О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто в вертолетном доме хозяин?

Пентагон закрыл программу легкого разведывательно-ударного вертолета ARH-70A Arapaho

Очередной урок вертолетостроителям (и не только) преподнесли американские военные 16 октября 2008 года, когда, несмотря на серьезные наработки, первые заказы и многочисленные обещания любимого в Америке вертолетостроителя Bell Helicopter, мощное лоббирование сенаторов и даже громкое имя, Пентагон взял и закрыл программу легкого разведывательно-ударного вертолета ARH-70A Arapaho.

Арапахо - "наш народ" - индейцы численностью около трех тысяч человек, проживающие в шт. Вайоминг и Оклахома (США). До XVIII века индейцы арапахо составляли одно племя с чейеннами и занимались земледелием и лесной охотой на территории к западу от реки Блэк-Хилс вдоль восточных склонов Скалистых гор. Потом отделились и были вытеснены в район Великих равнин, где перешли к конной охоте на бизонов...

Причин для отказа от "Охотника за бизонами" называется сразу несколько, главные из них: трехкратное увеличение затрат на разработку с $359 млн до $942 млн; резкий рост стоимости вертолета с млн 8,56 млн за штуку до $14,48 млн; затягивание сроков начала поставок с 2009 г. на 2013 г.

Пентагон не в первый раз "щелкает по носу" своих вертолетостроителей. Ранее была закрыта программа перспективного разведывательно-ударного вертолета RAH-66 с не менее звучным именем Comanche, пересмотрены итоговые результаты тендера на поисково-спасательный вертолет для боевых действий ВВС, принят на вооружение европейский (!) легкий многоцелевой вертолет UH-72A Lakota и даже вертолет №1 для президента США из Европы.

Что можно сказать? Во-первых, процесс продвижения американских программ боевых вертолетов не самопроизвольный, а управляемый, где во главе стоит заказчик, а не разработчик. Во-вторых, большое значение в будущих боевых действиях американцы отводят легким разведывательно-ударным комплексам.

Сегодня американские войска нещадно эксплуатируют старые OH-58 (в Ираке - 60 Kiowa Warrior, в Афганистане - 32). При этом несут существенные расходы на модернизацию и подержание летной годности, а также боевые потери (в среднем по 6 вертолетов в год). Легкие разведывательно-ударные вертолеты - ключевой элемент не только современных, но и будущих боевых действий. У нас эта роль, судя по всему, отводится "Аллигатору" массой около 10 тонн. Кстати, 29 октября 2008 года состоялась торжественная церемония, посвященная запуску серийного производства Ка-52. Наши СМИ буквально прорвало: "Аллигатор" призывают в армию", "Аллигатор"-лапушка", "Аллигатор" уходит в разведку", "Аллигатор" становится в строй", "Армию вооружат "Аллигаторами", однако в отличие от американцев, нигде нет никаких цифр о ценах и расходах.

Действительно, а столько стоит "Аллигатор"? Или во что нам обошлась разработка (и еще обойдется) боевого вертолета? Неизвестно. Известно лишь, что сюда можно смело включать: Расходы на разработку Ка-52 + Расходы на разработку Ка-50 + Расходы на разработку Ми-28А + Расходы на разработку Ми-28Н (включая "разнотипицу" оборудования и вооружения) + Расходы на поддержание исправности и боевой готовности парка Ми-24 (пока одни "крутились" на авиашоу, другие тянули и продолжают тянуть тяжелую боевую лямку). А во что обойдется внедрение новой техники в войска, ввод в эксплуатацию, подготовка подразделений к боевому применению, модернизация (не успели построить, пора совершенствовать), унификация… Никто не знает. В любом доме нормальная хозяйка для начала посчитает "сколько стоит", а уж потом берется за сумки. В нашем вертолетном доме вместо оценок - разговоры о способах применения и будущих поставках... Странная ситуация. Пока одна рука в течение нескольких десятков лет занимается беспрерывным реформированием структуры армейской авиации (из ВВС в СВ и обратно), другая - разрабатывает средства применения. Так и подмывает спросить, а где голова, которая должна объединить силы, средства и способы их применения в единое целое?

Вопрос не в том, что дадут, а в том, что должно и можно иметь нашей армии. Необходима простая, понятная и прозрачная (три "П") система управления вертолетными программами. Вертолетостроитель предлагает. Заказчик определяет! Вы не задумывались, почему у нас о боевом применении постоянно говорят конструкторы, а не заказчики?

Конечно, чтобы тратить деньги, их для начала нужно иметь. Если раньше средств не было, то теперь проблема в том, как их грамотного использовать. Для этого необходимо учиться, в том числе и на чужих ошибках. Чтобы тратить разумно, необходимо нарабатывать опыт продвижения, анализировать. Неужели мы не способны проанализировать современные боевые действия и добиться того, что действительно нужно? Не только "пробить" средства, но и эффективно реализовать. У нас нет заказчика в том понимании, который знает, что ему нужно, знает, сколько ему на это нужно, знает, как получить, сколько ему нужно, знает, как грамотно распорядиться тем, сколько ему нужно. До тех пор пока не будет эффективного, грамотного управления программами, будем слушать сказки.

Сегодня вертолеты играют не просто ключевую роль в огневой поддержке и перевозках, значение их постоянно возрастает. Те же американцы, которые нарабатывают гигантский опыт боевого применения винтокрылов, столкнулись с серьезными проблемами. Вертолетные силы коалиции оказались не готовы к столь суровым испытаниям и были вынуждены обратиться за помощью к нашим вертушкам. Сегодня западные СМИ запестрили заголовками "Русские (вертолеты) возвращаются в Афганистан". Боевые действия в Афганистане и Ираке, миротворческие операции в Судане, спасательная операция в Китае наглядно продемонстрировали преимущества нашей винтокрылой техники. Эти усилия нужно наращивать. Но нам не нужны сумасшедшие операторы, готовые ради сиюминутной прибыли "забросать" вертолетами вместе с экипажами любые горячие точки. Нам нужна международная организация использования российских винтокрылов, но это уже другая история. Главный американский урок 10/16/08 - в вертолетном доме нужен настоящий хозяин....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка