О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Транзит не тормозит

Развитие транзитных перевозок выгодно как авиакомпаниям, так и аэропортам, и процесс развития таких перевозок взаимозависим - аэропорт должен предоставить соответствующую инфраструктуру и услуги, а авиаперевозчик - привезти в аэропорт пассажиров

Развитие транзитных перевозок выгодно как авиакомпаниям, так и аэропортам, и процесс развития таких перевозок взаимозависим - аэропорт должен предоставить пассажирам соответствующую инфраструктуру и услуги, а авиаперевозчик - привезти в аэропорт пассажиров. Мировые аэропорты-гиганты - такие как Дубай, Сеул, Франкфурт, Сингапур - предлагают транзитным пассажирам огромной перечень услуг и сервисов - отели, кинотеатры, спа-салоны, фитнес-залы, не говоря уже о привычных всем ресторанах и магазинах. "АвиаПорт" опросил российские аэропорты об их видении развития данного сегмента перевозок.

Что есть

Большинство российских аэропортов не могут похвастаться высокими показателями транзитного пассажиропотока. Показатели, соответствующие уровню европейских аэропортов, дают только "москвичи".

Количество транзитных пассажиров аэропорта "Шереметьево" на сегодняшний день составляет порядка 20% от общего пассажиропотока. Наибольшую часть транзитных пассажиров генерирует авиакомпания "Аэрофлот" и ее партнеры. "После реконструкции трансферных зон и открытия нового зала по обслуживанию трансферных пассажиров в терминале F, создания еще более комфортных условий для трансферных пассажиров и решения инфраструктурных вопросов мы рассчитываем на увеличение количества авиапутешественников данной категории на 5-10%", - рассказывает директор дирекции по организации пассажирских перевозок аэропорта "Шереметьево" Андрей Никулин.

Доля трансферных пассажиров в общем пассажиропотоке аэропорта "Домодедово" составляет 27%. Наибольшая доля трансферных пассажиров аэропорта на сегодняшний день приходится на авиакомпанию "Сибирь". По словам руководителя пресс-службы аэропорта "Домодедово" Елены Селянченковой, это показатель достаточно высокий для нашей страны: в целом на 10 начальных/конечных пассажиров в российских аэропортах обслуживается только 1 трансферный.

По словам начальника департамента маркетинга и рекламы ОАО "Внуково-Хэндлинг" Андрея Соколова, на данный момент процент транзитных пассажиров аэропорта "Внуково" составляет более 30% и этот показатель постоянно растет. Наибольшая часть транзитных пассажиров у авиакомпании "ЮТэйр". По словам А.Соколова, обеспечить удобные стыковки, как на своих рейсах, так и на рейсах авикомпаний-партнеров например, Lufthansa и Turkish Airlines и др., - это одна из основных идеологий перевозчика.

Несколько другая ситуация складывается в регионах. Например, доля транзитных пассажиров аэропорта "Кольцово" чуть более 3%. Наибольшую часть транзитников дает авиакомпания "Уральские авиалинии", как базовый перевозчик аэропорта.

Доля транзитных пассажиров аэропорта "Толмачево" составляет 5%. В 2010 году в аэропорту было обслужено транзитных на 8,5% больше, чем в 2009 году, в 2011 г. - на 8,7% больше, по сравнению с 2010 годом. Динамика развития пассажиропотока аэропорта иллюстрирует, что в целом с 2009 г. объем транзитного пассажиропотока растет, но его доля в общем объеме устойчиво снижается. Это обусловлено более высокими темпами роста общего пассажиропотока аэропорта", - сообщил представитель аэропорта. Кроме того, тенденция к развитию основного сегмента, несущего транзитный пассажиропоток - региональных перевозок - наметилась совсем недавно, в 2010-2011 гг.

Кто что может предложить?

В аэропорту "Кольцово" зоны для транзита (трансфера) и "стерильные" зоны ожидания пассажиров совпадают - так предусмотрено действующей технологией трансфера. В терминалах А и В существуют отдельные проходы для трансферных пассажиров, есть трансферные стойки.

В аэропорту "Внуково", по словам А.Соколова, транзитных залов, как таковых нет. Все стыковки предусматриваются таким образом, чтобы пассажиры не находились в аэропорту больше 4-5 часов. "У нас в данный момент две волны прилета-вылета, и все авиакомпании строят расписание таким образом, чтобы пассажиры улетели в течение 3-4 часов. Однако мы, конечно, предоставляем услуги кинотеатра, магазинов, ресторанов, парикмахерской, комнат матери и ребенка и т.д. Кроме того, при необходимости существует Трансагентство, которое предоставляет услуги по подбору отелей, трансфера и т.д.", - отметил он.

Аэропорт, при этом, продолжает работу с авиакомпаниями, чтобы обеспечить минимальное время стыковки по международным транзитам 1 час 30 минут, по внутренним рейсам - 1 час. Также в дальнейшем планируется сделать третью волну прилета-вылета.

Функцию транзитных (трансферных) залов в "Толмачево" выполняют стерильные зоны. Если на рейс зарегистрировано более 10 трансферных пассажиров, то для их обслуживания выделяется специальная стойка. В стерильных зонах аэропорта к услугам пассажиров - кафе, магазины и т.д.

"Для транзитных пассажиров чем короче путь, тем лучше. Поэтому в терминале А аэропорта "Внуково" переход из одной зоны в другую осуществляется прямо внутри терминала. Кроме того, в аэропорту реализована единая система обработки багажа, в которой задействованы оба терминала. Таким образом сортировка и доставка багажа на борт ВС обеспечивается без участия пассажира", - добавляет начальник департамента маркетинга и рекламы ОАО "Внуково-Хэндлинг".

В "Шереметьево" во всех терминалах аэропорта - D, E, F (южный терминальный комплекс) и В, С (северный) - есть транзитные залы. Терминалы D и E новые, и они строились с предполагаемыми трансферными схемами. В терминалах В и С аэропорт обеспечивает обслуживание трансферных пассажиров между рейсами в данных терминалах. Большая часть пассажиров, прибывающих в терминалы северного сектора, в дальнейшем вылетает из южного терминального комплекса.

"Сейчас наша задача заключается в решении вопроса по снижению времени прохождения всего комплекса формальностей для пассажиров и создании специальных зон досмотра трансферного багажа. Когда мы реализуем доработку багажной системы, любые трансферные схемы будут для нас открыты. И мы совместно с авиакомпанией "Аэрофлот" планируем довести количество трансферных пассажиров до 40% от общего пассажиропотока", - добавляет А.Никулин.

В "Домодедово" работают два зала для трансферных пассажиров. Они расположены в галереях внутренних воздушных линий (ВВЛ) и международных воздушных линий (МВЛ). На сегодняшний день в трансферных залах ежедневно обслуживается от 200 до 500 пассажиров. Несмотря на то, что трансферные пассажиры, как правило, быстро проходят необходимые технические процедуры и в трансферных залах не задерживаются, для их удобства в трансферном зале МВЛ имеется 60 посадочных мест, в трансферном зале ВВЛ их количество составляет 30.

"Основное назначение трансферных залов - обеспечить прохождение трансферными пассажирами технических процедур, а именно - регистрации на второй рейс (если не было сквозной регистрации) и контроля безопасности за минимальное время с максимальным комфортом. Эти процедуры занимают у пассажиров небольшое количество времени, после чего они проходят в стерильную зону, где для их удобства располагаются кафе, магазины и т.д. Для комфортного пребывания пассажиров непосредственно в трансферных залах аэропорта установлены платные банкоматы питания, банкоматы размена валют", - отмечает руководитель пресс-службы аэропорта Елена Селянченкова.

При этом аэропорт совместно с авиакомпаниями активно развивает услугу сквозной регистрации до конечного пункта, при которой трансферным пассажирам не нужно проходить регистрацию на второй рейс в трансферных залах или на секциях регистрации в общем зале аэропорта, а следует сразу же пройти в зал вылета международных/ внутренних авиалиний к выходу на посадку.

Что будет?

В рамках улучшения обслуживания транзитных пассажиров аэропорты ведут строительство гостиниц для такой категории путешественников. Например, "Шереметьево" к концу года в стерильной зоне терминала Е планируется открыть капсульный отель на 40-50 номеров. Цена за 4 часа пребывания будет составлять $50-60. Строительством отеля будет заниматься компания "Воздушный экспресс", построившая капсульный отель в терминале "Аэроэкспресса". Объем инвестиций в проект составляет порядка 300 млн рублей. 

В настоящее время в пассажирском терминале "Домодедово" ведется строительство минигостиницы, в том числе для трансферных пассажиров. Она будет разделена на две независимые зоны - для трансферных пассажиров и других гостей аэропорта. Гостиница рассчитана на 39 номеров. Воспользоваться услугами минигостиницы можно будет уже с декабря 2012 года.

На территории аэропорта "Кольцово" два отеля (3* и 4*), которые предлагают специальные тарифы для трансферных пассажиров. "Актуален вопрос организации отдельного отеля "капсульного" типа. Идет проработка проекта", - отметил коммерческий директор аэропорта С. Доценко.

Для обеспечения эффективного развития трансферных перевозок в "Толмачево" планируется построить дополнительный соединительный терминал, в котором будут ожидать рейсы транзитные пассажиры. В настоящее время совместно с компанией Hochtief AirPort ведется подготовка проектной документации. Площадь международного сектора "Толмачево" увеличится с 11 до 30 тыс. кв. метров, а пропускная способность достигнет 1,5 тыс. пассажиров в час. Сумма инвестиций составит около 700 млн. руб. Завершить работы планируется к 2014 году.

Что еще?

Аэропорты считают выгодным для себя развитие транзитных пассажиропотоков. Трансфер - драйвер развития всей системы транспортных перевозок. "Для крупных региональных аэропортов процесс трансферных перевозок очень перспективен. Дополнительный пассажиропоток, дополнительная выручка от сопутствующих услуг - это рост доходов от авиационной и неавиационной деятельности аэропорта", - отмечает С. Доценко.

"Толмачево" ведет работу по развитию трансферных перевозок и выделяет три основных пути. Во-первых, развитие трансферных перевозок базовой авиакомпанией "Сибирь" за счет стыковок собственных рейсов. В настоящее время перевозчиком уже обеспечиваются такие стыковки на направлениях Средняя Азия и Дальний Восток и применяются соответствующие сквозные тарифы. Параллельно в начале 2012 г. аэропорт приступил к реализации проекта развития трансферных пассажирских перевозок на базе многостороннего соглашения М2 ТКП. В рамках проекта предусматривается формирование трансферных связей по сквозным тарифам со стыковками маршрутов через аэропорт "Толмачево" в направлениях Узбекистан, Киргизия, Таджикистан - Дальний Восток России, а также организация воздушного сообщения между городами России и дальнего зарубежья. Здесь аэропорт играет роль администратора и помогает перевозчикам в установлении таких трансферных связей. Третий путь - заключение авиаперевозчиками индивидуальных интерлайн-соглашений.

"В рамках всех трех ветвей аэропорт оказывает поддержку перевозчикам посредством анализа данных трансферных перевозок, которые получает с использование баз данных (например, Sabre)", - отметил представитель аэропорта.

Также проводится работа с авиаперевозчиками по наращиванию частоты полетов на существующих направлениях, а также сокращению времени стыковки между рейсами до 3-х - 6-ти часов, за счет оптимизации и совершенствования технологических процессов.

Калининградский аэропорт "Храброво", несмотря на то, что транзитного зала там сейчас нет, отмечает важность развития транзитных перевозок и планирует в перспективе заняться решением данного вопроса.

По словам Е.Селянченковой, Москва имеет хорошие предпосылки для получения трансферного пассажиропотока. "Она занимает 12-е место в мире по количеству населения, 14-е - по показателю пассажиропотока. Кроме этого, Москва обладает хорошим географическим положением", - говорит руководителя пресс-службы аэропорта "Домодедово". Для того, чтобы перелететь из многих точек, расположенных в Восточной и Центральной Европе, двигаясь в Юго-Восточную Азию или на Дальний Восток, совершенно необязательно лететь до крупного пересадочного узла, такого, как Скипхолл, Хитроу или Франкфурт-на-Майне. Теоретически можно сделать стыковку в Москве, но практически пока мало получается. Если выбор по стыковкам выпадет в пользу Москвы, то авиакомпании и пассажиры получили бы экономию за счет выпрямления маршрута. Маршрут становится меньше, летных часов - меньше, расход топлива уменьшается, цена на билет становится меньше.

При этом, по словам Е.Селянченковой, расчет по данным Sabre Data Intelligence показывает, что потенциально за счет трансфера Москва может привлечь около 13,5 млн человек в год. "Что такое 13,5 млн? Это +24% к имеющимся транспортным перевозкам. Это преимущество связано не с деятельностью аэропорта, а с географическим расположением Москвы как объекта. Наша задача - лишь организовать работу таким образом, чтобы обратить географический приоритет в бизнес-достижение", - отмечает она.

Так, "Домодедово" уделяет большое внимание развитию трансферных перевозок. С 2005 г. в аэропорту реализуется специальная программа "Домодедово Трансфер Сервис", направленная на создание широкой сети стыковочных маршрутов через аэропорт с применением сквозных тарифов и специальных технологий обслуживания, чтобы пассажиры смогли выбрать для себя удобные маршруты перелетов через "Домодедово" из регионов России в страны ближнего и дальнего зарубежья и в обратном направлении.

Кроме того, аэропорт ежегодно на протяжении более десяти лет проводит интерлайн-конференцию DME Connections, целью которой является развитие сотрудничества между российскими и зарубежными авиакомпаниями, выполняющими рейсы в/из "Домодедово". Договоренности, достигаемые авиакомпаниями, в том числе в рамках конференции, позволяют пассажирам более комфортно и экономично совершать трансферные перелеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка