О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Искусство для пассажиров

В августе в Новосибирске прошла передвижная выставка современного российского искусства "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Она была представлена экстравагантным пока для России образом - экспозиция развернулась в аэропорту

В августе в Новосибирске прошла передвижная выставка современного российского искусства "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Она была представлена экстравагантным пока для России образом - экспозиция развернулась в аэропорту. В то время как в мире подобная практика не только широко распространена, но и является более или менее обязательной частью деятельности ведущих аэропортов.

Претенденты на большее

Расширяющаяся практика проведения выставок в аэропортах отражает, как говорят эксперты, метаморфозы, происходящие с аэропортами. Это отражение изменившегося места, которое аэропорт занимает в современной жизни. Это уже не просто перевалочный пункт, удаленный от города и жизни, а сам по себе город и важная часть жизни миллионов человек.

Аэропорты появились в 1920-х годах и какое-то время были предметами восхищения, на которые приходили посмотреть. "Поездка в аэропорт без всяких билетов или планов куда-то улететь была одним из любимых способов воскресного времяпрепровождения, такого, когда выходят в люди в лучших воскресных нарядах,- говорит художественный критик Марджори Шварцер.- Затем они стали частью транспортной системы. И сейчас постепенно превращаются уже в часть города, если не в самый город".

Всемирно известный историк искусства, архитектуры и городского ландшафта Роберт Брюгманн утверждает, что тенденцию, в соответствии с которой аэропорты все быстрее перенимают черты центра города, не остановить. "Аэропорты сегодня становятся тем, что мы привыкли называть downtown",- говорит он. Поэтому нет ничего странного в том, что аэропорты стараются воспроизвести у себя все, что есть в центре более или менее цивилизованного мегаполиса. Почта, супермаркеты, кинотеатры, бутики, рестораны, часовни. В Амстердаме всерьез говорят о возможности открытия в аэропорту высококлассного борделя. Ко всему этому в середине 1990-х годов начали добавляться и выставочные залы или даже полноценные музеи.

Практика организации выставок в аэропортах в мире началась в 1990-х годах, и теперь куратор выставок или эксперт-искусствовед - штатная должность во многих компаниях-операторах аэропортов. Кризис авиаперевозок, сказавшийся на многих сторонах деятельности ведущих аэропортов мира, похоже, никак не затронул этот вид деятельности. По словам сотрудника пресс-службы компании Aeroports de Paris (оператор парижских аэропортов Орли, Ле-Бурже и аэропорта имени Шарля де Голля), компания прекрасно понимает, что ее аэропорты являются витриной Парижа, а потому ни в коем случае не собирается приостанавливать свою работу в том, что касается организации выставок в своих терминалах. Кстати, первые выставки произведений искусства начались именно в парижских аэропортах в середине 1950-х годов. Однако еще в течение нескольких десятилетий выставки были скорее исключением, чем правилом.

Сейчас вернисажи и музеи в аэропортах выполняют тройственную функцию. Один из основных движущих мотивов для аэропортов - создание чувства места для пассажира. "Современный пассажир - это такой глобальный кочевник, желающий везде чувствовать себя если не как дома, то уж точно чувствовать себя удобно и уютно, без скованности",- говорит Джон Зуковски, куратор Чикагского института искусств и по совместительству организатор многих выставок в чикагском аэропорту имени О"Хары. Еще одна функция выставки в аэропорту - PR того места, в котором он расположен. Этого требуют от операторов местные власти. Наконец, третья функция - PR уже самого аэропорта. "Выставка в аэропорту делает его более значимым объектом, чем просто транзитный пункт",- говорит Марджори Шварцер.

Ваш портрет

Наиболее традиционной практикой является организация выставок работ местных художников. "Такая система позволяет не только выполнить все требования, которые сами аэропорты предъявляют к этому виду деятельности - в первую очередь повышение культурного имиджа местности у приезжающих, но и значительно сократить расходы, поскольку расходы на проведение выставки полностью или частично берут на себя муниципальные власти,- говорит немецкий независимый консультант Грегор Кун.- Расходы аэропорта сводятся к предоставлению места для экспозиции. Довольны обе стороны - аэропорт предстает в качестве важного культурного центра, что, конечно, повышает его статус. Город получает возможность заявить о себе даже транзитным пассажирам".

Такая практика получила особое распространение в аэропортах Северной Америки. У международного аэропорта Лос-Анджелеса, к примеру, существует соглашение с городским управлением по делам культуры о регулярной экспозиции работ местных художников в терминалах аэропорта. Международный аэропорт Торонто и вовсе проводит ежегодные конкурсы местных художников с жюри и премиями. Программа выставок оператора аэропорта в Торонто организована совместно с городскими властями и частично финансируется ими.

"Аэропорты становятся своего рода средством, с помощью которого община - город или даже провинция - доносят до гостей свое послание. Что это за послание, решает, разумеется, община. Но в любом случае мы говорим о некоторой рекламе",- рассказывает критик из Монреаля Аньез Лами, приведшая в качестве примера одной из самых успешных выставок, организованных компанией Aeroports de Montreal, фотографическую выставку "Гастрономия Монреаля" одного из самых известных канадских фотографов Андре Паради. Фактически это была реклама и лучших монреальских ресторанов, ведь блюда, которые фотографировал Паради, были приготовлены пятью ведущими поварами города.

Аэропорты (и города) с большими амбициями устраивают уже выставки не локальные, а международные. Типичный пример - прошедшая летом этого года в парижских аэропортах Орли и имени Шарля де Голля выставка "27 художников-графиков - Европе", приуроченная к переходу к Франции места председателя в Европейском союзе. Выставка была организована совместно с министерством культуры Франции, однако представители компании-оператора не забыли подчеркнуть ею особый статус парижских аэропортов: "Европейские пассажиры составляют большинство в наших аэропортах... Великий аэропорт не может не быть местом культурного обмена между странами и нациями... Это есть продолжение нашей миссии",- говорит генеральный директор Aeroports de Paris Франсуа Рубишон.

Сотрудничество аэропортов с крупными городскими галереями и музеями обычно ограничивается помощью галерей в сборе и организации выставок. Однако существует и поистине уникальная форма сотрудничества - филиал всемирно знаменитого амстердамского Rijksmuseum в международном аэропорту Амстердама - Schiphol. Пока Rijksmuseum Amsterdam Schiphol - единственный музей изобразительных искусств на территории аэропорта.

Он расположен прямо в здании аэропорта, за зоной паспортного контроля. Вход в него бесплатный. Музей был открыт в декабре 2002 года. Это полноправный филиал музея, проводящий собственные выставки, разумеется, с учетом особенностей своего месторасположения. Выставки обычно небольшие, однако выставляются мастера первой величины. Например, до середины октября этого года в музее проходит выставка "Книги в эпоху Рембрандта", на которой экспонируются десять картин мастеров "золотого века" голландской живописи. Их объединяет то, что в каждой картине присутствует какая-нибудь книга. Кроме картин выставлены и сами книги, изображенные на полотнах. Жемчужина экспозиции - картина "Пожилая женщина, читающая книгу" - портрет матери Рембрандта работы Герарда Доу.

Еще один уникальный опыт - уже не отделение музея в аэропорту, а собственные музеи, устроенные аэропортами. Первым зарегистрированным музеем при аэропорте стал Музей аэропорта Сан-Франциско в Калифорнии. Теперь собственные галереи имеют несколько десятков аэропортов Северной Америки и Западной Европы. Один из самых известных - Sky Harbor International Airport в Фениксе, штат Аризона. У него есть собственная программа закупки произведений искусства, выставки, платные для пассажиров. По словам куратора галереи Ленни Эллер, довольно часто случается, что и местные жители готовы заплатить за билет на выставку.

"Будущее зависит от тебя"

Выставка в новосибирском аэропорту "Толмачево" возникла как пересечение двух новаторских проектов: идеи коллекционера Пьера Броше прокатить выставку звезд российской художественной сцены 1990-2000-х годов по крупным городам и новой концепции аэропортов, разрабатываемой компанией "Новапорт", входящей в холдинг AEON Corporation. Его президент Роман Троценко явно неравнодушен к современному искусству - он основатель московского центра современного искусства "Винзавод". В самом факте, что в аэропорту висят произведения самого эзотерического представителя московского концептуализма Андрея Монастырского, вдумчивого антикапиталиста Дмитрия Гутова или основоположника психоделического реализма Павла Пепперштейна, есть какое-то окрыляющее безумие. "Увидеть Пепперштейна и улететь" - прямо на пресс-конференции сочиняли заголовки к будущей статье местные журналисты. Однако выставка оказалась куда более обыденной, чем предполагала ситуация.

Не слишком многочисленные работы тесно разместились в белых боксах, подозрительно напоминающих те киоски, в которых в аэропортах обычно размещаются торговые точки, представительства авиакомпаний и тому подобное. Впрочем, подборка работ, которые удалось втиснуть в эти стенды, позволяет составить хоть и несколько поверхностное, но в общем адекватное представление о том, что творилось в актуальном российском искусстве в последние лет пятнадцать. Да и произведения выбраны по возможности понятные.

Любой пассажир без труда поймет, что хотели сказать, например, "Синие носы" - Александр Шабуров и Виктор Мизин, сфотографировавшиеся в виде грозных мужиков с вилами на фоне гламурных витрин и подписавших снимок: "Предлагаем реквизит для революций".

Вообще-то выставка "Будущее зависит от тебя" - не просто набор хитовых работ, но и попытка объяснить "простыми словами" ключевую проблематику современного искусства. В каталоге, как и в предыдущих экспозициях, произведения были скомпонованы по темам: "Идея" и "Революция", "Пародия" и "Неоклассика", "Тело", "Социальность", "Психоделия" и снабжены подробными экспликациями. В условиях аэропорта места для этикеток не осталось, а границы между разделами размылись, точнее обнаружили свою условность. Тот же Монро вместе с Олегом Куликом был отнесен к разделу "Тело", но вполне мог попасть и в "Пародию", а вот записанная в неоклассики группа АЕС могла бы оказаться и в разделе "Социальность": в Новосибирск привезли их знаменитый фотоколлаж - статую Свободы в парандже. Впрочем, кто будет вникать в искусствоведческие тонкости в аэропорту - так и на самолет можно опоздать.

"Не все же по duty free шастать да бутерброды лупить"

Алексей Васильченко, генеральный директор компании "Новапорт":


- Наша компания давно вынашивает идею аэропорта как не только транспортного узла, но и культурного центра. Еще до проекта "Будущее зависит от тебя" мы устраивали в "Толмачево" фотовыставку, посвященную экстремальным видам спорта. Во многих крупнейших аэропортах мира - в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, лондонском Хитроу - вы обязательно увидите множество произведений искусства, которые являются частью концепции аэропортов. Эта концепция заключается в том, чтобы дать пассажирам возможность занять чем-то интересным то время, которое они вынуждены проводить в ожидании полетов, и отвлечься от того стресса, который так или иначе связан с путешествием. Ведь не все же по duty free бродить да лупить бутерброды...

Мы планируем делать не только временные выставки, но и постоянную экспозицию, в которой будут не только, скажем, картины, но и произведения монументального искусства. В новом аэропорту, который мы сейчас строим в Новосибирске, предусмотрено даже выставочное пространство. Причем это не особенность одного только "Толмачево", а часть нашей концепции. Выставки предусмотрены и во всех шести региональных аэропортах сети "Новапорт".

Постоянная экспозиция, скорее всего, будет представлена современным русским искусством. Мы рассчитываем, что событийные выставки привлекут и любителей искусства, не заинтересованных в авиаперевозках.

Подбором коллекции будут заниматься профессиональные кураторы, которые смогут учесть и возможность негативной реакции на особо эпатажные произведения. Я не думаю, что такого рода искусство нужно показывать в аэропортах. Людям, ожидающим полета, все же надо дать возможность снять стресс и подумать о хорошем, а не превращать их в этаких ежей, всеми силами отталкивающих от себя увиденное....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсант - Business Guide». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка