О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

airBaltic выдавливает Estonian Air с рынка дешевыми билетами

Латвийская airBaltic, стремясь потеснить Estonian Air, продает билеты на рейсы с тем же пунктом назначения из Таллинна дешевле, чем из Риги. Ее подозревают также в незаконном получении субсидий от государства

Латвийская авиафирма airBaltic, стремясь потеснить Estonian Air, продает билеты на рейсы с тем же пунктом назначения из Таллинна дешевле, чем из Риги. Ее подозревают также в незаконном получении субсидий от государства.

Судя по информации на сайте airBaltic, билеты на рейсы из Таллинна примерно на треть дешевле, чем в те же пункты назначения из Риги. В зависимости от маршрута, разница сильно колеблется, и на некоторые небольшие расстояния авиабилеты из Таллинна оказываются дороже, чем из Риги. Но, как правило, билет с вылетом из Таллинна стоит дешевле, чем в те же пункты назначения с вылетом из Риги, куда летают самолеты Estonian Air.

Что касается маршрутов, по которым самолеты Estonian Air не летают, то билеты airBaltic, приобретаемые в Таллинне, обойдутся пассажиру дороже, чем при покупке в Риге.

Вице-президент airBaltic Янис Ванагс не скрывает, что фирма ставит перед собой цель предложить в Таллинне билеты по более низким, чем конкуренты, ценам. "Такова наша общая стратегия. Мы стараемся предложить клиенту более выгодную сделку, чем конкуренты", - сказал он.

Ванагс, сославшись на то, что информация о прибыльности маршрутов является коммерческой тайной, не стал комментировать вопрос о том, имеет ли airBaltic прибыль с этих рейсов.

В чем опасность?

Он опроверг предположение, что латвийская авиафирма умышленно пытается выдавить эстонскую фирму с рынка и заполучить эстонских пассажиров. "Мы работаем не для того, чтобы кому-то сделать плохо. Наша философия - предложить хорошую цену и услугу своим клиентам", - подчеркнул Ванагс.

Как показывает статистика, пассажирам из Эстонии нравятся цены, предлагаемые airBaltic. В этом году Estonian Air потеряла значительную долю рынка в Таллинне, в то время как airBaltic то и дело сообщает о новых рекордах по перевозке пассажиров. И хотя эстонская авиафирма по-прежнему перевозит из Таллинна в три раза больше пассажиров, чем латвийская, но airBaltic уже стала второй по величине авиафирмой в Таллинне.

В чем же проблема? Пусть в честной конкурентной борьбе слабые уступят место сильным, а клиент окажется в выигрыше. Но, во-первых, нет никакой уверенности в том, что клиент, то есть пассажир из Эстонии, сможет покупать билеты на вылетающие из Таллинна самолеты по более низкой цене, чем из Риги, если, например, Estonian Air обанкротится и airBaltic займет лидирующее положение на рынке.

Во-вторых, airBaltic намерена перевозить пассажиров в Европу из Риги, однако с точки зрения экономики важно иметь как можно больше прямых рейсов, поскольку их предпочитают как туристы, так и инвесторы. Если у нас будет мало прямых рейсов, Эстония обретет статус страны, расположенной на окраине, а это помешает развитию экономики.

В-третьих, нет уверенности в том, что мы имеем дело с честной конкуренцией. И в этом нас убеждает печально знаменитый случай с Вильнюсом.

Козыри - у Риги

Если сейчас из Таллинна можно вылететь в 24 города мира, то из Вильнюсского аэропорта после банкротства литовской авиафирмы FlyLAL - только в 16 пунктов назначения. Это обстоятельство дало козыри Риге, откуда уже сейчас можно вылететь более чем в 60 пунктов назначения.

Еще в прошлом году компания airBaltic осуществляла довольно много рейсов из Вильнюса в разные города Европы, конкурируя с FlyLAL на литовском рынке. FlyLAL, заподозрив фирму в нечестной игре, в 2008 году подала на авиакомпанию и Рижский аэропорт в суд, обвинив их в том, что с помощью получаемых в Рижском аэропорту скидок airBaltic осуществила демпинг и захватила рейсы из Вильнюса в города Европы.

Литовский суд наложил арест на имущество airBaltic и Рижского аэропорта в Литве. В ответ airBaltic прекратила почти все прямые рейсы из Вильнюса в Европу и полностью сосредоточила свою деятельность в Риге. Полгода спустя фирма FlyLAL обанкротилась и Вильнюс стал европейской столицей с одним из самых плохих авиасообщений.

Если airBaltic действительно получает скидку от Рижского аэропорта, то благодаря этому преимуществу фирма смогла вытеснить FlyLAL, и этот же прием она может сейчас использовать против Estonian Air. И хотя Ванагс отрицает, что airBaltic получает в Риге скидку, появившиеся в последнее время сообщения дают основания сомневаться в искренности этих слов.

Недели две назад в латвийской печати появились сообщения о том, что ирландская авиафирма Ryanair заплатила Рижскому аэропорту за наземное обслуживание самолетов вместо предусмотренных 500 евро всего по 1 евро за самолет.

Такая плата предусматривалась якобы секретным договором, который был заключен между Рижским аэропортом и Ryanair, хотя официально для Ryanair действует плата в 500 евро. По данным латвийских СМИ, значительные скидки от Рижского аэропорта получает и airBaltic, хотя точный их размер неизвестен.

За Ригой, как за стеной

На эти субсидии, не разрешенные законом, ссылается и пресс-секретарь Estonian Air Илона Эскелинен, объясняя причины быстрого роста airBaltic.

"В последнее время стали очевидны многочисленные факты, свидетельствующие о том, что деятельность airBaltic на протяжении ряда лет поддерживали как латвийское государство, так и Рижский аэропорт.

Агрессивному росту компании airBaltic способствовали предоставляемые Рижским аэропортом значительные льготы, позволявшие фирме в течение длительного времени нести меньшие затраты, чем другие предприятия", - сказала Эскелинен.

Крупными собственниками airBaltic являются латвийское государство и руководство авиафирмы, которое в начале года приобрело акции скандинавской авиакомпании SAS.

По словам Ванагса, собственником всех принадлежащих руководству фирмы акций в настоящее время является президент airBaltic Бертольт Флик, однако идут дискуссии о том, как разделить их между руководством фирмы.

Говоря о Рижском аэропорте и airBaltic, нельзя не упомянуть и о роли, которую сыграл Айнарс Шлесерс, долгое время работавший министром транспорта. Шлесерс - один из трех влиятельных латвийских олигархов, разбогатевший в свое время в результате использования сомнительных способов и средств.

Когда 30 сентября прошлого года литовский суд на основании иска компании FlyLAL арестовал имущество airBaltic, именно Шлесерс в тот же день сообщил, что airBaltic отзывает свои рейсы из Вильнюса, и пригрозил, что литовцам еще отыграются последствия этого судебного дела.

Три недели спустя Шлесерс дал интервью газете "Бизнес & Балтия", в котором предположил, что фирма FlyLAL вот-вот обанкротится. Свой прогноз он сопроводил следующим сообщением: "Мы приняли решение больше не развивать перелеты из Литвы, 10-15 вполне достаточно. Придет время, когда литовцы с тоской будут вспоминать ту пору, когда airBaltic предлагала им полную программу".

Политическая культура Латвии, от которой попахивает коррупцией, вызывает подозрения в том, что Шлесерс, поддерживая airBaltic, имеет личный финансовый интерес. Но не исключен и интерес к airBaltic приближенного к Кремлю российского капитала.

Одна возможность

Из-за экономического национализма и коррупции Россия столь рьяно защищает свой рынок авиаперевозок, что иностранным фирмам очень трудно действовать на нем. Так, например, фирма Estonian Air получила лицензию на полеты из Таллинна в Санкт-Петербург только после длительных переговоров, да и то лишь на летний период.

Зато airBaltic Россия разрешает осуществлять перелеты из Калининграда в Копенгаген, что для зарубежной фирмы почти неслыханное достижение, ведь ни один из аэропортов не является для airBaltic "родным".

Министр экономики Эстонии Юхан Партс говорил о том, что в наших интересах совершать как можно больше прямых рейсов из Таллинна, однако Эстония не хочет пускать в ход нарушающие правила Евросоюза трюки в поддержку Estonian Air или Таллиннского аэропорта.

По словам министра, достойна обсуждения лишь одна возможность: для уменьшения аэропортовских сборов государство может взять на себя уплату расходов на охрану Таллиннского аэропорта, поскольку законы ЕС это позволяют....
Авторские права на данный материал принадлежат «Postimees». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка