Свободная Пресса
30 апреля 2009, 17:28
Разбился первый в истории Су-30 МКИ
Индийские ВВС потеряли российский сверхзвуковой истребитель. Не ясно только из-за техники или пилота
Самолет принадлежал авиаэскадрилье базирующейся в Пуне, что в 100 км к северо-востоку от Бомбея. Начато расследование инцидента.
Как сообщил источник "Свободной прессы" в ВВС России - это первый случай гибели самолета данной модификации и пока ничего конкретного о причинах катастрофы сказать нельзя. Требуется тщательное изучение всех возможных причин. Но, по словам источника, не обязательно думать, что виноват в катастрофе самолет, вполне возможно, негативную роль сыграл и пресловутый "человеческий фактор". Тем более, эти истребители поступили на вооружение армии Индии сравнительно недавно.
Феноменальный самолет
Свой первый испытательный полет серийный СУ-30 МКИ совершил в конце 2001 года с аэродрома Иркутского авиационно-производственного объединения, где и был сделан. А первую партию самолетов отправили в Индию уже в 2002 году.
Данная модификация была разработана специально для индийских ВВС. Аббревиатура МКИ означает - модернизированный коммерческий индийский. Истребитель существенно превосходит обычный Су-30 по боевым характеристикам. Он имеет многоцелевой вектор тяги и другие современные приборы в том числе индийского и израильского производства. Министр обороны Индии два года назад заявил, что с появлением на вооружении Су-30 МКИ страна получила новую базу для обеспечения надежного прикрытия северных и северо-восточных границ страны. Эти самолеты сменили дислоцировавшиеся там ранее перехватчики МиГ-25, которые постепенно снимаются с дежурств. Принимая первые 10 сушек, главный маршал авиации Индии Кришнасвами заявил:
- Точность наведения систем вооружения - просто феноменальная. Вообще, это очень необычный самолет. Ни в одной стране мире нет ничего подобного.
Американцы приуныли
- ВВС стран, на вооружении которых находятся российские многофункциональные истребители Су- 30 МК, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе, - заявил однажды в беседе с корреспондентом газеты USA Today американский генерал Хал Хомбург, отмечая успехи именно индийских ВВС в учебных боях против американских самолетов F-15С. - Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. F-15 является основным нашим боевым самолетом для завоевания превосходства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему "отрезвляющим душем" для многих чинов ВВС, - сказал генерал.
Осталась тайной причина, заставившая американского генерала сказать эти слова. Но ходили слухи, что в индийском небе российские "сушки", пилотируемые индийских военными пилотами, "сделали" американцев.
Впрочем, о "ненадежности" своих F-15 Хал Хомбург говорил накануне слушаний в Конгрессе США, которые должны были утвердить программу финансирования разработки и испытаний истребителя 5-го поколения F-22 "Raptor" (стоимость каждого самолета - 140 миллионов долларов), который должен был заменить F-15C. Для сравнения - Су-30 МКИ стоит примерно 40 миллионов.
Су-30 - главная статья российского экспорта
Два месяца назад, в феврале 2009 года правительство России заявило, что высокие темы прироста показателей экспорта оружия в 2008 году обусловлены прежде всего экспортом истребителей типа Су-30. Выручка от его продажи достигла 30 процентов от общей суммы экспорта вооружений. В денежном выражении в прошлом году она выросла на 8 процентов и достигла 8 млрд долларов, против 7,4 млрд в 2007 году.
В 2008 году этих самолетов было поставлено на экспорт около 40 штук: 8-10 Су-30 МКА - в Алжир, 6 Су-30 МКМ - в Малайзию, до 16 Су-30 МКИ с учетом машинокомплектов для производства по лицензии - в Индию, 8 Су-30 MK2V - в Венесуэлу и два Су-30 МК2 - в Индонезию. Для сравнения: в США в 2008 году было произведено 60 тяжелых истребителей аналогичного класса F-15 и F-18.
Разработка истребителя Су-30КИ началась в 1997 году в ОКБ им. П.О.Сухого совместно с КнААПО по заказу Индонезии. Самолет во многом унифицирован с Су-27СК и Су-35.
Из досье "СП"
Самолет Су-30МК по аэродинамической схеме представляет собой неустойчивый в продольном канале триплан. Для увеличения подъемной силы и повышения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение. Оно отклоняется автоматически для обеспечения устойчивого полета на больших углах атаки. Интегральная аэродинамическая схема, совмещенная с управляемым вектором тяги, обеспечивает небывалую маневренность и высокие взлетно-посадочные характеристики. Оснащенный цифровой системой дистанционного управления, Су-30МК способен выполнять ряд уникальных маневров, используемых в качестве противоракетных и для достижения превосходства в ближнем бою. Это уже известные "кобра", "колокол", а также ряд маневров, выполнение которых невозможно на других самолетах. Среди них "кульбит" (маневр, в котором самолет совершает переворот в плоскости тангажа на 360 градусов без потери высоты), и "управляемый плоский штопор" (когда самолет совершает несколько полных разворотов в горизонтальной плоскости с переменой направления вращения не имея поступательного движения, фактически на месте).
Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных форсажных двигателей АЛ-31ФП. Суммарная тяга на форсаже 25000 кгс обеспечивает горизонтальный полет со скоростью 2М, скорость 1350 км/ч на малой высоте и скороподъемность 230 м/с....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"
Апрель 27, 2024
Альфа-Банк первым из российских банков открыл собственный бизнес-зал в аэропорту
Апрель 27, 2024
В здании липецкого аэропорта начался ремонт
Апрель 27, 2024
Авиакомпания "Smartavia" открыла прямые рейсы из Оренбурга в Санкт-Петербург