О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-214 полетит рейсами "Аэрофлота"

На прошлой неделе в Минэкономразвития РФ объявили итоги конкурса инвестиционных проектов лизинга российской авиатехники. Победителями признаны "Ильюшин-финанс Ко" и Финансовая лизинговая компания (ФЛК). Последняя, как известно, тесно работает с КАПО им. Горбунова. Победа ФЛК означает, что КАПО гарантированно получит госзаказ на Ту-214: предполагается, что за 2 года будет выделено более 4 млрд. рублей бюджетных денег.
Итоги тендера и связанные с ним перспективы ФЛК и КАПО им. Горбунова комментирует генеральный директор ФЛК Евгений ЗАРИЦКИЙ:
- Мы не просили о субсидировании процентных ставок и предоставлении госгарантий. Мы просто предложили государству войти в состав акционеров ФЛК в доле, эквивалентной объему уставного капитала, который сейчас составляет 1, 5 млрд. рублей. Предполагалось, что если государство войдет в состав акционеров равнозначной суммой, то этих средств хватит для запуска производства самолетов по уже заключенным и готовым к заключению контрактам (на сегодняшний день подписаны договора на 10 самолетов, еще на три заключен опцион). Такое участие государства даст возможность ФЛК заимствовать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего развития программы.
Сейчас ряд банков уже высказал свою заинтересованность в кредитовании программы авиализинга. В частности, это "Внешторгбанк". Речь идет о достаточно длительных сроках вложений -8-10 лет. Причем без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства.
Кроме того, мы взяли на себя обязательство по погашению задолженности КАПО им. Горбунова. Сейчас мы уже погасили задолженность перед республиканским и местными бюджетами. Кроме того, погасили долги предприятия перед энергетиками и провели авансовые платежи. В общей сложности речь идет о сумме примерно в 200 миллионов рублей.
ФЛК работает в Татарстане, участвует в ряде республиканских проектов. Поэтому вхождение в состав акционеров правительства республики абсолютно логично. Предполагается, что акционеры компании, в том числе и республика, предложат теперь федеральному центру (пока непонятно, какой именно организации, но, думаю, скорее всего это будет Российский фонд федерального имущества) приобрести 51% акций. Если учесть, что блокирующий пакет (25% + 1 акция) остается за Республикой Татарстан, то компания будет фактически полностью государственной. Это вполне осознанный шаг. Как я понимаю, акционеры идут на это, чтобы поддержать КАПО им. Горбунова. Это лишний раз показывает и взвешенный подход руководства республики, которое сумело сохранить один из лучших российских заводов.
Договора на поставку самолетов Ту-214 заключены, прежде всего с хабаровской "Дальавиа" (6 самолетов). Затем два самолета, предназначенные для авиакомпании "Третьяково" (Москва), которая занимается грузовыми спецперевозками (в том числе по линии "Рособоронэкспорта). "Третьяково" заказала Ту-214 именно в грузовом исполнении. Это очень хорошо. Ведь большинство специалистов говорит о том, что у покупателей, и не только российских, очень высока степень заинтересованности в самолете Ту-214, выполненном именно в грузовом исполнении. Сейчас мы заключили договора с КБ "Туполев" на проработку конструкторской документации. Формируется смета, и в ближайшее время мы уже будем оплачивать туполевским конструкторам работу по созданию и сертификации грузового Ту-214. Поставку планируется завершить не позднее первого полугодия 2003 года.
Третья авиакомпания, с которой заключен договор на покупку 2 самолетов в лизинг и еще 3 по опциону, -одна из основных структур в области организации чартерных перевозок, так называемая "Версус Холдинг". Компания связана с Аэрофлотом, который и будет выступать эксплуатантом. Базироваться самолеты будут в "Шереметьево", техническая база и экипаж - Аэрофлота.
Тройственная договоренность между Аэрофлотом, нами и "Версус Холдинг" даст возможность Аэрофлоту как следует облетать Ту-214, причем со 100-процентной эксплуатацией на маршрутах в Европу и Азию. Уже проведен маршрутный анализ, подтвержденный Минтранспорта РФ.
Таким образом, удалось убить сразу двух зайцев: во-первых, теперь Аэрофлот, в последнее время несколько негативно относившийся к российской технике, получает возможность присмотреться к казанским самолетам. Во-вторых, под флагом Аэрофлота Ту-214 узнают и на внешнем рынке.
Нам выгодно продавать машину на условиях опциона. Это твердый заказ, подтвержденный некими финансовыми обязательствами либо оплатой. Сегодня так работает весь мир. Самолет - достаточно дорогостоящая вещь. У нас он производится 17-18 месяцев (Аirbus заказы выполняет в течение 3 лет). За это время может вноситься ряд конструктивных изменений, которые не были оговорены при заключении договора. Поэтому во всем мире продажа по опциону считается выгодной и практикуется повсеместно.
В качестве базовой цены Ту-214 можно назвать $25 млн. Однако в зависимости от предъявляемых заказчиком требований она меняется, и зачастую очень существенно. Что касается некоторой разницы в цене первого и второго заказа для хабаровской "Дальавиа" (первый раз компания приобрела 2 самолета), это объясняется следующим. Первые два самолета имели достаточно большую степень готовности, поэтому цена была несколько ниже. Сейчас цена меняется из-за того, что стоимость целого ряда комплектующих за год возросла очень существенно -иногда на 200 и более процентов. Завод действует по минимальной для себя рентабельности, поскольку надо учитывать и приемлемую для покупателя цену. Мы очень надеемся, что выигрыш в тендере позволит сформировать некий пул заказов для комплектующих изделий и снизить себестоимость самолета.
Победителям тендера будет выделено более 4 млрд. рублей. Что причитается ФЛК и что "Ильюшину-финанс" пока не очень ясно. Речь шла о 3 млрд. рублей в этом году и 1 млрд. с небольшим - в следующем. Мы предполагаем, что эти цифры были названы исходя из задекларированного "Ильюшиным" и ФЛК совокупного объема денежных средств, который требуется для выполнения наших программ. Будем разбираться и делиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка