РИА "Новости"
2 октября 2009, 18:22
МиГ-29К вместо Су-33: легкий палубный вместо тяжелого
Минобороны намерено закупить 26 истребителей МиГ-29К/КУБ для оснащения авиагруппы единственного на сегодня авианосца ВМФ РФ "Адмирал Кузнецов". Эти самолеты должны будут заменить в ангаре авианосца устаревающие истребители Су-33
Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9-31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-27К (Су-33). Однако последовавший вскоре развал СССР и резкое сокращение финансирования военных программ привели к тому, что от доводки МиГ-29К отказались и Су-33, построенный в 1990-1995 годах в количестве 24 единиц стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 12 машин этого типа.
МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца "Викрамадитья" (бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков") предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры "Горшкова" не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9-41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.
Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя - МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагалось, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.
От базового МиГ-29 новая машина отличалась возросшей надежностью узлов и агрегатов, более экономичными двигателями, возросшей дальностью полета и боевой нагрузкой. Кроме того, как и создаваемые параллельно "сухопутные" МиГ-29М и МиГ-35, новый палубный истребитель получил современное управляемое вооружение "воздух-поверхность", и усовершенствованное радиоэлектронное оборудование, что значительно увеличило его возможности.
Тем временем в России вновь началось обсуждение постройки для ВМФ одного или даже нескольких авианосцев. Однако к этому момент Су-33 уже значительно устарел, и в результате оказалось, что перспективные авианосцы и даже сам "Адмирал Кузнецов", могут остаться без авиагрупп, если иной вариант не будет найден.
Таки вариантом стал МиГ-29К. Проигрывающий Су-33 по дальности полета и боевой нагрузке, он значительно превосходит эту машину по уровню радиоэлектронного оборудования и номенклатуре вооружения за счет наличия богатого арсенала управляемых ракет "воздух-поверхность" и корректируемых авиабомб.
По сути, "МиГ" стал единственным вариантом, который позволил бы заполнить разрыв в разработке и строительстве палубных машин между снятием с вооружения Су-33 и принятием истребителя пятого поколения Т-50. Появление палубного варианта этой машины ожидается к 2020 году.
Закупка 26 МиГ-29К вместо 12 Су-33 позволит также увеличить число летчиков, имеющих опыт полетов с палубы, что пригодится в дальнейшем при обучении летного состава авиагрупп перспективных авианосцев.
Однако нужно отметить, что за двадцать прошедших лет, Россия так и не смогла, к сожалению, реализовать задуманную в СССР концепцию построения полноценной авиагруппы численностью 50-60 летательных аппаратов, которая должна была бы включать тяжелые истребители (Су-33), легкие (МиГ-29К), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (Як-44) и разнообразные вертолеты.
Не будет эта концепция реализована и с принятием на вооружение "МиГов" вместо "Сухих" - просто один из ее элементов заменят другим....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции