О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В "Шереметьево" воруют - "Домодедово" довольно

Московский аэропорт "Шереметьево" вступил в полосу скандалов, проверок и разоблачений. Новое руководство аэропорта сообщило, что результаты проведенной проверки показали огромные растраты, допущенные в аэропорту при Сергее Беляеве. А в прокуратуре изучают результаты предыдущей проверки, в результате которой был уволен нынешний и. о. гендиректора Евгений Бахтеев.
Совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) признал неудовлетворительной работу менеджмента компании за прошедшие 10 месяцев 2002 года. На заседании обсуждались результаты работы комиссии по проведению проверки результатов производственно-финансовой деятельности аэропорта.

Комиссия была создана после прошлого совета директоров, на котором, напомним, по предложению министра экономического развития и председателя совета директоров "Шереметьево" Германа Грефа были досрочно прекращены полномочия генерального директора аэропорта Сергея Беляева. Возглавил комиссию Карл Руппель, замминистра транспорта, курирующий авиацию. Интересно, что год назад, по имеющейся информации, он был одним из главных конкурентов Беляева на пост гендиректора ОАО.

Проверка показала, что за последние 10 месяцев, то есть при гендиректоре Беляеве, производственной и финансовой деятельности аэропорта нанесен серьезный ущерб.

В частности, примерно на 210 млн руб. была превышена сумма затрат относительно утвержденных планов и смет. Кроме того, по данным комиссии, администрация аэропорта допустила серьезные нарушения при заключении договоров и дополнительных соглашений.

Как установила комиссия, за последние 9 месяцев в аэропорту наблюдается значительный спад объемов перевозок. Дебиторская задолженность аэропорта с начала года возросла на $1,5 млн. При этом до $10 млн возросла сумма выданных авансов. Кроме того, отмечено, что фактически провален утвержденный на 2002 год план капитального строительства и капремонта. В частности, за 9 месяцев 2002 года объем выполненных работ составил всего 21% от запланированного.

В самом "Шереметьево" и в Министерстве транспорта комментировать итоги проверки отказываются. Тем не менее "Газете.Ru" удалось выяснить, что обвинений в адрес нынешнего и. о. гендиректора Евгения Бахтеева аэропорта в материалах проверки нет. Хотя он и выполнял свои обязанности до августа, когда за "грубое нарушение трудовых обязанностей" был уволен. На вопрос, было ли увольнение незаконным, в "Шереметьево" в течение нескольких недель так и не смогли найти ответ. Не нашла его и комиссия Руппеля.

Причины увольнения замгендиректора Бахтеева достаточно подробно освещены в материалах, переданных в Генпрокуратуру.

В распоряжении "Газеты.Ru" оказалась часть из них, относящаяся к прошлой проверке деятельности аэропорта, в результате которой Евгений Бахтеев и был отправлен в отставку. Похоже, в "Шереметьево" устанавливается традиция обязательного поиска компромата новым руководством на руководство смещенное.

По результатам аудиторской проверки систем управления, контроля качества, бухгалтерского учета в ОАО МАШ за 2001 год, проведенной управлением контроля и внутреннего аудита, нарушений было выявлено не меньше, чем за 2002 год.

"Как показал анализ выполнения суточных планов прилетов/вылетов в треьем квартале 2001 года, - говорится в материалах этой проверки, - в дирекции по оперативному управлению производством, а затем (после реорганизации структуры в ноябре 2001 года) в отделе составления и координации расписания, которые входили в состав производственного комплекса (КНОУП) и подчинялись первому заместителю гендиректора Бахтееву Е. З., система контроля за выполнением суточного плана в ОАО МАШ практически отсутствовала. В результате сумма недополученных доходов по заявленным, но не выполненным рейсам в третьем квартале 2001 года составила 108 млн руб.".

В результатах той проверки еще много любопытного, к примеру: ":Несмотря на то что в структуре производственного комплекса (КНОУП) находился Центр деловой авиации, аэропорт не принимал участие в планировании рейсов деловой авиации. Этим занимался ЦДС ГСГА , который не согласовывал с аэропортом план прилетов/вылетов данных воздушных судов".

Как пояснил информированный источник, это означает следующее: помимо того, что на поле мог выйти кто угодно под видом пилота деловой авиации, непонятные люди ходили и через VIP-зал, при этом ходили без досмотра и могли пронести с собой "что угодно, хоть кейс кокаина". Из ГСГА приходили безразмерные списки "на спецобслуживание в VIP", за которые никто не отвечал. Кстати, первым увольнением Бахтеева возмутился именно руководитель ГСГА Александр Нерадько. Он тогда сразу позвонил Беляеву и поинтересовался, за что тот уволил Бахтеева.

По словам Беляева, Бахтеева уволили в основном за то, что он купил "не ту технику" и в результате

на махинациях с одними антиобледенительными машинами аэропорт потерял около $3 млн, из которых ущерб от неэффективной закупки (завышенной на 50% цены) составил не менее $450 тыс.

Проверка выявила неэффективное использование не только поливочных, но и еще ряда аэродромных машин и хищения в гараже аэропорта, где к тому же ремонтировались автомобили сторонних лиц. Плюс к этому перерасход средств, выделяемых ОАО МАШ на строительство и капитальный ремонт своих объектов, к 2001 году составил около 1 млрд руб. Причина - превышение 50% фактической стоимости строительства и капитального ремонта над сметно-нормативным уровнем в текущих ценах.

Где эти деньги, сказать никто не может, зато однажды совершенно случайно нашелся почти $1 млн.

В "Шереметьево" позвонили из Ирландии (там в аэропорту Шеннон в 1996 году было основано представительство Шереметьево) и сказали: тут ваши деньги, почти $1 млн. Деньги исключили из бухгалтерской отчетности, и Бахтеев об этом эпизоде "забыл". Где сейчас счастливо найденный миллион, неизвестно.

На территории аэропорта нашли также 33 неучтенные сторонние организации, часть из которых осуществляла сомнительную деятельность. Те, кто все же платил аренду, платил по смешным тарифам, и в результате ОАО МАШ недополучило за год $1,34 млн.

Списание дебиторской задолженности, согласно материалам проверки, тоже осуществили с нарушениями. А потом на основании акта от 9 июня 2000 года "О выделении к уничтожению документов и дел", утвержденного бывшим гендиректором "Шереметьево" Сергеем Сутуловым, были уничтожены документы, подтверждающие возникновение задолженности, поэтому в настоящее время документальное основание для предъявления исков отсутствует.

Практику уничтожения документов практикуют в "Шереметьево" и сегодня. Один из сотрудников аэропорта, близкий к команде Бахтеева и по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что в ночь после назначения начальником правового управления Андрея Бубнова в отделе массово уничтожались старые контракты. А всех сотрудников обыскивала служба безопасности, чтобы те чего-нибудь не утащили.

Разбирательства шереметьевских топ-менеджеров объясняются не только, а, может быть, и не столько внутрикорпоративными причинами и личными счетами. К интересам бытовым примыкает интрига, связанная с острым противостоянием двух крупнейших в России аэропортов - "Шереметьево" и "Домодедово".

Затяжной кризис в "Шереметьево" явно играл на руку конкурирующему аэропорту, ведь все недовольные авиакомпании переходили именно в Домодедове. Поэтому глава контролирующей "Домодедово" группы "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик всегда пристально следил за ситуацией в "Шереметьево" и неоднократно пытался договориться с Германом Грефом о вхождении "Ист Лайна" в проект нового терминала "Шереметьево-3".

Противостояние Грефа и Беляева, безусловно, было выгодно Каменщику, однако, как утверждают источники, хорошо знакомые с ситуацией, было бы неверно полагать, что Греф стратегически играет на стороне "Ист Лайна".

Если в интересах Каменщика было поставить проект "Шереметьево-3" (конкуренции с которым модернизированное "Домодедово" опасается более всего) под свой контроль или хотя бы сорвать его, то министр экономики Греф, отвечающий за привлечение иностранных инвестиций и во многом контролирующий их поток, заинтересован в максимальном привлечении к проекту инофирм. Стоимость проекта "Шереметьево-3" - $300 млн.

Переплетение столь противоречивых интересов в итоге и привело к грандиозному по меркам даже российской корпоративной жизни скандалу.

В июле было объявлено, что "Шереметьево" получит контрольный пакет (50% плюс одна акция) будущей управляющей компании "Шереметьево-3", "Аэрофлот" - блокирующий пакет (25% плюс одна акция), а остальные акции должны были достаться иностранному оператору.

Однако уже через месяц по инициативе министра экономического развития Германа Грефа управление "Шереметьево-3" было решено полностью передать иностранной компании. Более того, решено, что по итогам тендера в управление иностранцам будет передано и "Шереметьево-2". Противостояние Грефа и Беляева переросло в антагонизм, завершившийся изгнанием последнего из аэропорта. Однако в результате этой борьбы проект терминала "Шереметьево-3", который должен был начать работать в следующем ноябре, застопорился, а крупные авиакомпании, по имеющимся данным, все более внимательно изучают вопрос о возможном переходе в "Домодедово".

В общем, Дмитрий Каменщик может быть доволен. Источник в группе "Ист Лайн", к которому "Газета.Ru" обратилась за комментарием по поводу увольнения Сергея Беляева, так и заявил: "Несомненно, это ошибка с точки зрения менеджмента, но с точки зрения бизнеса мы в выигрыше от этих перестановок"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка