Башинформ
15 июля 2010, 10:50
85-летие УМПО объединяет все поколения заводчан
С Уфимским моторостроительным производственным объединением связана судьба многих уфимцев. За 85 лет истории завода он стал вторым домом для десятков тысяч жителей Уфы
Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Его по праву называют лидером отечественного двигателестроения. Оно удостоено свыше 30 правительственных наград, в том числе двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, шести международных и 23 российских наград. УМПО занимает неизменно высокие позиции в рейтинге ведущих предприятий России.
Датой рождения УМПО считается 17 июля 1925 года. В этот день Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего "Русского Рено" в Рыбинске завода по производству авиационных моторов. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. В 1931 году началось строительство Уфимского моторного завода (УМЗ) для производства комбайновых моторов. В 1935-м собран первый десяток этих изделий. К 1940 году УМЗ имел все необходимое для выхода на полную производственную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиамоторов М-105.
Новая страница в истории уфимского предприятия связана с началом Великой Отечественной войны, когда в Уфу был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский машиностроительный завод, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода — моторный (384-й) и дизельный (336-й) — стали единым целым. Новое предприятие, ставшее правопреемником объединенных заводов, получило номер головного — 26-й. В дальнейшем его переименовали в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, с 1993 года это открытое акционерное общество.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне можно еще раз вспомнить, что на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский мотор. К 9 мая 1945 года УМЗ выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков (конструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, В.М. Петляков и другие). Самолет "Як-9У" с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем второй мировой войны.
Уфимский моторный стал одним из ведущих предприятий авиационного моторостроения, он удостоен Знамени Государственного Комитета обороны. Долгое время завеса секретности не позволяла в полной мере представить значимость его вклада в Победу. А теперь мы можем открыто говорить о том, что первая экспериментальная центрифуга для отечественных физиков-ядерщиков была создана здесь.
Десятки модификаций двигателей изготавливали уфимские моторостроители в послевоенные годы. Завод внес огромный вклад в укрепление обороноспособности страны. Он производил реактивные и турбореактивные двигатели с центробежным, а затем осевым компрессором для военных самолетов, двигатели для крылатых ракет и прочей техники. Уфимскими моторами оснащались самолеты семейства "Су", "МиГ" и другие. Всего за время существования предприятия выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей.
С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф разработки НПО "Сатурн" для одного из лучших истребителей мира — многоцелевого "Су-27". Последняя модификация этого двигателя АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. До сих пор в мировой практике УМПО является единственным производителем подобного двигателя в серийном исполнении. На самолетах с уфимскими двигателями установлено более 100 мировых авиационных рекордов.
Большим событием для УМПО были успешные испытания многофункционального истребителя "Су-35", оснащенного двумя двигателями 117С, изготовленными в кооперации с НПО "Сатурн". Первый его полет состоялся 19 февраля 2008 года на аэродроме летно-испытательного института имени Громова в городе Жуковском.
Освоено также производство многофункционального двигателя малой тяги АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов. Ведется производство и ремонт узлов вертолетной техники. Одно из важных направлений производственной деятельности УМПО — изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф ведется производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, который нашел применение в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.
Устойчивое положение УМПО на рынке авиационной продукции обеспечивает обширная внешнеэкономическая деятельность предприятия. Впервые УМЗ вышел со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. Теперь техника с маркой УМПО эксплуатируется почти в 50 странах мира. Ежегодно предприятие входит в число лучших экспортеров страны.
В настоящее время ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации". Выручка от реализации продукции УМПО в 2009 году составила 20,014 миллиарда рублей.
Серьезную проверку на прочность предприятие пережило в переломные 90-е годы. Тогда коллектив УМПО сумел выдержать все испытания, сохранив техническую базу и кадры, сделав мощный задел на будущее. За последние пять лет объемы производства увеличились в УМПО почти на 40 процентов.
Стоит отметить, что объединение никогда не ограничивалось производством авиационной техники. Значительную долю составлял выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. С момента создания соответствующих производств в УМПО изготовлено свыше восьми миллионов автомобильных двигателей, более 140 тысяч комбайновых моторов, свыше трех миллионов малолитражных бензиновых двигателей, более 150 тысяч мотоблоков, около 14 тысяч снегоходов.
По традиции в год юбилея в УМПО с благодарностью вспоминают всех, кто стоял у его истоков, внес заметный вклад в его развитие. Яркий след в истории предприятия оставили в разные годы возглавлявшие его руководители. Во время Великой Отечественной войны заводом руководил Василий Петрович Баландин. На протяжении 30 лет — с 1946-го по 1976-й — во главе предприятия был Михаил Алексеевич Ферин, легендарный директор, человек с железным характером, ставший учителем для многих управленцев. После него заводом руководили Владислав Дмитриевич Дьяконов, Владимир Михайлович Паращенко. С 1998 года до преждевременной смерти в декабре 2004 года генеральным директором работал Валерий Павлович Лесунов, сумевший упрочить позиции объединения на российском и мировом рынках. Затем до марта 2006 года УМПО возглавлял Юрий Леонидович Пустовгаров, ныне заместитель Премьер-министра Правительства РБ, министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Сейчас генеральным директором является крупный производственник Александр Викторович Артюхов. Через УМПО прошло немало талантливых специалистов, сыгравших важную роль в развитии народного хозяйства страны.
85-летие УМПО объединяет все поколения заводчан, позволяя им почувствовать причастность к одной большой семье — семье уфимских моторостроителей. Сейчас в объединении трудятся около 17 тысяч человек, и все больше среди них молодежи. Им, молодым, продолжать славные традиции Уфимского моторостроительного производственного объединения.
Напомним, что к юбилею УМПО подготовлена большая праздничная программа. Сегодня на территории 2-й производственной площадки состоится открытие памятника Михаилу Ферину. Основные торжества пройдут завтра, 16 июля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Башинформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 20, 2024
Аэрофлот открывает полеты из Москвы в Чебоксары
Май 20, 2024
Эксперт: авиакатастрофу в Иране мог повлечь сбой системы предупреждения столкновения
Май 20, 2024
МАК провел круглый стол "Региональное сотрудничество в области безопасности полетов"
Май 20, 2024
Авиакомпания "ЮВТ Аэро" впервые открывает рейс из Уфы в Тобольск