Ведомости
6 мая 2006, 09:48
"Аэрофлот" выбирает Airbus
Жесткость США в переговорах о ВТО, похоже, стоила Boeing $3-миллиардного контракта с "Аэрофлотом" на поставку 22 "лайнеров мечты" Boeing 787. Вместо них чиновники решили пересадить "Аэрофлот" на европейские Airbus A350
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В 2005 г. перевез 6,7 млн пассажиров (вместе с "дочками" - 8,1 млн). Выручка за 2005 г. по РСБУ - 62,9 млрд руб., чистая прибыль - 6 млрд руб. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", 30% - у НРК. Airbus в 2005 г. получил заказы на 1111 лайнеров (80% его акций владеет европейский концерн EADS, 20% - BAE Systems), Boeing - на 1029 (100% акций торгуются на американских биржах).
Время "Ч" для Airbus в России настало 27 апреля. В этот день в Москве прошло заседание совета директоров "Аэрофлота", который решил, что именно ее лайнеры Airbus A350 "Аэрофлоту" стоит купить, говорит знакомый с решением кремлевский чиновник. Рекомендации выбрать Airbus A350 были в материалах к совету директоров, добавляет знакомый с ними правительственный чиновник. Совет директоров обсудил тендер и принял решение, признает заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков, но озвучить его компания еще не готова. Вместо нее это сделал президент Владимир Путин. В тот же день, 27 апреля, на круглом столе в рамках российско-германского саммита в Томске Путин неожиданно прервал выступление сопрезидента EADS Томаса Эндерса о программе сотрудничества с российским авиапромом на $25 млрд. "Нам тоже есть чем вас порадовать", - вспоминают слова президента два участника того заседания. "Радость от Путина" заключалась в том, что "Аэрофлот" закажет новые лайнеры у Airbus.
"Аэрофлот" с прошлого лета выбирает между двумя новинками западных авиастроителей - Boeing 787 и Airbus A350. Продажи первого начнутся в 2008 г., второго - в 2010 г. Boeing 787 меньше и дешевле - рассчитан на 210-290 мест и стоимостью $132-150,5 млн без учета скидок. Airbus A350 - $150-160 млн на 253-300 пассажиров. "Аэрофлот" заявлял, что к 2014 г. ему понадобятся 22 таких лайнера и, возможно, еще 12 самолетов с поставкой в 2015-2017 гг. Так что контракт станет крупнейшим для российского авиарынка - до $3 млрд без учета скидок и опциона.
Сначала "Аэрофлот" склонялся в пользу Boeing, ведь он появится раньше. К тому же Boeing обещал ему выгодную поставку грузовых MD-11 для новой "дочки" "Аэрофлот-Карго", которую на рынке уже прозвали любимым детищем Валерия Окулова, гендиректора "Аэрофлота". Российский перевозчик даже оплатил "места" в графике заказов на Boeing 787 и в феврале предложил совету директоров включить эту модель в программу развития парка. Но совет это не поддержал. Airbus тем временем предложила "Аэрофлоту" скидку в $100 млн, а материнская EADS - целую программу сотрудничества с российским авиапромом. Вскоре в Москву неожиданно приехал президент Boeing Джеймс Макнирни. Он встретился со всеми профильными министрами и заявил журналистам, что шансы Boeing на победу в тендере очень велики. Но чутье, видимо, подвело Макнирни.
Выбор европейцев правильный, считает кремлевский чиновник. "В свете неадекватно жесткого в последнее время давления США на Россию", - уточняет он. А правительственный чиновник назвал проигрыш Boeing "асимметричным ответом".
Опрошенные "Ведомостями" члены совета директоров "Аэрофлота" не стали обсуждать свое решение. Рекомендация в любом случае предварительная, по сделке еще будут утверждаться все условия - как советом, так и собранием акционеров "Аэрофлота", добавляет основной владелец НРК Александр Лебедев. Представители EADS и Boeing от комментариев воздержались. Пресс-секретарь российского офиса Boeing Виктор Аношкин сказал лишь, что "любые заявления излишни, пока итоги тендера не объявлены официально".
Объявление о победе Airbus A350 планировалось на этой неделе, говорит источник, знакомый с переговорами "Аэрофлота" с Airbus, но "в свете последних событий" с ним решили повременить. Сразу после праздников, 3 мая, над Черным морем недалеко от Сочи разбился Airbus A320 армянской "Армавиа". В катастрофе погибли 113 человек, в том числе 27 россиян.
На контракт с "Аэрофлотом" это не должно повлиять, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Прошлое лето, к примеру, было "черным" для самолетов Boeing. По техническим характеристикам оба лайнера равны, считает Рыбак. Пока Boeing серьезно обходит Airbus по заказам на новинки: на конец апреля американцам заказали 350 Boeing 787, а европейцам - 182 Airbus A350. Но победа европейцев носит "политический" характер, уверен главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. "Это явный сигнал США не давить слишком сильно на Россию в переговорах по ВТО, иначе много выгодных контрактов и льгот может достаться европейцам", - рассуждает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции