О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авианедоносец

Поход кораблей в северо-восточную Атлантику едва не закончился катастрофой

"Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов удовлетворен результатами дальнего океанского похода корабельной авианосной группы Северного флота, возвратившейся сегодня в Североморск" - такое заявление распространил 22 октября через агентство ИТАР-ТАСС помощник главкома Игорь Дыгало. Однако, вчера Ъ стало известно, что в действительности поход кораблей в северо-восточную Атлантику едва не закончился катастрофой.

Маневры авианосной корабельной группы Северного флота в северо-восточной Атлантике начались 27 сентября. Экипажи участвующих в маневрах кораблей (авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", атомный ракетный крейсер "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов", эсминец "Адмирал Ушаков", спасательное судно "Алтай", танкер "Осипов" и буксир СБ-406) наряду с отработкой задач совместного маневрирования занимались проведением учений по противовоздушной и противолодочной обороне и по обеспечению живучести кораблей. Была отработана и заправка кораблей топливом в море. С палубы авианосца "Адмирал Кузнецов" совершали полеты самолеты Су-25УТГ и Су-33, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. Однако за день до окончания маневров, 18 октября, армада вдруг встала: все корабли прекратили движение, а самолеты - полеты.

Остановка авианосной группы насторожила Исландию и Норвегию (близ их территориальных вод происходили маневры), а также западные СМИ, в которых появились предположения о возможной аварии, происшедшей на атомном ракетном крейсере "Петр Великий". Основания делать такие предположения у журналистов имелись: в конце марта 2004 года главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов во всеуслышание заявил: "Крейсер находится в таком состоянии, что может взлететь на воздух в любую минуту. Это особенно опасно с учетом того, что он оснащен ядерной силовой установкой".

Командование ВМФ России решило успокоить общественность заявлением помощника главкома капитана первого ранга Игоря Дыгало. 21 октября он сообщил РИА "Новости", что "никаких нештатных ситуаций на борту флагмана Северного флота "Петр Великий", как и на бортах других кораблей Северного флота, во время учений не возникало". Однако это заявление оказалось лживым.

По сведениям Ъ, 18 октября на авианосце "Адмирал Кузнецов" произошло чрезвычайное происшествие. Экипаж штурмовика Су-25УТГ после выполнения планового полета днем совершил аварийную посадку при заходе на палубу авианосца "Адмирал Кузнецов".

В результате жесткой посадки у самолета сломалась правая стойка шасси. Штурмовик по инерции повело вправо, на надстройку авианосца. От крупной аварии корабль спасло только то, что при посадке Су-25УТГ смог зацепиться установленным в его хвостовой части крюком-гаком за первый трос аэрофинишера (всего при посадке самолетов на авианосец поперек его палубы натягивается четыре троса). Примерно через 90 м самолет остановился. Сразу после этого была дана команда прекратить полеты, а всем кораблям авианосной группы - остановиться.

Вчера на просьбу Ъ официально прокомментировать этот инцидент Игорь Дыгало ответил отказом. Отказались комментировать ЧП и в пресс-службе Минобороны. Как удалось выяснить корреспонденту Ъ, командование авиации Северного флота (в его подчинении находится единственный в России 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк), как и командование авиации ВМФ, настаивает на том, что "разрушение конструкции опор шасси самолета произошло в результате усталостного напряжения, возникшего из-за старения металла".

Однако президент научно-производственного концерна "Штурмовики Сухого" и главный конструктор Су-25 Владимир Бабак придерживается другого мнения. Он заявил Ъ, что усматривает в происшедшем вину летчика, пилотировавшего машину: он произвел посадку Су-25УТГ на палубу с перегрузкой более 6 единиц при норме 4,2. Именно в результате жесткой посадки штурмовика оказались поврежденными стойки опор шасси.

Выяснением причин инцидента со штурмовиком и оценкой нанесенного авианосцу при аварийной посадке Су-25УТГ ущерба сейчас занимается специальная комиссия, созданная на Северном флоте. По сведениям Ъ, на "Адмирале Кузнецове" повреждено карбидкремниевое огнеупорное покрытие палубы, защищающее ее от перегрева от работающих реактивных двигателей самолетов. А это значит, что авианосец, вышедший из ремонта буквально перед походом в Атлантику, вновь ждет ремонт.

10 лет борьбы за живучесть

В 1995 году во время выхода в море тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

В декабре 1995 года вместо необходимого ремонта "Кузнецов" отправился в Средиземное море. Уже в самом начале похода у него обнаружились серьезные сбои в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми ее паровых котлов засорены трубки - матросы вместо дистилированной воды заливали забортную. Во время похода трубки других котлов регулярно протекали и лопались. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате "Кузнецов" двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

В феврале 1996 года при посещении Мальты у "Кузнецова" отказали все котлы и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. С большим трудом экипажу удалось запустить два котла и корабль малым ходом вернулся в Североморск, где был поставлен в длительный ремонт. После этого руководивший финальной частью похода начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов ушел в отставку.

Во время того же похода, 27 января 1996 года на перехват поднявшихся с "Кузнецова" Су-33 были подняты истребители военно-воздушных сил Израиля. Израильские военные, не ожидавшие присутствия российских самолетов в этом районе, оказались неспособны правильно идентифицировать цели даже при визуальном контакте. В результате самолеты "Кузнецова" приняли за сирийские истребители и чуть не атаковали.

В 1997 году при очередном ремонте в вентиляционной шахте корабля обнаружили мумифицированный труп человека. В ходе расследования ЧП выяснилось, что это рабочий судоремонтного завода, погибший в этой шахте несколько лет назад.

В августе 1998 года при приеме топлива на авианосец был по ошибке закрыт не тот клапан и 60 т мазута вылилось на пост управления стрельбой. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя. К счастью, обошлось без жертв. Чуть ранее из-за прорыва трубы на авианосце оказались затоплены два из четырех зенитно-ракетных комплекса "Кортик"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка