О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ЮТэйр" сделала стратегический региональный выбор

Авиакомпания "ЮТэйр" официально объявила итоги тендера на приобретение пяти региональных самолетов. Победителем стал европейский ATR-42, предложенный производителем ATR совместно с лизинговой компанией Magellan Air

Авиакомпания "ЮТэйр" официально объявила итоги тендера на приобретение пяти региональных самолетов. Победителем стал европейский ATR-42, предложенный производителем ATR совместно с лизинговой компанией Magellan Air. По условиям тендера, уже весной 2005 года все машины должны поступить в эксплуатацию, а первый лайнер будет поставлен до конца текущего года.

Будучи эксплуатантом самого большого в России парка региональных самолетов Ан-24 и Як-40, "ЮТэйр" на протяжении нескольких лет изучала возможность замены существующих машин более современными лайнерами. Причин к тому множество: во-первых, выбытие самолетов по ресурсу. Пройдет всего несколько лет, и из 25 летающих ныне машин большинство не сможет подняться в воздух. Во-вторых, стоимость эксплуатации постоянно растет: только по Ан-24 поддержание летной годности ежегодно дорожает на 40%. Наконец, топливная эффективность устаревшей техники крайне низкая, что в условиях высоких цен на авиационный керосин делает полеты при текущих ценах экономически невыгодными. В то же время, авиакомпания намерена динамично развивать сеть маршрутов. Уже сейчас она охватывает свыше 100 направлений.

В результате 8 августа 2003 года Наблюдательным советом компании было принято решение перейти от изучения проблемы к конкретным действиям. Сформированная тендерная комиссия определила условия, которые были опубликованы в октябре того же года. Спустя месяц, 25 ноября, определились участники тендера. В их числе были 5 компаний из стран СНГ и дальнего зарубежья: Ташкентское авиационно-производственное объединение им. Чкалова (Ил-114), Харьковское авиационно-производственное объединение (Ан-140), канадская Bombardier (DASH-8), ирландская лизинговая компания Magellan и французская ATR (ATR-42). Позже к ним присоединился еще один участник, также предлагавший Ан-140 - МАП-140, представляющий Самарский авиазавод.

Для определения победителя авиакомпания прибегла к помощи консультантов, в качестве которых были выбраны Ernst&Young и Denton Wilde Sapte. Правовое обеспечение осуществлялось московским и лондонским офисом юридической фирмы Denton Wilde Sapte. А специалисты Ernst&Young провели сравнение заявленной участниками тендера стоимости самолетов. К середине мая 2004 года был сформирован короткий лист, в который вошли Bombardier, Magellan и ATR. Последние компании вступили в альянс и, в итоге, оказались победителями.

Комментируя итоги тендера, генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов отметил, что оба самолета обладают близкими эксплуатационными характеристиками. "Они имеют надежные двигатели, почти одинаковую скорость, почти одинаковую эффективность", - считает он. Поэтому ключевым критерием стала предложенная цена: "ATR и Magellan оказались способными сделать более комфортабельное в ценовом плане предложение", - отметил А. Мартиросов. В частности, одним из предложений европейского игрока стала возможная замена самолетов более современными модификациями. При этом выводимые из эксплуатации машины будут "зачтены" при такой сделке.

Стоимость контракта заметно превысит 20 млн долларов. Самолеты будут приобретены в собственность "ЮТэйр". По оценке финансового директора авиакомпании Игоря Петрова, в среднем самолеты обойдутся в 3 млн 890 тыс долларов за штуку. Однако в этой сумме не учтены таможенные пошлины и НДС, а также неизбежные расходы на переучивание персонала и организацию линейного технического обслуживания. Суммарные расходы могут быть оценены минимум в 30 млн долларов. Однако, несмотря на столь внушительные затраты, окупаемость наступит уже ориентировочно через 5 лет. По крайней мере, такие прогнозы делает консультант компании, Ernst&Young.

Однако первые 5 самолетов - это только начало. С одной стороны, они не закроют потребности авиакомпании в лайнерах такой размерности. С другой стороны, эксплуатировать такое количество самолетов экономически не оправдано - потребуется содержать одновременно и устаревшие "Аны" и "Яки". Так что по мере списания отечественных машин, будут докупаться иномарки. А. Мартиросов заявил, что сделав выбор, авиакомпания связала себя с этой моделью самолета. Поэтому дальнейшие приобретения будут, очевидно, из того же модельного ряда. Как сообщил пресс-секретарь "ЮТэйр" Игорь Блинов, наиболее вероятными кандидатами в дальнейшем будут самолеты ATR-72, имеющие большую вместимость. Кроме того, не исключено дальнейшее увеличение числа эксплуатируемых ATR-72. Суммарная же потребность в региональных лайнерах может достичь 20 единиц на ближайшие годы.

В случае, если парк будет стабильно расти, авиакомпания намерена создавать необходимую для его эксплуатации инфраструктуру. Речь идет об освоении тяжелых форм периодического технического обслуживания. Возможно, что будет приобретен авиационный тренажер. Кроме того, рассматривается возможность обучения и переучивания специалистов на собственной учебной базе. С учетом перспективы появления самолетов ATR у других заказчиков в России и СНГ, эти инвестиции смогут обернуться дополнительными доходами.

В другой размерности

Помимо региональных самолетов, авиакомпания "ЮТэйр" остро нуждается в замене парка Ту-134, одного из наиболее многочисленных в стране. А. Мартиросов заявил, что вскоре может быть объявлен аналогичный тендер, целью которого станет выбор машины на замену устаревшей "Тушке". Их эксплуатация прекратится в 2007-2009 годах, соответственно к этому периоду должны быть поставлены новые самолеты.

Оценивая перспективы двух конкурирующих проектов, RRJ и Ан-148, А. Мартиросов тактично похвалил и тех, и других. "Если говорить о его (RRJ) перспективах, я считаю, что КБ "Сухого" и та глубокая кооперация, которая по этому проекту существует, и те шаги, которые сегодня предпринимаются, и тот порядок работы, который принят в КБ "Сухого" и у его смежников, говорит о том, что проект очень жизнеспособный. Наверное, я увидел впервые реально рыночный проект в отечественном авиапроме", - отметил он. В то же время похвалы были удостоены и украинские разработчики и авиапроизводители: "Меня всегда очень приятно удивляет украинский авиапром. Люди всегда выполняют то, что они обещают. Они обещали у Ан-74 переставить двигатели под крылья поставить. Поставили. Обещали, что Ан-148 взлетит до конца этого года, я уверен, что он взлетит". Однако, по субъективным впечатлениям, симпатии А. Мартиросова все же на стороне российской разработки: "У Ан-148 есть преимущество перед RRJ в темпах, но есть и вопросы, которые в RRJ решены сильнее по концепции", - подытожил он.

А вот замену Ту-154, судя по всему, "ЮТэйр" будет искать на Западе. Boeing 737, перевозя почти 170 пассажиров, весит всего 78 тонн. В то время как аналогичный по вместимости Ту-154 - 104 тонны. И расход топлива отличается почти в 2 раза, увы, не в пользу "Тушки". "В условиях, когда цены на керосин столь высоки, эта эффективность перепрыгивает любые таможенные пошлины", - заявил А. Мартиросов. В качестве претендентов могут выступать названный выше Boeing 737 или европейский Airbus A319/320.

Самолеты ATR в российском небе: первые 5

О некоторых подробностях будущей сделки, а также о перспективах продажи европейских региональных самолетов в России, корреспонденту "АвиаПорт.Ру" рассказал директор по продажам ATR Владимир Сазонкин


- Расскажите, пожалуйста, о тех самолетах, которые будут поставлены в авиакомпанию "ЮТэйр". Где они эксплуатировались ранее? Почему отличается их цена?


- Разница между этими машинами в том, что 3 самолета - ATR-42-320. Это модификация с более мощными двигателями. Еще 2 самолета, которые мы предлагаем - ATR-42-300. Самолеты отличаются по году выпуска. ATR-42-300 имеют серийные номера 103 и 104, ATR-42-320 - с номерами 235, 216 и 211. Соответственно, они моложе. Часть из них ранее эксплуатировалась в авиакомпании American Eagle.

- Чем обусловлен Ваш альянс с лизинговой компанией Magellan?

- В данный момент у нас, как у производителя, не было в наличии нужного количества этих самолетов, бывших в эксплуатации. Поэтому мы обратились к нашей дружественной компании, которая располагает необходимым числом машин. По условиям тендера мы действуем совместно с лизинговой компанией Magellan Air. Они поставляют самолеты, а мы предлагаем весь спектр сопутствующих услуг. То есть переучивание персонала, техническое сопровождение в эксплуатации, поставку запчастей, и т.д.

В будущем, если поступят заказы компании "ЮТэйр" на другие самолеты нашего производства, например на модификации ATR-42-500, ATR-72-200, ATR-72-500, то мы, по мере наличия самолетов в портфолио, либо сами будем поставлять их авиакомпании, либо опять будем прибегать к услугам дружественных нам лизинговых компаний.

- Сейчас определен график поставки самолетов в "ЮТэйр"?

- Нет, на сегодняшний день нет строгого графика. Мы оговорили сроки поставки первого самолета, он будет передан до конца этого года. Может быть, в этом году успеем поставить две машины. Но к весне 2005 года все 5 самолетов должны быть в авиакомпании, экипажи - введены в строй для того, чтобы в весенний период начать активную эксплуатацию этих самолетов.

- Планируется ли сейчас на территории России разворачивать склады запчастей? Если это уже оговорено, то на каких условиях?

- Безусловно, мы думаем об этом. Другое дело, что на наш взгляд и на взгляд авиакомпании, это серьезные инвестиции. Поэтому, если принимать во внимание флот в 5 самолетов на начальном этапе, нет смысла ни для авиакомпании, ни для нас, как для производителя, инвестировать очень много в создание склада запчастей.

Мы предлагаем очень гибкую систему, согласно которой авиакомпания, отчисляя нам некоторую сумму с каждого летного часа, получает максимально удобный спектр решения всех технических проблем. Мы берем на себя все периодическое техническое обслуживание, непредвиденные ремонты, поставку необходимого количества запчастей для эксплуатации здесь. Но основной склад запчастей будет пока находиться в Тулузе, с условием того, что мы в минимально короткие сроки, в 24 часа, по мере необходимости любую запчасть можем доставить заказчику на его базу.

В дальнейшем, при увеличении флота самолетов, безусловно будет создана и техническая база. Авиакомпания должна будет ее сертифицировать по JAR и, соответственно, она сможет выполнять тяжелые формы здесь, у себя на базе. Но опять же, это большие инвестиции, поэтому такая работа имеет смысл только с ростом количества самолетов.

- С Вашей точки зрения, как эксперта, какой парк необходимо иметь, чтобы закрыть текущую маршрутную сеть авиакомпании?

- Мне сложно сказать, потому что я представляю производителя, а не эксплуатанта авиационной техники. По нашим внутренним оценкам, существующая маршрутная сеть авиакомпании "ЮТэйр" может быть закрыта семью самолетами. Но принимая во внимание, что авиакомпания развивается и маршрутная сеть расширяется, сложно оценивать ее точные потребности.

- Начиная с какого парка самолетов становится оправданным освоение самостоятельного ремонта, проведение сложных форм, в том числе C-check?

- Мы не проводили каких-то целенаправленных исследований на эту тему. Но по опыту других стран, скажем Чехии, Польши и Румынии, которые сейчас активно эксплуатируют наши самолеты, имеет смысл делать какие-то вложения в развитие технической базы запчастей, оперируя парком в 8-10 самолетов.

- Сейчас с другими российскими авиакомпаниями есть проработки, близкие к завершению?

- Есть. В основном, конечно, это авиакомпании Сибири, где проблема транспорта стоит гораздо более остро, чем, скажем, в Московском регионе. Хотя есть очень хорошие и достаточно продвинутые контакты с авиакомпаниями в центральном регионе. Пока остерегусь говорить более детально.

- А можно оценить общее количество самолетов? Речь идет о единицах или десятках?

- Я думаю, что если все пойдет так, как мы планируем на сегодняшний день, то к 2005-2006 году наши эксплуатанты смогут получить до 10 самолетов, помимо "ЮТэйр".

Справка

Региональный турбовинтовой самолет ATR 42-300 впервые поступил в эксплуатацию в декабре 1985 года. Он оснащен двигателем Pratt & Whitney Canada PW 120 мощностью 2000 л.с. Были предусмотрены стандартные конфигурации пассажирского салона на 46, 48 и 50 мест. Потребная длина ВПП не превышает 1100 м в условиях нормальной температуры на уровне моря. Максимальная взлетная масса 16700 кг, полезная нагрузка до 4600 кг.

ATR 42-320 появился на рынке спустя год. От предшественника он отличается двигателем - здесь установлен PW 121 мощностью 2100 л.с. Это позволило сократить взлетную дистанцию и увеличить крейсерскую скорость.

По состоянию на декабрь 2001 года в эксплуатации находилось 370 самолетов семейства ATR 42, включая наиболее современную версию ATR 42-500.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка