О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Это будет не в мое время…"

Последнее интервью Игоря Ткаченко 15 августа 2009 г.

- У вас смена состава произошла какая-то. Вчера слышал анонс по радио. Алексеев собирается выступать.

- Будет, да на "Эхо Москвы".

- Его уже представляют как командира пилотажной группы.

- Он командир "Русских витязей".

- И какие изменения произошли?

- В этом году на МАКС мы, наконец-то, представим шестерку, поскольку у нас получился не очень благополучный период, по сравнению с прошлым МАКСом. При подготовке к шестерке в самый кульминационный момент летчик списался по здоровью. Поэтому мы были представлены "Русскими витязями" в составе пяти, "Стрижи" в составе шести. В этом году ситуация обернулась тоже недостаточно благополучно. Стрижи будут представлены в составе четырех… "Витязи" уже в составе шести. Но в составе девятки из девяти самолетов (cмешанный ромб), программа у нас остается практически прежняя, поскольку в девятке тоже произошли изменения. Летчик только-только встал в строй. Поэтому усложнять программу мы не будем. Представим ту же программу, что была в прошлом году.

- Нынешний командир, что из себя представляет? Командир - это же бренд?

- Ну, да, командир авиационной пилотажной группы "Русские витязи" - летчик, который уже несколько лет пилотирует в основном составе. Это результат преемственности поколений. Предыдущий командир, который сменил меня на этом посту, перешел на должность заместителя начальника центра. Сейчас радикально нет смысла менять что-то поэтому, являясь командиром АПГ или заместителем начальника центра или начальником центра - все стоят в своем строю. Поэтому в наше время все эти "бренды" видоизменились.

- Относительно показов и выступлений за рубежом, какие есть планы?

- Планы у нас постоянно меняются. В этом есть оттенок несовершенства. Планы корректируются, поэтому я даже не могу сказать, что нас ожидает, с точки зрения показа за рубежом. Он где-то есть и когда-то, по всей видимости, будет нам доведен. Этот год яркий для нас единственно тем, что состоялся воздушный парад на красной площади, состоялся воздушный показ на военно-морском салоне. В целом этот год для нас, я считаю, не очень удачный, с точки зрения количества показов.

- Есть такие выступления за рубежом, где ваше участие - константа. По определению, что называется?

- Были у нас показы до 2006 года постоянно в Джухае в Китае. До этого были показы, куда мы всегда приглашались, в Лиме. Малайзия. С течением времени и в виду несовершенства финансовых расчетов, эти "константы" у нас прекратили быть и мы уже на эти показы… пока не приглашаемся.

- С точки зрения техники у вас все нормально?

- С техникой нормально. Несколько освежили парк за счет самолетов из строевых частей, которые сокращаются. Я вам скажу, что, более или менее, у нас, как мы говорим, "по железу" вырисовывается неплохая ситуация. Сейчас по молодому летному составу немножко начинаем готовить и, я надеюсь, что в следующем году два новых летчика встанут в строй в "Русских витязях" и два в "Стрижах". Будут ли они участвовать в показах, посмотрим, но есть надежда. Ребята показывают неплохие данные и неплохое качество полетов.

- На Ваш взгляд участие в зарубежных показах, исходя из Вашего прошлого опыта, насколько это полезно для представления страны?

- Полезно, безусловно. В наше время, когда люди нуждаются в некой "оптимизации" своей повседневной жизни и посмотреть фантастическое действо в воздухе. Я вспоминаю когда сам впервые увидел пилотаж и, можно сказать, сегодня даже находясь в строю, в том числе, когда руковожу над стартом тренировкой или показом, волнительные минуты восхищения остаются и в душе и в сердце. Это один из немногих факторов или возможностей пилотажными группами представить населению прежде всего Российской Федерации, достижений авиации и личных достижений мастерства летчиков. У нас достаточно большой опыт организации и проведения показов. Но, к сожалению, опять же, ради правды, хочу сказать, у нас все реже и реже сие происходит.

- У вас есть свое видение, каким образом эту систему можно усовершенствовать?

- Конечно. Нужно заниматься этим. Должны специально назначенные люди заниматься организацией, оформлением и заключением тех или иных договоров. Созданием, в конце-концов, плана. Вперед на год, на полгода. Хотя бы намерения какие-то, чтобы можно было выстроить отпуск, подготовку авиационной техники так далее.

- Это должна быть государственная структура?

- Я думаю, государственная. Мы к государственной авиации принадлежим - ВВС. Не надо далеко ходить и что-то придумывать. Берется опыт развитых стран. Я уже повествовал в этом отношении. Есть несколько десятков менеджеров, которые на договорной основе занимаются рекламой и выполнением показов.

- Они на государственной службе или это частные компании?

- Не знаю, мне трудно ответить на этот вопрос. Но факт в том, что летчики есть, самолеты есть. За программу не будет стыдно на любом уровне. Сцена время от времени закрывается. Ее нужно открыть.

- Если говорить о зарубежных показах, какие из них оставили наиболее яркие впечатления?

- Каждый зарубежный показ по-своему интересен, по-своему своеобразен. Я вспоминаю, конечно, юго-восточную Азию. Та же Малайзия. "Стрижи" - Таиланд. В Европу мы, к великому сожалению, уже несколько лет не летаем. Опять же, организационные вопросы… Приглашения есть, но…

- Интерес есть?

- Да, интерес есть. В Австрии был очень интересный показ. Это, опять же, прошедшее время - несколько лет назад. Каждый показ интересен и очень важен. Ответственность любого показа, тем более на международном уровне, когда мы представляем технику и личный состав. Нигде нельзя ударить лицом в грязь, и нигде нельзя спустя рукава или в полнакала отнестись к выполнению своей работы. Ни в коем случае. Это очень важно, как мы всегда говорили, если молодые люди небольшой горсткой подходят или приезжают на показ, не надо выкладываться на 300 процентов, но на сто процентов нужно выложиться всегда.

- На Ваш взгляд можно ли сравнивать пилотажные группы с точки зрения зрелищности программы. Если взять, например, "Рэд Эрроуз", "Фреччи триколори", "Тандербердз", "Русских витязей"? Либо это совершенно разный стиль?

- В общем, конечно же, пересекаются те или иные фигуры. Сейчас едва ли можно придумать что-то дополнительно, когда в пространстве выписывают, в составе группы или одиночно те или иные фигуры самолеты. Подход разный Стиль работы разный. Я считаю, что пилотаж ВВС Российской Федерации достаточно силовой, маневренный. Идет акцент на маневренность самолета. В том числе и на достаточно высокую физиологическую подготовку летного состава. Но это происходит еще и потому, что у нас нет дымов. Были бы дымы, так называемая система визуализации полета, совершенно другой был бы пилотаж, совершенно другой был бы рисунок. Я считаю, что это не достаток. Поэтому приходится силовыми методами, маневрами делать зрелищность.

- Как вы относитесь в идее создания пилотажной группы на учебно-тренировочных самолетах как, например, Як-130? Насколько это жизнеспособная идея?

- Это будет не в мое время. Даже комментировать в этом отношении не хочу. Скажу лишь, что наша страна должна иметь боевые самолеты в пилотажных группах. Если будет идея на учебно-тренировочных - ради Бога. Имеет право существовать, но с нашим подходом, когда мы способны создавать самолеты, на боевой авиации надо иметь одну-две пилотажных группы обязательно.

- То есть, тип самолета имеет значение? Можно сравнивать с учебно-тренировочным?

- Но они не сравнимы. По своему весу по маневренным возможностям, по динамике работы. И, самое главное, конечно же, эксперты ВВС всегда будут присматриваться, на что способен самолет, который стоит в строю. Истребитель ли он или штурмовик. И когда серийный самолет, как в нашем случае, способен выполнять высший пилотаж без ограничений и за границей нас время от времени спрашивают, у вас самолеты специально доработаны или нет, отвечаю - не доработаны. Это серийный самолет. Это дает высокую оценку технологии, конструктору, что он способен создать такой самолет.

- А пилотаж на реактивных самолетах как вид спорта имеет право на жизнь? Он существовал в свое время.

- У нас вид спорта, вы помните, Л-29 были в застойные времена. (Великие времена, теперь уже считать нужно.) Он имеет право быть, но, единственно, что на реактивных самолетах, они же ведь очень разнятся по характеристикам. Вот, винтовые самолеты, они близки по максимальным значениям скоростей перегрузок и т.д. А реактивный самолет, берите "Альфаджет". Он очень отличается от Л-39. Берите Л-29, "Хок". Очень сложный будет подход. И, плюс еще, я думаю, реактивные - это очень дорогостоящее действо. Большие расходы топлива, само по себе обслуживание и т.д. Имеет право быть, но… нам бы справиться с тем, что есть, а замахиваться куда-то…...
Авторские права на данный материал принадлежат «НТВ-ПЛЮС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка