О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От "Аннушки" до "Ласточки"

Государственное предприятие "Антонов" (Киев, Украина) 31 мая отмечает 65 лет со дня своего основания

Государственное предприятие "Антонов" (Киев, Украина) 31 мая отмечает 65 лет со дня своего основания. Именно в этот день в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР было утверждено решение о создании ОКБ-153 на Новосибирском авиационном заводе. Главным конструктором ОКБ был назначен Олег Константинович Антонов, до этого возглавлявший филиал ОКБ-115 в Новосибирске.

С первых же дней молодое КБ получило задание на разработку сельскохозяйственного самолета СХ-1, при этом коллектив параллельно занимался созданием и строительством на опытном производстве планеров А-9 и А-10. А первый полет самолета-легенды Ан-2 (такой индекс получил СХ-1) состоялся через один год и три месяца - 31 августа 1947 года. Первенцу КБ предстояла долгая жизнь: и по сей день в КНР серийно выпускается клон этого самолета под индексом Y-5. А в СССР его выпускали авиазавод в Киеве (3164 шт.), Долгопрудном (более 500 шт.), польском Мелеце (11 915 шт.) Не менее 1100 бортов произведено в Китае.

В Киев ОКБ переехало летом 1952 года, и здесь О.Антонову пришлось формировать коллектив заново, активно привлекая специалистов из других КБ, а также выпускников Харьковского авиационного института. Первым испытанием стало выполнение задания по созданию военно-транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями, получившего название Ан-8. 11 февраля 1956 года - спустя два года после начала разработки - машина совершила первый полет. Построенные на авиазаводе в Ташкенте лайнеры состояли на вооружении военно-транспортной авиации до 1970 года, а после часть из них перешли в другие рода войск. Еще недавно этих трудяг можно было встретить в небе - окончив военную карьеру, они продолжали перевозить грузы в Африке.

Развивая направление военно-транспортных самолетов, ОКБ в 1955 году приступило к проектированию самолета Ан-12, а также его пассажирской версии Ан-10. Ан-12 стал выдающейся вехой в работе КБ - в 1962 году его создателям присуждена Ленинская премия, а Олег Константинович Антонов назначен Генеральным конструктором.

Построенный в Киеве Ан-10 приступил к испытаниям 7 марта 1957 года, спустя два года был выполнен первый технический рейс, а уже в июле 1959 года машина стала перевозить первых пассажиров. Несмотря на то, что Ан-10 выпускался всего с 1957 по 1960 годы, и было построено 108 самолетов, он запомнился пассажирам как комфортабельная машина, а для "Аэрофлота" он был одним из немногочисленных лайнеров, работавших с большой прибылью. К 1971 году Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов - это был самый высокий показатель на тот момент. Судьба Ан-12 сложилась иначе: первый полет транспортный лайнер выполнил 16 декабря 1957 года на Иркутском авиационном заводе. Более чем 1240 самолетов, построенных на трех авиазаводах, стали основой парка ВВС СССР, экспортировались в другие страны. На протяжении почти 10 лет лайнер выпускался в Китае. Ветеран остается в строю и по сей день: и ВВС России, и коммерческие эксплуатанты продолжают активные полеты, а равноценной замены Ан-12 не создано до сих пор.

По инициативе О.Антонова, а затем и по постановлению правительства СССР велись работы по самолету местных воздушных линий, призванному заменить Ан-2. Неприхотливая машина, способная совершать взлеты и посадки с неподготовленных коротких грунтовых полос, была намного комфортнее Ан-2. Увы, тогда самолет был недооценен, всего построено 340 самолетов. Развитием этой линейки стали Ан-28 с более мощными турбовинтовыми двигателями и еще более вместительный Ан-38.

Также в конце 1950-х годов предприятие создало пассажирский самолет Ан-24, первый полет которого состоялся 20 октября 1959 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, большую их часть выпустил киевский авиазавод. Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7, его модификации продолжают выпускаться и по сей день. Чрезвычайно удачный самолет стал базой для создания ряда модификаций: транспортного Ан-26, самолета-аэрофотосъемщика Ан-30, транспортного Ан-32, отличавшегося установкой двигателей АИ-20 с увеличенной мощностью.

Триумфом ОКБ стало создание самолета Ан-22 "Антей" - первого в мире широкофюзеляжного лайнера. К его разработке предприятие приступило в конце 1960 года, а уже 27 февраля 1965 года первая машина совершила испытательный полет. Самый большой в мире (на то время) лайнер поражал своими возможностями: снаряженный вес 120 тонн, максимальная взлетная масса 250 тонн, грузоподъемность 60 тонн, дальность полета свыше 5000 км. Построено 66 "Антеев", несколько лайнеров продолжает полеты и по сей день.

Начало 1970-х годов КБ встретило работами по транспортному самолету с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. Военно-транспортный Ан-72 и разработанный на его базе Ан-74 (первые полеты состоялись в 1977 и 1983 годах соответственно) серийно производились на авиазаводе в Харькове, и в производственной программе харьковского предприятия до сих пор присутствуют различные модификации Ан-74: конвертируемые, санитарные и даже административные. Также в 1971 году ОКБ начало проработки по уникальному сверхтяжелому транспортному самолету, получившему название Ан-124 "Руслан". Первый полет опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве, а спустя немногим более четырех лет он поступил на вооружение военно-транспортной авиации. Увы, выпуск гиганта в середине 1990-х годов прекратился. Однако самолет, изначально созданный как военно-транспортный, сформировал совершенно новый сегмент рынка - перевозку негабаритных и сверхтяжелых грузов, и неоспоримыми мировыми лидерами в этом сегменте являются авиакомпании России и Украины. Впоследствии предприятие приступило к созданию сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 "Мрiя", предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий массой до 250 тонн. Широкое использование агрегатов и узлов Ан-124 позволило создать уникальный лайнер за три года: в декабре 1988 года состоялся его первый полет. Единственный летающий экземпляр до настоящего времени перевозит коммерческие грузы.

Очередным заданием в области военно-транспортной авиации стала разработка среднего самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Изначально рассчитанный как смена Ан-12, новый самолет рос по мере того, как заказчик наращивал свои требования, и сегодня он способен перевозить грузы массой до 47 тонн, включая практически всю номенклатуру армейской техники и вооружения, с посадкой на необорудованные грунтовые посадочные площадки. Специально для этого самолета впервые в мире создан винтовентиляторный двигатель Д-27 и многолопастный соосный винтовентилятор СВ-27. Несмотря на непростую судьбу, лайнер имеет все шансы стать серийным - он включен в государственную программу вооружений и заказан ВВС России и Украины.

На сложные 1990-е годы пришелся рассвет новой пассажирской машины - Ан-140, созданного на замену Ан-24. При схожей пассажировместимости, новинка почти в два с половиной раза превосходит ветерана по топливной эффективности, на 20% быстрее, имеет на 75% большую дальность полета. Первый полет состоялся 17 сентября 1997 года, и сегодня серийный выпуск машины ведется в Харькове, Самаре и Исфахане (Иран).

Сегодня коллектив компании работает над развитием ближнемагистральных лайнеров Ан-148 / Ан-158, и их модификациями, включая военно-транспортный Ан-178. Первые проработки по пассажирскому самолету с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями были начаты в 1990-х годах, а в 2001 году было запущено работе проектирование новой машины, получившей индекс "148". Летные испытания начались 17 декабря 2004 года, а сегодня самолет серийно выпускается в Киеве и Воронеже. Кроме того, 28 апреля 2010 года начались испытания Ан-158 - удлиненной версии самолета, рассчитанной на перевозку 99 пассажиров.

Олег Константинович Антонов умер 4 апреля 1984 года, а 19 ноября предприятию присвоено его имя. В мае 1984 же года предприятие возглавил Петр Васильевич Балабуев, а с 2005 года и по настоящее время руководит компанией Дмитрий Семенович Кива.

Даже после ряда преобразований, через которые прошло КБ, включая присоединение серийного завода, имя "Антонов" остается в названии компании. Бренд, с которым знакомы авиаторы всех континентов, более 20 тыс. построенных "Анов" - вот итог 65 лет. Признанная во всем мире научная школа, современная научно-техническая и производственная база, динамичный коллектив, широкий модельный ряд - фундамент для новых достижений....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка