О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бомберы могут вернуться в Казань

Президент "Туполева" А.Бобрышев заявил, что к 2012 г. будут завершены научно-исследовательские работы по созданию ПАК ДА. А президент ОАК А.Федоров высказал мнение, что новый бомбардировщик-ракетоносец будет производиться на КАПО

На встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что к 2012 году будут завершены научно-исследовательские работы по созданию перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). А в апреле прошлого года президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Федоров высказал мнение, что новый бомбардировщик-ракетоносец будет производиться на ОАО "КАПО им. С.П.Горбунова". В связи с этим небезынтересно уточнить, что за проект затеяли военные и авиастроители.

Новый взгляд на бомбардировщик

Все, что касается нового бомбардировщика, окружено завесой тайны и сопровождается информацией противоречивой настолько, что порой складывается впечатление, будто военные сами толком не понимают, что им нужно, а авиастроители не знают, что бы такое еще предложить. Однозначно специалисты заявляют лишь то, что ВВС России приняли концепцию трансформации стратегических и дальних бомбардировщиков в многоцелевые самолеты, способные эффективно действовать в конфликтах едва ли не любой интенсивности. То есть если еще недавно дальние и стратегические авиационные комплексы рассматривались почти исключительно как составляющая стратегических ядерных сил, сегодня есть понимание, что и в локальных конфликтах они - оптимальная система для нанесения ударов с воздуха. Как считают эксперты "Нового военного обозрения", это обусловливается солидной боевой нагрузкой и большой дальностью действия комплекса, высокой точностью доставки боеприпасов к целям, сравнительной дешевизной управляемых бомб, возможностью решения в одном полете ряда разноплановых задач, высокой надежностью комплекса как системы.

Пока данная тенденция реализуется через совершенствование Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, обладающих огромным запасом прочности и значительным модернизационным потенциалом. Но бесконечно так продолжаться не может. Кроме того, проект ПАК ДА должен ответить и на аналогичные американские разработки. Как и российские военные, Министерство обороны США считает бомберы наиболее гибким компонентом "ядерной триады". Предполагается, что перспективный американский бомбардировщик начнет поступать в войска в 2018 году. Но он будет переходом к "Ударному самолету будущего", который должен появиться к 2030-му. Приоритетную роль в этих разработках играет фирма Northrop Grumman, опередившая Boeing, Lockheed Martin. Кстати, разрабатываемый бомбардировщик изначально стал рассматриваться как допускающий боевое применение в пилотируемом и непилотируемом вариантах. Помимо 13 тонн бомбово-ракетной нагрузки, он будет обладать "интеллектом", способным, например, проводить кибер-атаки на командные пункты.

Надежда - на "Туполева"

Вообще тема перспективного отечественного бомбардировщика стала активно прорабатываться в начале 80-х. К этому времени относится похожий на американский В-2 проект Ту-202 - дополнение к Ту-160 и замена Ту-95 (проект загнулся в середине 90-х). Несколько дальше продвинулось КБ Сухого. Программа называлась "Бомбардировщик девяностых" и фигурировала под шифрами Т-60 и "Объект 54". Примечательно, что компоновка бомбардировщика в рамках мудреного эксперимента разрабатывалась не конструкторским бюро Сухого, а в Центральном аэрогидродинамическом институте. Как вспоминали сотрудники КБ, высококлассным теоретикам "практическая работа" оказалась в новинку. Используя наработки фирмы Сухого 60-х-70-х годов по проекту стратегического ракетоносца Т-4МС, они наводнили Т-60 разными, с точки зрения "практиков", "глупостями", которые при этом преподносились высшему руководству страны как прорыв. Но фирма Сухого компоновку не приняла и предложила новую, получившую обозначение "Объект 54С". По легенде (а достоверных данных нет), в 1985 году на Новосибирском авиазаводе для "объекта" построили стенд топливной системы и системы "Марабу" (проект так называемой "плазменной малозаметности"). На фоне перестроечной нищеты все это выглядело крайне "вызывающе". Тема "Бомбардировщика девяностых" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году в виде очередной мирной инициативы в рамках переговоров по ограничению вооружений (тогда же, напомним, прекратили и серийное производство Ту-160). Но, как отмечает ресурс Paralay.com, эта в целом революционная машина в силу ограниченной дальности полета все-таки не могла заменить Ту-160.

В 2007 году главком ВВС России Александр Зелин сообщил, что работу над ПАК ДА ведут несколько конструкторских бюро. Но в том же году появилась неофициальная информация, что в проводимом военными конкурсе проектов участвует только ОАО "Туполев". Несколько раньше начштаба (а сегодня - командующий) Дальней авиации Анатолий Жихарев говорил о надеждах военных, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) выполнит КБ Туполева, самолеты и коллектив которого прекрасно себя зарекомендовали.

Трехлетний контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА был заключен между Минобороны России и ОАО "Туполев" в августе 2009 года. 24 декабря президент "Туполева" Александр Бобрышев заявил, что работа будет завершена в 2012 году. По словам генерального конструктора "Туполева" Игоря Шевчука, предстоящие научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некого научно-технического задела: "Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий". То есть работы имеют концептуальный, исследовательский характер, а станут ли они бомбардировщиком, выяснится через три года: "Если мы увидим, что НИР дали положительные результаты, то через три года начнем работы по созданию комплекса", - пояснил Игорь Шевчук. ОКР планируется завершить в 2017 году. Первый полет намечен на 2015-2021 годы. А на вооружение новая машина начнет поступать в 2025-2030 годах.

Характеристики перспективного бомбардировщика пока неизвестны. Заявлено только, что самолет, продолжая идеологию Ту-160, не будет его глубокой модернизацией.

Задача по плечу

Каковы же шансы КАПО на производство нового самолета?

Во-первых, определенную уверенность вселяет то, что тему отдали туполевской фирме. По всей видимости, именно отдали, поскольку никаких сведений о конкурсе, кроме общих слов, не было. А удивительно ли это? Все использующиеся Дальней авиацией машины - туполевские. И таких наработок больше нет ни у одного российского КБ. Кстати, хотя ведущие авиастроительные фирмы США представили на рассмотрение командования ВВС более 45 проектов, победила все равно Northrop Grumman, делающая самый совершенный американский бомбардировщик - В-2.

Во-вторых, известно, что КАПО войдет в бизнес-единицу ОАК под названием "Специальная и стратегическая авиация", руководить которой будет президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев. Из всех предприятий дивизиона (ОАО "Туполев", ОАО "Таганрогская авиация", ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева", ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева") только КАПО обладает опытом серийного строительства сверхзвуковых самолетов для Дальней авиации.

Претендовать на ПАК ДА могли обладающие некоторым опытом в данной области "Сухой" и "МиГ" с их производственными мощностями. Но обе фирмы сейчас находятся в тяжелом процессе интеграции друг с другом и заняты истребительными, штурмовыми и гражданскими проектами. Не исключено, что имел место и своего рода размен: туполевская контора окончательно хоронит проект массового производства Ту-334 (в пользу оказавшегося намного более сложным, чем представлялось, проекта Superjet Сухого), а взамен получает зеленую улицу по ПАК ДА. Трудная история взаимоотношений "Ту" и "Сухого" известна. По поводу Ту-334 на одном из авиационных форумов недавно было хорошо замечено: "Борьба между КБ за деньги - обычное дело, в СССР Туполев давил Сухого связями и административными методами, а теперь Сухие усвоили тяжелый урок и отплатили Туполеву той же монетой". Напомним: в начале 70-х Туполев сделал все, чтобы задушить запуск в серию дальнего бомбардировщика Сухого Т-4 (по некоторым источникам, в Казани должны были построить 250 машин, что лишало Туполева его главного военного серийного завода), конкурс на разработку которого КБ Сухого выиграло у КБ Туполева и Яковлева. В итоге родился Ту-22М.

Далее. Президент ОАК Алексей Федоров (кстати, бывший генеральный директор ФГУП АВПК "Сухой" и генеральный директор - генеральный конструктор ФГУП "РСК "МиГ") в апреле прошлого года в Казани на церемонии передачи военным нового Ту-160 заявил: "Я почти уверен, что строительство новых стратегических бомбардировщиков будет производиться в цехах КАПО". Тогда же он сказал, что доля военной авиатехники в производственной программе КАПО будет доведена до 50%. Некоторые эксперты сразу высказались в том духе, что достижение идеальной пропорции производства военных и гражданских самолетов маловероятно и большую часть выручки стоит ожидать от гражданской техники.

Но сегодня слова Федорова не кажутся удивительными. Очевидно, что особенностью "Специальной и стратегической авиации" станет зависимость от государственного заказа. Как считает Авиапорт.Ру, после завершения строительства на КАПО Ту-214 для "Трансаэро" других коммерческих эксплуатантов этого лайнера не предвидится, хотя определенная загрузка по типу будет существовать, так как государственные заказчики заинтересованы в спецбортах на базе этого лайнера. В недавнем интервью "ВиД" генеральный директор КАПО Васил Каюмов подтвердил, что "гражданское" будущее завода - работа под конкретные проекты… Состоящие сегодня на вооружении Дальней авиации около двухсот Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 вполне прослужат еще 20 лет, как раз до предполагаемого начала поставок ПАК ДА. Чтобы в разумные сроки перевооружить Дальнюю авиацию на новый самолет, придется выпускать по две-три машины в месяц. Вкупе со спецбортами - очень неплохо, а по нынешним временам - просто фантастика. Если, конечно, удастся в корне изменить систему оборонзаказа, против которой в последнее время яростно выступают генералы, называющие ее элементарным "распилом" государственных денег....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка