О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Урок мудрости длиною в 30 лет

30 лет назад летчик-испытатель камовской фирмы Н.Бездетнов впервые поднял в небо опытный прототип вертолета В-80

Как быстро летит время. Кажется, что это было вчера. 30 лет назад замечательный летчик-испытатель камовской фирмы и удивительный человек Николай Павлович Бездетнов впервые поднял в небо опытный прототип совершенно нового боевого вертолета В-80, получившего впоследствии обозначение Ка-50 и громкое имя "Черная Акула". Это был не просто очередной полет очередного прототипа. "Акула" открыла новую эпоху мирового вертолетостроения. Эпоху вертолетов будущего. Новая аэродинамика, перспективные материалы, своеобразная конструкция, оборудование и вооружение. Ка-50 - это другая идеология. Впервые боевой вертолет оказался с одним членом экипажа. "Акула" изменила взгляды на боевое применение вертолетов, заставила задуматься о способах и эффективности использования. К несчастью, "Акула" расколола вертолетное сообщество. От безоглядной любви до полного неприятия и яростного противостояния, в котором все средства хороши.

"Оборотень" напугал запад. "Акулу" ждали на каждом аэрошоу. Зрители ходили на "Акулу", как в театр, на любимого актера. Снимали, фотографировали, аплодировали "петлям" и "воронкам", правдами и неправдами старались хотя бы прикоснуться, погладить крутые бронированные бока. Мальчишки и девчонки смотрели и пересматривали первый вертолетный боевик. Казалось, что невозможное - возможно. Все, как в жизни. И радости, и горести. Успехи и трагедии. И принятие на вооружение, и не принятие. Наряду с успехами росло сопротивление. Погубило программу желание "догнать и обогнать". "Акула" проиграла? Проиграли мы все. Чего не хватило? Нам не хватила разума.

"Акула" подарила не только бесценный опыт вертолетосроения, но и осознание, что противостояние не дает позитива. Путь соперничества двух КБ - путь в никуда. Только взаимодействие двух школ способно поднять вертолетное хозяйство на качественно иной уровень. В противном случае мы обречены на бесконечный спор, кто круче. Противостояние контрпродуктивно. К сожалению, до сих пор отдельные "горячие" головы не смирились. В СМИ периодически всплывают материалы, превозносящие ту или другую программу. Опасность переноса противостояния на будущие проекты грозит общим поражением.

В наших разговорах Николая Павлович не устает повторять, "поднять" вертолет нетрудно, трудно - довести до ума". Действительно, от идеи до ее реализации дистанция огромного размера. К сожалению, сегодня линейка недоведеных вертолетных проектов увеличивается. Мы теряем темп новых разработок, а с ним и позиции на рынке.

30 лет - солидный возраст. Мы стали не только старше на три десятка лет. Пришла пора разума. Первый полет "Акулы" - урок мудрости длиною в 30 лет. Сможем ли усвоить урок мудрости, покажет время. Все зависит от нас....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка