О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Приключения европейцев в России

Мечты российских властей интегрировать российский авиапром в европейскую авиастроительную индустрию не спешат сбываться. Ставка на взаимные прямые инвестиции, еще недавно казавшаяся беспроигрышной, себя не оправдала

Мечты российских властей интегрировать российский авиапром в европейскую авиастроительную индустрию не спешат сбываться. Ставка на взаимные прямые инвестиции, еще недавно казавшаяся беспроигрышной, себя не оправдала. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS), потратив в свое время 1,87 млрд руб. на пакет акций "Иркута", позже предпочел перепродать этот пакет с небольшой для себя выгодой. А вместо ожидаемой сделки по покупке бумаг Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сейчас EADS решил вкладываться в подготовку российских пилотов, а также инвестировать в проекты Минтранса по безопасности полетов.

Роман европейских и отечественных авиастроителей начался в 2004 году. НПК "Иркут", производитель военной и гражданской авиатехники, а также, пожалуй, самая успешная российская авиастроительная компания, затеяла публичное размещение своих акций на отечественной бирже. Событие это вызвало большой интерес: до сих пор ни одна из российских компаний, связанных с производством военной продукции, не являлась публичной. Купить бумаги "Иркута" выразил желание и EADS, у которого уже были планы производственной кооперации с российской компанией. Тогдашний совладелец и глава "Иркута" Алексей Федоров (позже он возглавил ОАК) всячески поддерживал стремление европейцев, однако из-за долгих согласований с российским правительством сделка с EADS состоялась только в конце 2005 года.

10% акций "Иркута" обошлись европейцам в 1,87 млрд руб. Этот пакет, как ожидалось, должен был стать пропуском EADS в капитал ОАК, которая тогда как раз начала создаваться. В свою очередь российские власти предприняли попытку войти в состав акционеров европейского консорциума: в 2006 году банк ВТБ приобрел около 5% акций EADS, однако попытки увеличить долю, а также получить доступ к управлению натолкнулись на отпор других акционеров. Совместные проекты также шли ни шатко ни валко: российским авиастроителям были предложены небольшие контракты на поставку комплектующих для самолетов Airbus.

Позже, уже в 2008 году, акционерам "Иркута" было предложено обменять акции на бумаги ОАК. EADS в тот момент мог рассчитывать примерно на 3% акций Объединенной корпорации. Но вместо этого европейцы воспользовались офертой и предпочли продать ОАК акции "Иркута" по 22,28 руб. за штуку. В общей сложности пакет был продан за 2,19 млрд руб., то есть EADS смог заработать на этой сделке 340 млн руб.

Впрочем, тогда в ОАК не расстроились из-за ухода EADS: как ожидалось, европейцы смогут позже войти в капитал корпорации, оплатив долю живыми деньгами.

"В настоящий момент EADS продает акции корпорации "Иркут" с целью приобретения соответствующего пакета акций ОАК после запланированного завершения финансовой оценки корпорации, что позволит технически осуществить подобную сделку", - заявлял европейский авиаконсорциум. Глава EADS Луи Галлуа даже отправил письмо на имя президента ОАК Алексея Федорова, в котором подтверждал намерение осуществить инвестиции.

Однако сейчас в ОАК, похоже, уже не рассчитывают на европейцев. "Ситуация в EADS непростая, сейчас сложно говорить, будет ли компания участвовать в уставном капитале ОАК", - отмечает Алексей Федоров. Он надеется, что после улучшения финансового положения в ОАК у EADS вновь появится желание инвестировать в российский авиапром.

Школа

Европейцы уже придумали, как потратить полученные от продажи акций "Иркута" средства. Как рассказал РБК daily глава EADS и Airbus в России Вадим Власов, компания готова инвестировать 4 млн долл. в создание школы пилотов, образованной компанией "Аэрофлот". "EADS не успел сделать своп своих акций, поскольку не было аудированной отчетности ОАК. Однако концерн заявлял, что деньги готов инвестировать в авиационные проекты на территории России, - отмечает г-н Власов. - Сейчас Airbus и EADS внимательно следят и поддерживают проект по подготовке пилотов авиакомпании "Аэрофлот".

Также деньги могут быть потрачены и на сотрудничество с Минтрансом в области безопасности полетов. "Меморандум о сотрудничестве с EADS в области безопасности полетов был подписан ранее, но конкретные проекты еще не реализовывались", - говорит начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. Соответственно, и оценить инвестиции европейцев в эти проекты пока не представляется возможным.

И если европейцы потихоньку определяются со своей новой стратегией инвестиций в отечественные авиационные проекты, то россияне до сих пор спорят, кто возьмет на себя потери от неудачной инвестиции в акции EADS. По словам Алексея Федорова, не исключено, что 5% акций консорциума будет передано ОАК. "Объективно эти акции, кроме ОАК, никому не нужны. Банку развития они были отданы по цене первоначальной покупки. Сейчас они стоят в два раза дешевле, чем покупались. Если их продать, то это даст банку убытки", - отмечает г-н Федоров.

В то же время он признает, что ОАК также не собирается переплачивать за эти бумаги, так как у компании сейчас нет средств. По его словам, сделка по покупке акций EADS станет возможной, если Банк развития согласится продать их по текущей рыночной цене....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка