О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Поставки транспортников A400M должны начаться в намеченные сроки

В начале мая компания Airbus Military получила первоначальный сертификат типа на военно-транспортный самолет A400M от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA)

В начале мая компания Airbus Military получила первоначальный сертификат типа на военно-транспортный самолет A400M от Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Полученный сертификат носит ограниченный характер (Restricted Type Certificate), при этом выдача полного гражданского сертификата типа состоится только после завершения программы дополнительных летных испытаний продолжительностью 300 часов.

Руководство Airbus Military отмечает, что полный сертификат типа, скорее всего, будет получен уже в июле 2012 г., поскольку программа дополнительных летных испытаний должна стартовать в ближайшее время. В действительности, испытания должны были стартовать раньше, однако из-за возникших проблем с двигателем TP400D их пришлось отложить. Но, несмотря на это, компания рассчитывает поставить первый самолет A400M ВВС Франции в текущем году.

В Airbus Military отмечают, что на реализацию программы испытаний уйдет от 1,5 до 2 месяцев, а сертификат типа будет получен практически сразу же после завершения данной программы. В то же время процесс поставки транспортника A400M французским заказчикам стартует в ноябре 2012 г., тогда как первый полет поставляемого самолета запланирован на 23 августа.

Как отмечалось выше, задержка в реализации программы испытаний была вызвана необходимостью замены двигателя на одном из самолетов по причине высокого уровня вибраций силовой установки. Как отмечают в Airbus Military, вибрации были вызваны проблемами с балансировкой двигателя. По оценке руководства европейского авиастроителя, замена двигателя потребовала не так много времени, поэтому больших задержек удалось избежать.

Тем не менее, точная причина, послужившая началу вибраций, остается неопределенной. В качестве возможных причин рассматриваются дефекты во время сборки двигателя, но тут у экспертов возникает резонный вопрос - если дефект возник во время сборки силовой установки TP400D, то почему он не был обнаружен во время испытаний, предшествующих поставке двигателя, которые проводятся инженерами Europrop International.

Большее беспокойство вызывает отказ редуктора пропеллера, который послужил причиной остановки двигателя на самолете с номером MSN4. Данный отказ отличается от похожей неисправности, которая произошла в прошлом году и послужила причиной задержек в программе летных испытаний. Тогда потребовалось лишь усиление ключевых компонентов. Что стало первопричиной нового отказа, пока неизвестно, но специалисты Airbus Military работают над решением данного вопроса. При этом руководство компании отмечает, что данный отказ не должен стать препятствием для начала первых поставок самолетов, поскольку в прошлом году уже был получен необходимый опыт в устранении похожей проблемы с редуктором. Даже если потребуется внесение каких-то конструктивных изменений, то Airbus Military может выполнить необходимые испытания для их сертификации, причем проведение новых тестов на функционирование и надежность не потребуется. В целом же, летчики-испытатели Airbus Military, участвующие в данной программе, отмечают, что надежность двигателей TP400D оказалась не такой высокой, как хотелось бы.

Для того, чтобы компенсировать потерянное из-за задержек время, дополнительная программа испытаний на функциональность и надежность будет незначительно подкорректирована. В частности, испытания будут проходить в более интенсивном режиме, чем планировалось ранее. На первом этапе будет увеличена продолжительность тестовых полетов самолетов A400M, выполняемых с аэродромов в Тулузе и Севилье. Дальнейшее движение к поставленным целям будет зависеть от результатов проверки отказавшего двигателя на самолете с номером MSN4.

Данный транспортник обязательно получит резервную силовую установку и сможет вернуться к испытаниям. Однако для успешного запуска нового самолета в эксплуатацию Europrop International (EPI) должна все-таки идентифицировать причину отказа и устранить ее до момента запуска A400M в эксплуатацию. Руководство EPI подчеркивает, что компания сделает все возможное для того, чтобы минимизировать риски, связанные с внесением каких-либо конструктивных изменений в двигатели TP400D. Также отмечается, что целью любой программы летных испытаний является идентификация потенциальных проблем и их устранение, что в конечном итоге должно привести к запуску в эксплуатацию надежного продукта.

По мнению экспертов, все последние события являются наглядным отображением напряженных отношений между авиа- и моторостроителями. Такое напряжение существует уже несколько лет, что отчасти было осложнено тем, что правительства стран Евросоюза практически принудили сделать выбор в пользу продукции EPI. Ситуацию осложняет сама силовая установка TP400D. С одной стороны представители EPI отмечают, что значение удельного расхода топлива новых двигателей, установленное для серийных образцов, было достигнуто уже на опытных моделях, то есть иными словами топливная экономичность серийных силовых установок должна быть еще лучше. Но с другой стороны, если посмотреть в ретроспективе на историю разработки моторов TP400D, можно отметить ряд негативных моментов. Сюда относится и отказ редуктора, неправильно зарегистрированное программное обеспечение системы автоматизированного управления двигателем (FADEC), проблемы с запуском силовой установки и многочисленные замены моторов во время летных испытаний. Наверняка, разработчики доведут до ума свое детище, но тем не менее неприятный осадок все-таки остается.

Как сообщается, ВВС Франции проведет обучение двух экипажей управлению новым транспортником. Помимо обучения непосредственно на самолетах A400M, пилоты будут проходить занятия на тренажере A380, что позволит им лучше понять философию кокпита лайнеров Airbus. В III кв. текущего года должен состояться первый полет самолета A400M под номером MSN7, в настоящее время он находится на сборочной линии в Испании. Там же проходит сборку и самолет под номером MSN8, первый полет которого запланирован на IV кв. 2012 г. Также начинается подготовка к сборке первого самолета A400M для поставки ВВС Турции. Для этого заказчика в 2014 г. запланирована поставка четырех самолетов.

По состоянию на 16 мая 2012 г. в рамках программы летных испытаний самолеты A400M выполнили 1094 полета, при этом налет составил 3212 часов. При этом самый первый транспортник A400M с номером MSN1 с 11 декабря 2009 г. налетал в общей сложности более 1000 часов и выполнил 324 полета.

Помимо этого были достигнуты успехи в проведении имитации заправки транспортника A400M в воздухе с многоцелевым самолетом-заправщиком Airbus A330MRTT. В ходе данной серии испытаний было выполнено около 30 контактов самолета A400M с фюзеляжной системой заправки танкера A330MRTT. При этом перекачка топлива во время выполнения имитации дозаправки не проводилась.

Кроме того, недавно Airbus Military приступила к первой серии испытаний самолета A400M на неподготовленных взлетно-посадочных полосах. Тесты стартовали в Германии, однако поверхность ВПП во время проведения испытаний оказалась мягче, чем ожидалось. Но несмотря на это в ходе первых тестов самолет, как отмечают разработчики, продемонстрировал отличные тормозные характеристики на грунтовых полосах.

Сообщается также, что в ходе испытаний на прерванный взлет на грунтовой ВПП в Германии произошел небольшой инцидент. Во время торможения колеса левой основной стойки шасси прорвали верхний слой дерна и ушли в землю. Из-за данного инцидента испытания пришлось прервать. Самолет A400M, участвовавший в инциденте, вернулся во Францию, где специалисты Airbus Military проверили его техническое состояние. По результатам проверки никаких отклонений выявлено не было. По заверениям руководства европейского авиастроителя, в ближайшее время испытания на грунтовых ВПП должны возобновиться.

В рамках программы тестовых полетов самолеты A400M побывали в разных странах, в том числе в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Африки. В ближайшее время Airbus Military рассчитывает продемонстрировать новые военно-транспортные самолеты потенциальным заказчикам из стран Ближнего Востока. Определенные надежды возлагаются и на заказчиков из Индонезии. В частности, представители Airbus Military выражают свою готовность к началу сотрудничества с компанией Dirgantara Indonesia по производству транспортников A400M в этой стране в том случае, если ВВС Индонезии подпишут контракт на поставку данных самолетов.

По словам Игнасио Алонсо, старшего вице-президента Airbus Military по коммерческой стратегии и трудовым отношениям в Азии, европейский авиастроитель готов обсудить с индонезийскими партнерами степень их участия в данном проекте при условии заказа новых транспортников. Он также добавил, что самолеты A400M полностью соответствуют потребностям Индонезии, как в военной, так и в гуманитарной сферах, даже с учетом будущих перспектив.

Такие комментарии руководства Airbus Miltary последовали вслед за посещением ряда азиатских стран в рамках дебютного тура самолета A400M, который проходил в апреле текущего года. В ходе данного тура новый транспортник Airbus побывал в Малайзии, Индонезии и Таиланде. Напомним, что Малайзия стала первой страной за пределами Европы, решившейся подписать контракт на поставку четырех самолетов A400M.

Что касается Индонезии, то как известно, данная страна намерена приобрести девять транспортных самолетов C-295, о чем было объявлено еще в феврале текущего года в рамках авиасалона Singapore Air Show 2012. В настоящее время Индонезия решает вопросы с организацией финансирования указанной сделки, при этом в Airbus Military рассчитывают передать заказчику два самолета CN-295 уже в текущем году.

Компания Dirgantara Indonesia также обсуждается неспроста. Известно, что данная фирма будет заниматься производством хвостового оперения, хвостового отсека фюзеляжа и фюзеляжных панелей для девяти заказанных транспортников C-295. Кроме того, в Индонезии Airbus Military намерена наладить работу линии окончательной сборки, где будут собраны два последних самолета C-295, поставляемых по контракту. Позже Dirgantara Indonesia займется сервисным обслуживанием данных транспортных самолетов.

Бразильский авиастроительный концерн Embraer тем временем продолжает работу над созданием военно-транспортного самолета KC-390. ВВС Бразилии подписали контракт на поставку 28 машин данного типа с опционом на 10 самолетов, кроме того Embraer свои намерения о покупке данных самолетов выразили сразу несколько стран. В их числе Чехия, планирующая приобрести два самолета, Португалия, Чили и Аргентина рассчитывают заказать по шесть машин, еще 12 самолетов может купить Колумбия.

Первый полет самолета KC-290 запланирован на 2014 г., при этом сертификат типа FAA на данный транспортник должен быть получен в 2015 г., а через год самолет должен пройти военную сертификацию. Руководство Embraer считает, что особых трудностей с разработкой самолета быть не должно. Во-первых, это объясняется тем, что бразильский авиастроитель рассчитывает использовать при создании нового транспортника уже проверенные системы и комплектующие, многие из которых были апробированы на коммерческих самолетах Embraer.

По оценкам аналитиков, в ближайшие 10 лет возникнет необходимость замены 728 транспортных самолетов класса KC-390, причем большинство замен придется на модель C-130. Соответственно в Embraer рассчитывают заключить контракты с потенциальными заказчиками новых транспортников. Сейчас бразильские специалисты занимаются технико-экономическим обоснованием проекта и заключают договора на поставку систем и комплектующих с различными фирмами. При этом впервые за свою историю Embraer обратилась к услугам сторонних организаций для помощи в проектировании нового транспортника. В частности, контракт на оказание таких услуг был заключен с компанией Akaer Engineering. Сообщается, что специалисты этой фирмы работают над проектированием фюзеляжа, крыла и створок шасси. Большинство подрядчиков проекта KC-390 расположены за пределами Бразилии, однако есть и исключения. Например, бортовой вычислитель для нового самолета будет производиться фирмой AEL Sistemas.

Тем не менее, Embraer всеми силами старается минимизировать возможные риски, и поэтому в основном заключает контракты с проверенными поставщиками. Так, например, самолеты KC-390 будут оборудованы хорошо зарекомендовавшими себя двигателями V2500-E5 от консорциума International Aero Engines (IAE). Для оснащения кабины экипажа был выбран комплект авионики Pro Line Fusion производства компании Rockwell Collins. Подобная авионика уже используется на бизнес-джетах Embraer Legacy 450/500. Дисплеи для кокпита будет поставлять компания Elbit.

Поставкой системы управления полетом займется компания Goodrich, тогда как производством джойстиков и системы электро-дистанционного управления займется компания BAE Systems. Вспомогательную силовую установку и генераторы для транспортников KC-390 будет производить компания Hamilton Sundstrand. Португальская фирма Portugal Engineering Manufacturing (OGMA) будет поставлять гондолы шасси, люки и рули высоты. Чешская Aero Vodochy займется проектированием и поставкой передних кромок крыла, а также грузовой рампы, дверей и люков аварийных выходов. В основном, все поставщики являются проверенными партнерами Embraer, поэтому особых неожиданностей в процессе реализации программы KC-390 у бразильской компании быть не должно.

Обзор подготовлен по материалам Aiation Week, Flightglobal и Shepard....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка