О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" столкнулся с эластичностью спроса

ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" завершило первый квартал 2005 года с убытками. Авиакомпания объясняет этот результат ростом расходов на авиатопливо и низким спросом на перевозки

Национальный перевозчик ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" завершил первый квартал 2005 года с убытками до налогообложения в размере 1 023,67 млн. рублей (36,67 млн. долларов). Авиакомпания объясняет этот результат ростом расходов на авиатопливо и низким спросом на перевозки.

Традиционно первый квартал для сетевых авиакомпаний является наиболее сложным из-за невысокого сезонного спроса на авиаперевозки. В текущем году эта тенденция осложнилась событиями в Юго-Восточной Азии (катастрофическое цунами), Киргизии (политическая нестабильность), а также существенным ростом цен на авиационное топливо. По оценкам авиакомпании, стоимость авиационных ГСМ за год возросла на 57,7%. Кроме того, на большинстве международных направлений усилилась конкуренция. Если в столицы государств СНГ "Аэрофлот" выполняет полеты на лайнерах Ту-154М, то национальные перевозчики этих государств эксплуатируют иностранную авиатехнику, имеющую более высокую топливную эффективность. Так на линиях Киев - Москва и Минск - Москва эксплуатируются Boeing 737, рейсы из Еревана и Тбилиси осуществляются на Airbus A320 и т.д. Германское направление активно осваивают новые перевозчики, среди которых и low-cost компании. За пассажиров на Юго-восточном направлении активно борется авиакомпания China Eastern.

Вместе эти факторы привели к тому, что в сравнении с первым кварталом 2004 года количество перевезенных пассажиров увеличилось всего на 2,7% до 1 370,7 млн., перевозки груза и почты достигли 34 656,1 тонн, что на 10,1% больше прошлогоднего показателя. В то же время до 65,1% сократился процент занятости кресел и до 55,7% - процент коммерческой загрузки, что хуже результатов 2004 года. Это привело к тому, что возросшие на 14,2% доходы не смогли покрыть существенного - на 20,4% - роста расходов.

Авиакомпания почувствовала эластичность спроса, когда пассажиропоток чутко реагировал на изменение стоимости билета. Некоторый прирост доходной ставки удалось получить, в первую очередь, за счет первого и бизнес-класса. По оценкам коммерческого директора Евгения Бачурина, сыграло свою роль повышение уровня обслуживания этих категорий пассажиров. В салонах дальнемагистральных лайнеров авиакомпании появились более удобные кресла, введены новые стандарты обслуживания, предлагаются индивидуальные видеоплееры. В то же время авиакомпания не снижала тарифы в эконом-классе, в результате чего спрос на перевозки оказался несколько ниже прогнозировавшегося.

Стремясь сократить финансовые потери, "Аэрофлот" проводит оперативный пересмотр маршрутной сети. Ряд внутрироссийских направлений по соглашению код-шеринга теперь обслуживает дочерняя авиакомпания "Аэрофлот-Норд". По итогам 2004 года этот перевозчик не входил даже в 20 крупнейших авиакомпаний России, но по результатам 1 квартала 2005 года он занял 8 место. Также "Аэрофлот" сократил частоту полетов на ряде направлений, что позволило снизить расходы.

Несмотря на убытки, руководство авиакомпании настроено оптимистично. Заместитель генерального директора Михаил Полубояринов считает, что за летний период авиакомпания сможет выйти на запланированные показатели по прибыли. Прогноз финансовых результатов года будет сделан в августе. В то же время уже в апреле-мае оперативные показатели свидетельствуют о некотором улучшении ситуации. По основным показателям - пассажиро- и грузообороту, объемам перевозок, проценту занятости кресел и коммерческой загрузки достигнут прирост в сравнении с 2004 годом. Правда, озвученный ранее прирост количества перевезенных пассажиров вряд ли будет достигнут. Вместо 7,8 млн. теперь планируется выйти на уровень 7 млн. Как подчеркнул Е. Бачурин, в планах авиакомпании наверстать за летний период не пассажиропоток, а прибыль.

В дальнейшем авиакомпания планирует сокращать издержки за счет замены неэффективных самолетов российского производства иностранными лайнерами. Как сообщил М. Полубояринов, в настоящее время готовится сделка по приобретению в лизинг самолетов семейства A320, с полной уплатой таможенных пошлин и НДС. Рассматриваются варианты по получению 12-16 лайнеров либо в финансовый, либо в операционный лизинг. Данная сделка будет рассмотрена на Совете директоров авиакомпании не раньше августа 2005 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка