О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

А ты купил "уан-уэй тикет"?

25 октября в Белом доме прошло совещание по вопросу "О мерах по предотвращению кризисной ситуации на предприятиях, осуществляющих пассажирские авиаперевозки"

Уважаемые пассажиры!

Будьте вы хоть обожаемыми, экипажи самолетов больше не приветствуют вас. Не могут. Лайнеры пока не набирают высоту, не приземляются в аэропорту назначения города N. Да и время в пути неизвестно. Хотите посетить Дальний Восток нашей страны или Сибирь? Выбирайте поезд. В последнее время авиарейсы стали настолько "удобными", а, главное, быстрыми, что путешествие иными видами транспорта часто не только экономичнее, но и надежнее. Как минимум, точно и во время доберетесь до места. Чего не скажешь о Крайнем Севере или Северо-Востоке, где все как в известной песне: "машины не ходят сюда, бредут, спотыкаясь, олени". Мотив это теперь не только Чукотский, но Камчатский, Магаданский, и иже с ними.

Желаете острых ощущений? Специально для вас - экстремальный полет с массой поводов для выброса адреналина. Не забудьте купить билет. Лучше заранее. Программа воздушного туризма разнообразна. Недельные ожидания "на голодном пайке" в аэропорту незнакомого города, бессонные ночи и кричащие дети, отсутствие денег и твердое "нет" авиакомпаний вернуть их при отказе от перелета. Забастовки пилотов, самолеты без керосина, общее безразличие представителей авиакомпаний к вашей судьбе и нервотрепка в компании братьев по несчастью - пассажиров вашего и сопредельных рейсов, бегающих по разным инстанциям как пони по кругу, в поисках способов улететь.

Похоже, многочисленные жалобы и мольбы авиапассажиров, надолго застрявших меж небом и землей, и брошенных на выживание на территориях им мало известных с билетом "в один конец", наконец, привели к решительным заявлениям президента страны и правительства, пробуждая совесть чиновников "от авиации". Будем на это надеяться, поскольку 25 октября в Белом доме прошло совещание по вопросу "О мерах по предотвращению кризисной ситуации на предприятиях, осуществляющих пассажирские авиаперевозки". Проводивший его Сергей Иванов в своей речи определил цель мероприятия так: "рассмотреть меры, я бы добавил, неотложные меры по стабилизации ситуации на предприятиях, которые занимаются пассажирскими авиаперевозками… Мы помним, что было с авиакомпанией "ЭйрЮнион", совсем недавно с "Интеравиа", поэтому уже можно говорить о системности этих негативных процессов".

То есть, граждане, мы пока с вами не в кризисе, но, видимо уже "на грани", когда перебои с пассажирскими авиаперевозками, по признанию замглавы кабинета министров, "это уже фактически стало системным явлением". "О самой ситуации распространяться не буду. Вы все прекрасно ее знаете. Тем более, что здесь собрались и представители ведущих авиакомпаний отрасли, авиапроизводители, и, соответственно, все представители органов власти, кого это касается", - подчеркнул вице-премьер.

Довольно конкретно. Действительно, кого это касается? А если точнее, должно же это когда-нибудь, хоть кого-нибудь тронуть? Кроме бедных-несчастных авиапассажиров, совершенно не виноватых в проблемах, которые пытаются им навязать. За что они, спрашивается, заплатили своими далеко не дешевыми билетами на полет?

Оказывается, за многое. И меры по ликвидации причин такого положения вещей должны быть выработаны в кратчайшие сроки. Участникам совещания удалось рассмотреть основные.

Овес-то нынче дорог!

Первое. Цены топливо и авиакеросин. Недавние проверки поставщиков с участием Федеральной антимонопольной службы показали, что в иных случаях они были завышены на 10-20% путем реализации различных, в том числе и "отмывочных" схем. В этой связи финансовый аспект становится приоритетом для обсуждения на государственном уровне. Обстановка на финансовых рынках на сегодняшний день такова, что авиакомпании практически полностью лишены доступа к кредитным ресурсам. А производители топлива требуют 100% предоплаты. "В таких условиях, естественно, ни одна авиакомпания полноценно функционировать не может. Поскольку платить за топливо вперед авиакомпаниям практически нечем", - отметил С.Иванов. Тем не менее, вопрос о поставках авиатоплива по долгосрочным контрактам, по его словам, фактически решен. Они действительно станут долгосрочными, где-то в пределах одного года, и будут основываться на реальной цене нефтепродуктов и, соответственно, керосина.

Следующий вопрос: целесообразность разработки порядка доступа топливных компаний к инфраструктуре топливо-заправочных комплексов. Речь идет о демонополизации этого сегмента рынка, необходимость которой, как отмечалось на совещании, назрела уже давно. Известно, что некоторые ТЗК (топливо-заправочные комплексы) фактически произвольно устанавливали тарифы на хранение топлива и доставку его "под крыло". Предполагается, что Минтранс должен привлечь Федеральную службу по тарифам для того, чтобы установить экономически оправданные нормативы на эти виды услуг. Тогда, может быть, структура стоимости авиабилета станет куда более прозрачной, чем она есть на сегодняшний день.

Когда финансы поют романсы

Второе. Возможно, авиакомпаниям будет предоставлена отсрочка сроком от шести месяцев до года по уплате таможенных пошлин за воздушные суда иностранного производства и комплектующие к ним с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. В связи с многочисленными долгами авиакомпаний перед аэропортами и аэронавигацией, что, кстати, явилось одной из причин их "недееспособности", объявленной пассажирам, предлагается также подумать о введении моратория на повышение ставок сборов и тарифов за услуги по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию на внутренних регулярных перевозках до 1 мая 2009 г. "Это социальная задача", - пояснил С.Иванов. - В прошлом году и в этом году мы наблюдаем устойчивый рост пассажиропотока на авиационном транспорте. Это хорошая тенденция. Стали больше летать внутри страны, в том числе, на Дальний Восток, а мы этого давно добивались. И не можем допустить ситуации, чтобы тенденция, чтобы этот поток стал снижаться. Поэтому речь идет именно о внутренних авиаперевозках. Что касается внешних, то они продолжают оставаться достаточно прибыльными. И здесь, на мой взгляд, какой-то дополнительной поддержки со стороны государства не требуется".

В сложившихся условиях необходим и детальный анализ структуры эксплуатационных расходов авиакомпаний, выработка мер по их оптимизации, в том числе, с использованием нормативного правового регулирования в области авиационной деятельности. Оценка финансовых показателей должна стать одним из критериев при рассмотрении вопросов, как о выделении кредитов, так и о допуске авиакомпаний на рынок авиационных перевозок. В том числе, с учетом ограничений на "глубину" продаж авиабилетов. "Это тоже проблема, потому что в нынешних условиях авиакомпании продают билеты задолго вперед, и при той волатильности цен на нефтепродукты, на авиационный керосин, возникают очень и очень большие проблемы. Билеты уже проданы, а оборотки не хватает. То, с чем мы столкнулись в последние месяцы очень наглядно", - прокомментировали на совещании.

Кроме того, представляется целесообразным обсудить возможность рекомендовать кредитным организациям с государственным участием осуществлять кредитование авиапредприятий для поддержания операционной деятельности на приемлемых условиях. "Я понимаю, что формулировка слова "приемлемый" может вызывать различное толкование. Но в любом случае она должна быть действительно приемлемой по нормальным кредитным ставкам", - акцентировал вице-премьер.

Набирая обороты, посмотри, где повороты

Третий момент. В России набирает обороты процесс объединения и укрупнения авиакомпаний. Иными словами, крупные, сильные авиаперевозчики постепенно поглощают более слабых. Само по себе явление считается нормальным. Бизнес есть бизнес, конкуренция есть конкуренция. Тем не менее, негативный оттенок подобной оптимизации остро, особенно в последнее время, стал ощущать на себе персонал большинства "несостоявшихся" авиакомпаний. Массовые увольнения и "ударные" задержки зарплат коснулись уже как летного состава, так и обслуживающего персонала, включая службы, работающие на земле. Все это выливается в организованное недовольство экипажей, отказывающихся выполнять рейсы без оплаты весьма нелегкого и часто связанного с риском труда. В ряде случаев имеем уже близкое к состоянию предреволюционных стачек поведение наземных служб. Как результат - срывы графика авиаперевозок, и тоже срывы, только нервные, у пассажиров. Этому вопросу на совещании уделили особое внимание: "Мы ни в коем случае не должны забывать о персонале авиакомпаний… В случае укрупнения, оптимизации люди должны четко знать, какова их дальнейшая судьба. С летчиками, бортпроводниками, обслуживающим персоналом надо разговаривать. И заранее предупреждать о тех мерах по оптимизации и укрупнению авиакомпаний, которые мы запланировали", - отметил С.Иванов.

Это лишь некоторые возможные шаги, направленные на решение отдельных аспектов системных проблем в гражданской авиации. Задача сегодняшнего дня - выработать целый комплекс мер финансово-экономического характера, направленных на выход из тяжелой ситуации с авиационными перевозками. "Времени на раздумье больше нет, и решения надо принимать быстро", - резюмировал вице-премьер.

Министерством транспорта, по его словам, оперативно подготовлено предложение, направленное на стабилизацию ситуации в отрасли. Предлагаемые меры носят комплексный характер. Среди них кредитно-финансовые, организационные, таможенные, налоговые новации, призванные нормализовать положение, и, в конечном счете, добиться главного: исключить задержки рейсов по вине авиакомпаний. А в случае возникновения проблем обеспечить, во-первых, резервирование воздушных судов, во-вторых, финансовую ответственность авиакомпаний за срыв рейсов, в первую очередь перед пассажирами.

Стоит только добавить: "Ваши бы слова, господа, да Богу в уши". Может быть, тогда "униженные и оскорбленные", нагруженные багажом и падающие от усталости пассажиры не будут метаться по аэровокзалам в поисках достойного пристанища в ожидании своего законного права оказаться, наконец, на борту вожделенного лайнера. А сам перелет, согласно приобретенному авиабилету, станет больше похож на удовольствие, а не на многодневные, изнуряющие тренировки бойцов спецназа. Которых, кстати, хотя бы кормят и иногда дают выспаться....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка