О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легкокрылая мечта

Бывший летчик из Иркутска 64-летний В.Башун вот уже пять лет мастерит воздушное судно

Бывший летчик из Иркутска 64-летний Владимир Башун вот уже пять лет мастерит воздушное судно. За основу он взял чертежи американского самолета Ayers AY-65. Однако русский летательный аппарат Як-12 пришелся ближе по духу. В итоге летчик собрал собственную конструкцию, которую теперь в шутку называет "винегретом Башуна".

Небом Владимир Башун "заболел" в раннем детстве. Володя восхищался героическими подвигами Валерия Чкалова и мечтал, что когда вырастет, станет военным летчиком-истребителем, а потом и инженером-конструктором самолетов. После окончания школы уехал поступать в Ейское высшее военное авиационное училище. Однако не прошел конкурс и вернулся домой. Но мечта о полете уже укоренилась в душе. В Иркутске к тому времени начался набор в Сасовское летное училище гражданской авиации. Парень успешно сдал вступительные экзамены.

В 1961 году Башун окончил училище и вернулся в Иркутск. Молодого летчика посадили за штурвал самолета Як-12. Владимир Башун летал на внутренних пассажирских авиалиниях, патрулировал леса во время пожаров. За три года Башун налетал 950 часов и ждал переобучения на Ил-14. Однако Владимира призвали в армию. Летчика направили в Улан-Удэ, где стали переучивать на вертолет Ми-6.

- После службы в армии оказалось, что для того, чтобы переучиться на ИЛ-14, мне нужно не 900, а 1000 часов самостоятельного налета, - говорит летчик. - К тому времени у нас уже остался только один Як-12, на котором уже летал пилот. В итоге мне пришлось переучиваться на вертолет Ми-1. Впрочем, вертолеты мне нравятся больше - я побывал в таких местах, до которых не каждый может дойти. Не раз приходилось летать в тяжелых погодных условиях - в грозу, шквалистый ветер. Пилот попадает под зависимость той структуры, в которой работает. Есть такое понятие "забастовка - работа по правилам". Зачастую начальство требовало взаимоисключающие вещи, в итоге приходилось нарушать. Повреждений как таковых не было, один раз только сломал у вертолета хвост.

В 1981 году Владимир Георгиевич ушел на пенсию с вертолета Ми-8. Однако небо не давало покоя. Пилот руководил клубом дельтапланеристов. А в 2005 году стал собирать свой собственный самолет.

- Я купил у американцев чертежи самолета, но они оказались халтурными, в итоге пришлось собирать собственную модель, которую теперь в шутку называю "винегретом Башуна", - улыбается летчик. - Это двухместный подкосный моноплан верхнего расположения крыла с поршневым двигателем. Знаете, такой своеобразный прототип Як-12. Он полностью деревянный, за исключением металлического фюзеляжа.

В гараже на даче летчика расположилась мастерская. Шестиметровая конструкция заняла практически все место. Мастер подошел к изготовлению своего воздушного судна со всей ответственность. С филигранной точность оттачивал каждую деталь. Многие запчасти искал за границей. В итоге будущий самолет можно назвать интернациональным. Потратил конструктор на все про все около трех тысяч долларов.

- Хотелось бы сделать все побыстрее, но 90% времени уходит только на поиски материалов, - сетует летчик. - Технологии у нас все утеряны, сложно найти даже авиационную фанеру, ближайшая страна, где ее можно купить, - Финляндия. Также трудно подобрать и инструменты. Между тем каждая деталь самолета требует предельной точности. Любой лишний миллиметр может погубить всю конструкцию.

Самолет готов на 70%. Владимир Георгиевич уже смастерил корпус фюзеляжа, крылья, хвост. Летчик пока не решил, какой двигатель станет поднимать машину в воздух. Возможно, это будет подержанный двигатель от аналогичного самолета или автомобильный четырехцилиндровый со ста лошадиными силами. Впрочем, все это мелочи. По сути, остались небольшие штрихи, и "винегрет Башуна" взлетит в небо. Однако мастер почему-то медлит.

- Я ведь раньше мечтал, что в будущем стану инженером-конструктором самолетов, поэтому уже сам процесс мне доставляет удовольствие, - признается летчик. - Сборка самолета - праздник для души. А вот оформление летательного аппарата это еще предстоящие хлопоты.

Жена летчика ворчит, что тот возится с летательным аппаратом. Сама же не нарадуется, что у мужа золотые руки. Башун и дачу свою построил по европейским стандартам. Здесь есть и туалет, и душ, и сауна, и бассейн.

- Конечно, сложно жить с летчиком-экстремалом, - улыбается Галина Башун. - Сердце замирает, когда они с сыном уезжают летать на дельтаплане. И еще и эту машину поднимут в небо. А с другой стороны - жить веселее и проще. Будем летать на своем самолете на дачу, а то у нас дороги такие, что не каждая машина пройдет.

Летчик виновато опускает глаза, слушая упреки жены. А сам мечтает, что вновь сядет за штурвал самолета и поднимется на своем мини-лайнере в небесный океан....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка