Московский комсомолец
31 июля 2009, 18:20
Нечего было "ЯКать"
Широко разрекламированный, в том числе и лично перед президентом Медведевым, проект по принятию на вооружение отечественного учебно-боевого самолета Як-130 заморозило военное ведомство
Як-130 начали делать еще в 80-х, первый самолет собирались поставить ВВС в 2006-м, затем в четвертом квартале 2008-го, потом партию из 12 машин — к концу 2010-го… Менялись министры обороны, главкомы ВВС, Чехия давно вступила в НАТО, а летчикам все обещали: Як-130 вот-вот придет в войска.
Программа вооружений предполагает к 2020 году полную замену старых Л-39 на новые Як-130. Правда, ни одна из подобных программ у нас еще никогда не была выполнена. Действующая, похоже, исключением не станет. Вот что о реальном положении дел с Як-130 рассказал "МК" глава двигателестроительной компании "Мотор Сич" (Запорожье) Вячеслав Богуслаев:
— Сегодня у нас на складах скопилось 22 комплекта двигателей АИ-222-25 для Як-130. Еще около десятка — на заводе "Салют" в Москве, где их собирают. У Минобороны нет денег. Программа Як-130 сейчас не финансируется. Более того, принято решение усилить работы по продлению ресурса на учебном самолете Л-39. Фирма Мясищева подключена к сопровождению этой работы. Л-39, конечно, хороший самолет, но, к сожалению, это значит, что Як-130 мы не скоро увидим. А вот Китай купил у нас двигатель АИ-222-25 и просит продать лицензию на его производство. Пока еще в Китае не научились делать двигатели. Но научатся. Самолеты ведь научились. Я видел как. Они купили лазерное оборудование — громадную пятикоординатную установку — поставили ее в цехе и через каждый сантиметр сняли все координаты с фюзеляжа Су-27. В России его делали 15 лет, а они за одну неделю содрали все размеры и в итоге сделали свой самолет.
Но на Су-27 летчика сразу не посадишь, поэтому китайцы делают и учебные самолеты. Для них на Украине они ежегодно заказывают до 200 двигателей и, по словам Богуслаева, "учат своих летчиков стрелять на скорости, превышающей в 1,6 раза скорость звука". Российских курсантов этому учить просто не на чем.
В марте этого года в Минобороны заявляли: "парк самолетов Л-39 практически выработал летный ресурс", "есть серьезные проблемы с обеспечением их запчастями", Л-39 чешского производства требуют ремонта планера и двигателей", но политика ведомства теперь направлена не на ремонт старого, а на покупку нового. В связи с этим на сайте Минобороны выставлена информация о продаже 35 штук Л-39.
И вдруг к июлю заговорили: "ресурс серийно строившихся в советское время в Чехословакии Л-39 был 4,5 тыс. часов, сегодня в среднем их налет — 2,5 тыс. часов. Имеются все технические предпосылки для достижения ресурса Л-39 в 10 тыс. часов к 2020 году".
Так, выходит, Як-130 наши ВВС не увидят аж до 2020 года? Отчего столь круто поменялась политика военного ведомства? Нет денег — это понятно, но разве в марте никто из финансовых гениев Минобороны не догадывался, сколько их будет в июле? Может, уже тогда следовало отказаться, к примеру, от заказа на ЗИЛе лимузинов представительского класса, или подождать с новой формой? Глядишь, сейчас бы не пришлось экономить на жизнях наших летчиков, заставляя их летать на металлоломе с продленным ресурсом.
Между тем
За помощь в финансировании проекта Як-130 (в нашем военном бюджете денег, как всегда, не было) итальянская компания Aeromacci в 2001 году за $77 млн. выкупила у создателей всю конструкторскую и техническую документацию на планер машины. И вскоре на внешнем авиарынке появился итальянский двойник Як-130, но под маркой M-346.
Як-130
Основные характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Максимальная скорость: 1060 км/ч
- Практическая дальность: 2000 км
- Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры с пушками калибра 23 мм — 2—4 шт.
- Боевая нагрузка: 3000 кг
- Управляемые ракеты: класса "воздух-воздух" ближнего боя — 2—4 шт.
- Неуправляемые ракеты: блоки с неуправляемыми ракетами — 2—4 шт.
- Бомбы: корректируемые и обычные
Основные характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Максимальная скорость: 761 км/ч
- Практическая дальность: 1650 км
- Боевая нагрузка: 1290 кг (в модификации "легкий штурмовик")
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции