не разделяю таких крайних оценок и считаю, что положение можно и нужно исправить.

Есть также мнение, что в Россию надо ввозить целые технологии и технологические процессы. Чтобы не изобретать велосипед, на котором уже полмира ездит. Экономить силы и время. Но при любом прогрессивном оборудовании всегда будет значима роль высококвалифицированных кадров - как рабочих, так и технических специалистов. За последние 15 лет ОПК потерял свыше 60% работников, и, как правило, ушли молодые и перспективные. Сегодня нет ни одного предприятия, где бы остро не стояла кадровая проблема. Поэтому "Союз машиностроителей" подписал специальное соглашение с ведущими техническими вузами страны по вопросам подготовки кадров. Это направление является одним из важнейших для госкорпорации "Ростехнологии". Так что выход один - концентрация в единый структурный кулак интеллектуальных, финансово-производственных и кадровых ресурсов.

- Какие предприятия войдут в госкорпорацию? Что они собой представляют?

- Сейчас готовится передача на баланс "Ростехнологий" нескольких сотен экспортно ориентированных предприятий, прежде всего машиностроительной отрасли. Это, как вы понимаете, колоссальная ответственность. Далеко не все из этих предприятий благополучны и нормально функционируют. Более того, подавляющее их большинство имело проблемы, и весьма серьезные.

Наша первостепенная задача - детально разобраться в их финансово-экономическом состоянии и производственно-технологических возможностях. Предстоит осуществить оперативные меры экономического оздоровления и повышения инвестиционной привлекательности. Однопрофильные предприятия пройдут процедуру укрупнения, будут созданы конкурентоспособные вертикально-интегрированные структуры холдингового типа.

- Значит ли это, что вам достанется кот в мешке? Есть ли возможность получить информацию о реальном состоянии предприятий, которые будут приняты на баланс "Ростехнологий"?

- Это непростой вопрос. Скажу только, что для осуществления полноценного финансово-экономического контроля предприятий, которые войдут в ГК "Ростехнологии", в апреле этого года нами было подписано Соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой РФ. Понимая пикантность ситуации, мы сами вышли с инициативой в Счетную палату. Ну и потом этот шаг свидетельствует о стремлении госкорпорации к повышению собственной прозрачности. Соглашение предусматривает проведение контрольных мероприятий с целью определения законности и эффективности использования госкорпорацией средств, направленных на развитие отечественного машиностроения. Я полагаю, что после подписания Соглашения со Счетной палатой упрек в адрес "Ростехнологий" в нетранспарентности выглядит весьма неуклюже.

Отвечая на все возможные выпады со стороны оппонентов образования госкорпораций и ГК "Ростехнологии", в частности, заявляю: у нас нет цели "подмять" под себя всю отечественную промышленность. А обвинения госкорпорации "Ростехнологии" и "Рособоронэкспорта" в каком-то мифическом рейдерстве не только беспочвенны, но даже противозаконны.

Совсем недавно "Рособоронэкспорту" пришлось защищать свою деловую репутацию в Московском арбитражном суде. Напомню. В одной из общефедеральных газет в ноябре прошлого года появилось интервью главы финансово-промышленной группы "Финансгрупп" Олега Шварцмана, в котором он называет ФГУП "Рособоронэкспорт" в числе структур, задействованных в какой-то "бархатной реприватизации" в России. Мы опротестовали эту информацию и выиграли процесс. Я надеюсь, что нам больше не придется прибегать к крайним мерам и обращаться в судебные инстанции для защиты своего реноме. Хотя в случае необходимости мы это сделаем.

- Сергей Викторович! Из ваших ответов следует, что возрождение российского машиностроения является чуть ли не главной задачей российской экономики?

- Это действительно так. Машиностроение - это становой хребет экономики любой страны, которая стремится занять лидирующее положение в мире. Россия как раз такой страной и является. Поэтому меня весьма удивляют появляющиеся публикации о том, что "Ростехнологии" якобы намерены отхватить самые сладкие куски от российского экономического пирога. Таких сладких кусков в российском машиностроении практически нет. Большинство в отрасли - это проблемные или весьма проблемные предприятия, которые мы планируем поставить на ноги, довести до уровня мировых стандартов. Поверьте, это тяжелый труд и большая ответственность. Мало нашлось желающих взвалить ее на себя. Растащить, продать, перепродать - таких много. Но этот период в истории России, надеюсь, уже прошел. Настало время возрождать и созидать!

При этом не могу не вспомнить наше трехлетнее пребывание в качестве руководителей АВТОВАЗа - войны с криминалитетом, борьбу с хищениями, попытки саботажа под видом забастовок и т.д. Тогда мало было тех, кто в нас верил, и еще меньше тех, кто хотел бы помочь. Тогда, как говорится, только ленивый не бросал в нас камни. Желающих побольнее ударить было предостаточно. Сейчас АВТОВАЗ крепко стоит на ногах. В 2007 году реализовано рекордное за всю историю Волжского автозавода количество автомобилей. Прибыль составила около четырех миллиардов рублей (3 млрд. 951 млн. руб.), что выше этого показателя за 2006 год почти на 60%.

Ответ на когда-то риторический вопрос "быть ли российскому автопрому" стал утвердительным. Уверен, мы справимся с еще более сложной и ответственной задачей возрождения отечественного машиностроения. Альтернативы нет. Будем работать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка