О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

85-летие УМПО объединяет все поколения заводчан

С Уфимским моторостроительным производственным объединением связана судьба многих уфимцев. За 85 лет истории завода он стал вторым домом для десятков тысяч жителей Уфы

С Уфимским моторостроительным производственным объединением связана судьба многих уфимцев. За 85 лет истории завода он стал вторым домом для десятков тысяч жителей Уфы. В прежние времена на Уфимском моторном трудилось до 50 тысяч человек. На смену по улицам шла буквально лавина людей! Прибавьте сюда еще членов их семей, родственников, друзей, для которых УМПО было тоже предметом гордости, по-настоящему родным предприятием. А для уфимских моторостроителей работа в УМПО всегда была синонимом стабильного заработка и социальной защиты, давала возможность профессионального и карьерного роста. Так было 40-50 лет назад. Так и сейчас, но уже на качественно новом уровне.

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - один из крупнейших в России производителей авиационных двигателей. Его по праву называют лидером отечественного двигателестроения. Оно удостоено свыше 30 правительственных наград, в том числе двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, шести международных и 23 российских наград. УМПО занимает неизменно высокие позиции в рейтинге ведущих предприятий России.

Датой рождения УМПО считается 17 июля 1925 года. В этот день Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего "Русского Рено" в Рыбинске завода по производству авиационных моторов. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. В 1931 году началось строительство Уфимского моторного завода (УМЗ) для производства комбайновых моторов. В 1935-м собран первый десяток этих изделий. К 1940 году УМЗ имел все необходимое для выхода на полную производственную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиамоторов М-105.

Новая страница в истории уфимского предприятия связана с началом Великой Отечественной войны, когда в Уфу был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский машиностроительный завод, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода — моторный (384-й) и дизельный (336-й) — стали единым целым. Новое предприятие, ставшее правопреемником объединенных заводов, получило номер головного — 26-й. В дальнейшем его переименовали в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, с 1993 года это открытое акционерное общество.

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне можно еще раз вспомнить, что на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский мотор. К 9 мая 1945 года УМЗ выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков (конструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, В.М. Петляков и другие). Самолет "Як-9У" с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем второй мировой войны.

Уфимский моторный стал одним из ведущих предприятий авиационного моторостроения, он удостоен Знамени Государственного Комитета обороны. Долгое время завеса секретности не позволяла в полной мере представить значимость его вклада в Победу. А теперь мы можем открыто говорить о том, что первая экспериментальная центрифуга для отечественных физиков-ядерщиков была создана здесь.

Десятки модификаций двигателей изготавливали уфимские моторостроители в послевоенные годы. Завод внес огромный вклад в укрепление обороноспособности страны. Он производил реактивные и турбореактивные двигатели с центробежным, а затем осевым компрессором для военных самолетов, двигатели для крылатых ракет и прочей техники. Уфимскими моторами оснащались самолеты семейства "Су", "МиГ" и другие. Всего за время существования предприятия выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостных ракетных двигателей.

С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф разработки НПО "Сатурн" для одного из лучших истребителей мира — многоцелевого "Су-27". Последняя модификация этого двигателя АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. До сих пор в мировой практике УМПО является единственным производителем подобного двигателя в серийном исполнении. На самолетах с уфимскими двигателями установлено более 100 мировых авиационных рекордов.

Большим событием для УМПО были успешные испытания многофункционального истребителя "Су-35", оснащенного двумя двигателями 117С, изготовленными в кооперации с НПО "Сатурн". Первый его полет состоялся 19 февраля 2008 года на аэродроме летно-испытательного института имени Громова в городе Жуковском.

Освоено также производство многофункционального двигателя малой тяги АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов. Ведется производство и ремонт узлов вертолетной техники. Одно из важных направлений производственной деятельности УМПО — изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф ведется производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, который нашел применение в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

Устойчивое положение УМПО на рынке авиационной продукции обеспечивает обширная внешнеэкономическая деятельность предприятия. Впервые УМЗ вышел со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. Теперь техника с маркой УМПО эксплуатируется почти в 50 странах мира. Ежегодно предприятие входит в число лучших экспортеров страны.

В настоящее время ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации". Выручка от реализации продукции УМПО в 2009 году составила 20,014 миллиарда рублей.

Серьезную проверку на прочность предприятие пережило в переломные 90-е годы. Тогда коллектив УМПО сумел выдержать все испытания, сохранив техническую базу и кадры, сделав мощный задел на будущее. За последние пять лет объемы производства увеличились в УМПО почти на 40 процентов.

Стоит отметить, что объединение никогда не ограничивалось производством авиационной техники. Значительную долю составлял выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. С момента создания соответствующих производств в УМПО изготовлено свыше восьми миллионов автомобильных двигателей, более 140 тысяч комбайновых моторов, свыше трех миллионов малолитражных бензиновых двигателей, более 150 тысяч мотоблоков, около 14 тысяч снегоходов.

По традиции в год юбилея в УМПО с благодарностью вспоминают всех, кто стоял у его истоков, внес заметный вклад в его развитие. Яркий след в истории предприятия оставили в разные годы возглавлявшие его руководители. Во время Великой Отечественной войны заводом руководил Василий Петрович Баландин. На протяжении 30 лет — с 1946-го по 1976-й — во главе предприятия был Михаил Алексеевич Ферин, легендарный директор, человек с железным характером, ставший учителем для многих управленцев. После него заводом руководили Владислав Дмитриевич Дьяконов, Владимир Михайлович Паращенко. С 1998 года до преждевременной смерти в декабре 2004 года генеральным директором работал Валерий Павлович Лесунов, сумевший упрочить позиции объединения на российском и мировом рынках. Затем до марта 2006 года УМПО возглавлял Юрий Леонидович Пустовгаров, ныне заместитель Премьер-министра Правительства РБ, министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Сейчас генеральным директором является крупный производственник Александр Викторович Артюхов. Через УМПО прошло немало талантливых специалистов, сыгравших важную роль в развитии народного хозяйства страны.

85-летие УМПО объединяет все поколения заводчан, позволяя им почувствовать причастность к одной большой семье — семье уфимских моторостроителей. Сейчас в объединении трудятся около 17 тысяч человек, и все больше среди них молодежи. Им, молодым, продолжать славные традиции Уфимского моторостроительного производственного объединения.

Напомним, что к юбилею УМПО подготовлена большая праздничная программа. Сегодня на территории 2-й производственной площадки состоится открытие памятника Михаилу Ферину. Основные торжества пройдут завтра, 16 июля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Башинформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка