АвиаПорт.Ru
13 февраля 2009, 13:10
Финансовый кризис отразился на бизнесе авиакомпаний снижением объемов перевозок
Олег Королев, генеральный директор авиакомпании "Аэрофлот-Карго"
- Как отразился финансовый кризис на российских грузовых авиаперевозчиках?
- Финансовый кризис отразился на бизнесе авиакомпаний, прежде всего, снижением объемов перевозок. Спад начался с ноября 2008 года - вопреки прогнозам мировых аналитиков, которые были актуальны еще в начале осени 2008 года, а также вопреки нашим прогнозам ежегодного увеличения спроса на грузовые перевозки в конце года. Динамика общего объема перевозок на пассажирских и грузовых ВС к аналогичному периоду прошлого года пугающая. Так в ноябре произошло снижение на 9%, в декабре -на 21%, и в январе, по предварительным данным, - на 38%. Но поскольку количество грузовых воздушных судов в январе 2008 и 2009 годов в "Аэрофлот-Карго" отличается, наиболее показательны данные по перевозкам на пассажирских самолетах "Аэрофлота", мы наблюдаем снижение на 22,5%.
Приведенные показатели совпадают с оценками и кризисными прогнозами IATA и отражают общемировые процессы. Так IATA заявляла, что объемы грузовых авиаперевозок сократились в декабре 2008 года почти на 22,6%, что является "шокирующим и беспрецедентным результатом". Общие убытки авиакомпаний за год превысили $5 млрд.
Сокращение объемов перевозок связано с общими экономическими явлениями - снижением оборотов торговых сетей и сокращением активности в сфере промышленности. Поскольку произошло общее затоваривание, и с началом кризиса снизился спрос именно на дорогие товары, требующие срочной доставки, первыми ощутили изменения именно авиаперевозчики грузов. Спад в сфере промышленного производства на территории России также отразился на нас - порядка 25% грузопотока компании составляет промышленное оборудование и комплектующие для конвейеров, которые требуют срочной доставки. Наряду с этим, жизнь авиаперевозчиков осложнил кризис в банковской сфере. Обслуживание эксплуатируемых воздушных судов, обновление парка ВС - все это возможно лишь благодаря кредитным средствам.
- Как вы скорректировали свои планы, какие видите способы выхода из сложившейся ситуации?
- Очевидно, что доходы предприятия будут ниже не только изначально запланированных, но и тех, что фигурировали в прогнозах середины декабря 2008 года, когда мы корректировали план. В этой связи главная стратегия на краткосрочный период - сократить расходы предприятия. Сейчас мы не имеем возможности работать в убыток в низкий сезон, в расчете на компенсацию этих затрат в период пикового спроса. Поэтому некоторые программы, направленные на быстрый рост, приостановлены до лучших времен. Открытие новых линий перенесено на весну-лето, если экономическая конъюнктура к тому времени станет благоприятнее. На некоторых регулярных маршрутах сокращены частоты, некоторые рейсы объединены. Это нормальная практика работы авиакомпании, которая идет в ногу с рынком и корректирует свою активность в зависимости от колебаний спроса. При этом мы много работаем над повышением уровня сервиса, активизируем работу с пассажирской сетью, оптимизируем скрытые ресурсы.
- Стоит ли рассчитывать на господдержку, и какой она должна быть?
- Да, на господдержку непременно стоит рассчитывать. И вовсе не обязательно это должны быть прямые вливания в отрасль или определенную компанию, новые кредиты и прочее. Есть масса сфер, где государство может оказать помощь перевозчикам, что называется, в рабочем порядке. Первое, что должно быть сделано, это гармонизация таможенных правил и приведение этих правил к единому знаменателю с мировыми стандартами. Унификация системы таможенных правил не просто облегчит работу грузоотправителям и грузоперевозчикам, но заметно оживит рынок. Упрощение процедур таможенного оформления импорта и транзита через нашу страну снизит себестоимость перевозки, что может явиться стимулом к росту спроса на данный вид услуг. Второе - скорейшее подтверждение возмещения налоговыми структурами тех денежных средств, которые должны быть возвращены предприятию из государственного бюджета по предоставленным документам. Если предприятие крупное, то и суммы немалые, они позволили бы компании пережить период кризиса в экономике без кассового разрыва. Но сегодня процесс возврата занимает так много времени, что порой предприятие не доживает до счастливого дня... В период снижения спроса, когда авиаперевозчики переживают острый недостаток оборотных средств, скорейший возврат НДС из государственного бюджета сильно поддержал бы и нашу компанию, и других. Очень важно, что снижение цен на авиатопливо уже оказало реальную поддержку авиаперевозчикам. Но еще больше бы нам помогло приведение ценообразования в России к общемировому стандарту....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции