О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минфин "приземлил" малую авиацию

У государства нет средств на поддержку авиации общего назначения. Точнее, Министерство финансов не торопится их выделять

В ноябре текущего года Председатель правительства РФ должен докладывать Президенту о ходе выполнения поручения №868 от 26 мая 2004 года О разработке мер по созданию и развитию в России малой авиации. За время работы в рамках этого поручения исписаны груды бумаги, написаны программы и концепции, однако ситуация кардинально не изменилась: у государства нет средств на поддержку авиации общего назначения. Точнее, Министерство финансов не торопится их выделять.

Но обо всем по порядку. Поручение Президента РФ было озвучено в мае 2004 года. В нем были изложены основные задачи и цели:
  1. Совершенствование системы государственного регулирования развития малой авиации. Речь идет о создании сбалансированной системы государственной и региональной поддержки развития малой авиации.
  2. развитие парка воздушных судов малой авиации.
  3. Обеспечение разработки, сертификации и серийного производства приоритетных для малой авиации легких воздушных судов. Должны быть созданы и предложены на внутренний авиационный рынок два типа легких многоцелевых воздушных судов: на 4-6 мест и на 15-19 мест. В частности, по первому типу должны быть созданы самолет на 4-6 мест и самолет для замены самолета Ан-2, новый вертолет на 4-6 мест, легкий сельхозсамолет. В частности должны быть рассмотрены варианты МиГ-201, Аккорд-201, СМ-92, Су-38. До 2015 года должны быть созданы еще два типа воздушных судов малой авиации: для замены парка самолетов L-410 и Ан-28, а также легкий вертолет. С целью эффективной организации производства предлагается формирование консолидированного заказа воздушных судов малой авиации на основе региональных программ развития малой авиации и активного расширения российского сегмента на мировом рынке легких воздушных судов.
  4. Развитие объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры.
  5. Обеспечение авиационной безопасности полетов.
  6. Организация использования воздушного пространства и полетов малой авиации.
  7. Нормативно-правовое обеспечение функционирования малой авиации.
  8. Научно-техническое обеспечение малой авиации.
В своем Поручении Президент обязал госорганы разработать соответствующие меры по малой авиации к концу 2004 года.

14 сентября 2004 года в Федеральном Агентстве по промышленности было проведено совещание по выполнению поручения президента о разработке к декабрю мер по развитию и господдержке авиации общего назначения в России. Здесь было обнаружено первое разногласие. В поручении речь идет о разработке мер, а не программы развития малой авиации. В тоже время многие специалисты считали, что необходимо разработать на базе предлагаемых "мер" программу развития авиации общего назначения (АОН) и включить ее в скорректированную Программу развития гражданской авиационной техники России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года.

В начале декабря 2004 года Министр экономического развития и торговли Герман Греф обратился с письмом к Правительству РФ с просьбой рассмотреть в рамках выполнения майского 2004 года Поручения Президента возможность разработки программы развития малой авиации, не ограничившись только "мерами". Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков издал Распоряжение, адресованное Минтрансу, Минпромэнергетики, Минэкономики, Минфину совместно с заинтересованными организациями и ведомствами разработать и представить в Правительство Программу возрождения и развития малой авиации в России. М. Фрадковым установлен срок предложений и решений по Распоряжению - март 2005 года.

На совещании в правительстве 23 декабря 2004 года принято решение о формировании рабочей группы по разработке программы развития малой авиации. Такая группа была сформирована в январе 2005 года.

И в декабре того же 2004 года Правительством вводится Положение о разработке новых программ, которое оформлено Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2004 года №Р-842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ..."

В соответствии с новым порядком бюджетной классификации программы могут быть нескольких типов - федеральные целевые программы, ведомственные программы, региональные и др. Разница между ними состоит в том, что ФЦП финансируются из госбюджета отдельной строкой, а ведомственные, региональные - из финансовых средств, отпущенных данному ведомству из госбюджета.

Минпромэнерго и авиапром считали, что целесообразно разрабатывать программу малой авиации в качестве единой программы. А ее статус (в качестве ведомственной программы или частью ФЦП Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года) должен быть определен при дальнейшем рассмотрении концепции программы.

В соответствии с новым положение о разработке перспективных программ развития, должна быть разработана и направлена в Правительство концепция программы. Такая концепция программы развития в России малой авиации была разработана совместно Государственным НИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА), ЦАГИ и ГосНИИ аэронавигации. Этот документ был разработан к 30 марта текущего года и рассмотрен на заседании рабочей группы. Последняя, в принципе, одобрила этот проект, но федеральные органы исполнительной власти (Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минфин) высказали ряд замечаний, основное из которых состояло в том, что нецелесообразно разрабатывать новую Федеральную целевую программу (ФЦП) по малой авиации, а необходимо эту программу включить в качестве подпрограммы в Программу модернизации транспортной системы России на период 2002-2010 гг. и в Программу развития гражданской авиационной техники России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года.

Минпромэнерго и авиапром считают неоправданным развивать программу создания малой авиации на две части - инфраструктурную и авиатехники. Программа затрагивает целый комплекс вопросов, связанных с созданием инфраструктуры и соответствующего этой инфраструктуре самолетного и вертолетного парков. Специалисты авиапрома считают, что "разрыв" программы малой авиации на две части будет препятствовать решению проблем развития малой авиации. Поэтому Минтранс согласовал с представителями государства вопрос выделения для окончательного согласования концепции программы дополнительного времени.

Весной текущего года Министерство промышленности и энергетики дало положительное заключение на концепцию программы. Она предусматривает развитие инфраструктуры в Северных и малодоступных регионах страны, передачу аэропортов в ведение субъектов Федерации, создание и организацию серийного производства самолетов и вертолетов малой авиации. Минпромэнерго оговорило, что данная программа должна быть непременно самостоятельной.

Минфин, рассмотрев концепцию развития малой авиации, по существу, дал отрицательное заключение. По мнению Минфина, необходимо включить программу в качестве подпрограммы в раздел гражданской авиации Федеральной целевой программы Модернизация транспортной системы России.

Минфин также возражает против выделения бюджетных ассигнований на реализацию этой программы. По мнению чиновников, все затраты на развитие малой авиации должны быть только коммерческими без участи госбюджета. Минфин также считает, что государственное финансирование НИОКР на создание новой авиационной техники малой авиации не обосновано.

Министерство полагает, что развитие аэропортов, объектов инфраструктуры регионального значения должно осуществляться сами субъектами РФ без привлечения государственных финансовых ресурсов. Оснащение аэропортов местных воздушных линий новой современной техникой для обеспечения функционирования на уровне сегодняшнего дня и безопасной эксплуатации летательных аппаратов должно осуществляться за счет собственных средств. А мероприятия в области разработки нормативно-правовых актов области малой авиации должны осуществляться сотрудниками центрального аппарата Министерства транспорта, а не научно-исследовательскими организациями. Наконец, повышение квалификации летного состава должно осуществляться за счет собственных средств и средств коммерческих авиакомпаний.

В развитии малой авиации напрямую заинтересованы регионы и субъекты Федерации Севера, Дальнего Востока, Сибири, то есть регионов, чья жизнедеятельность и возможность передвижения населения по стране зависят только от наличия или отсутствия воздушного транспорта. Примерно 60 процентов регионов имеют собственные программы развития малой авиации, но не имеют финансовых ресурсов для их реализации. Примерно 30 процентов авиакомпаний регионального уровня местных воздушных линий необходимо просто переводить в разряд государственных, так как они не имеют возможности инвестировать какие-либо финансовые средства в свое развитие.

Затягивание решения о малой авиации правительственными руководителями и, прежде всего, Минфином уже привело к тому, что программа малой авиации не попала в госбюджет 2006 года и ее финансирование начнется в лучшем случае только в 2007 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка