О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Плата за грязное небо

Российские авиакомпании к 2012 году должны покупать квоты за загрязнение окружающей среды. Это инициатива Евросоюза. Российские авиавласти такой односторонней системе со стороны ЕС не рады. Ведь перевозчиков, не купивших квоты, в Европу не допустят

Российские авиакомпании к 2012 году должны покупать квоты за загрязнение окружающей среды. Это инициатива Евросоюза. Российские авиавласти такой односторонней системе со стороны ЕС не рады. Ведь перевозчиков, не купивших квоты, в Европу не допустят.

Евросоюз обнародовал список авиакомпаний, которым могут быть запрещены полеты в аэропорты на территории ЕС, если они не выполнят ряд новых экологических норм. В список попали около ста российских перевозчиков, в том числе и "Аэрофлот". "Речь идет о системе торговли квотами на выброс углекислых газов, - поясняет Олег Пантелеев из информационного агентства "АвиаПорт". - В 2012 году перевозчики должны будут приобрести эти квоты пропорционально выбросам своих самолетов".

Чем больше авиапарк, чем он старее, и чем больше превышение по выбросам, тем больше квоту придется покупать.

Таким образом, перевозчики включаются в общую систему Киотского протокола, который предписывает предприятиям и странам в целом сокращение выбросов в атмосферу углекислого газа. В 2004-2006 годах было проведено исследование, в ходе которого определили, сколько всего авиакомпании выбрасывают СО2. По расчетам экспертов, на долю авиакомпаний, европейских и неевропейских, совершающих полеты в ЕС, приходится 3% всей парниковой эмиссии в целом по ЕС. А вообще на долю авиакомпаний выпадает 13% от общего объема выбросов углекислого газа, производимого на планете всеми видами транспорта. Сейчас принято, что в 2012 году авиакомпаниям будут предоставлены квоты на 97% от уровня 2004-2006 годов. Затем эта цифра сократится до 95% и далее вниз.

Дедлайн предоставления документации по мониторингу - ноябрь.

Первое уведомление, по ловам Пантелеева, наши перевозчики получили еще весной этого года. Только вот далеко не все восприняли его всерьез, по старой доброй привычке отложили на потом. "Все выжидают, будет ли какая-то позиция у Росавиации", - говорит Пантелеев. Но внятной позиции пока нет. В целом Минтранс руководствуется международными правилами Международной организации гражданской авиации. А она негативно оценивает односторонние действия Евросоюза. "Мы тоже можем принять правила и начать их в одностороннем порядке внедрять", - говорит источник "Газеты.Ru" в авиационных кругах.

"Но это никакой не "черный список", - пытаются успокоить в "Аэрофлоте". - Мы тоже изучаем эту программу. И будем действовать по ней, если наши авиационные власти дадут добро". Впрочем, в "Аэрофлоте" уверены: даже если авиакомпанию попросят соответствовать новым правилам, квоты закупать не придется. "Думаю, мы уложимся в квоты, у нас современный авиапарк, - говорит источник в авиакомпании. - Так что страха никакого нет. Ну а для остальных, кто летает в Европу, это, конечно, стимул для обновления".

В авиакомпании "Трансаэро" "Газете.Ru" сообщили, что представят европейским странам план мониторинга выбросов самолетов до конца августа. "Наш план практически завершен, и отправим мы его ровно в соответствии с требованиями", - говорит представитель "Трансаэро" Сергей Быхал. После утверждения плана с января 2010 в течение двух лет будет проводиться непосредственно сам мониторинг. "Все будет проходить под контролем европейских авиавластей", - говорит Быхал. Авиакомпания получит представление о том, сколько выбросов делают ее самолеты, и решит, какое количество квот ей надо покупать.

"Сейчас установлена такая формула: 15% выбросов надо будет оплачивать, остальные 85% квот будут даваться бесплатно", - говорит Быхал.

Но такая, по сути, льготная система, как уверяют эксперты, скорее всего, будет работать только для тех, кто успеет выполнить все требования в назначенные сроки. "Тот, кто не успеет, вряд ли сможет сэкономить", - предостерегает Олег Пантелеев. Часть сертификатов на квоты можно будет купить на специальных аукционах, а часть - на открытом рынке, у обычных "наземных" предприятий. Только вот сколько будет стоить один сертификат участники рынка - ответить пока затруднились.

Ну а тех, кто вообще проигнорирует новые правила и не успеет купить квоты к 1 января 2012 года, ждут серьезные неприятности. "Можно прилететь, конечно, - говорит Пантелеев. - Но тогда придется сначала уплатить большой штраф, а затем все равно купить этот сертификат на количество выброшенного СО2"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка