О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Межгосударственная госкорпорация развития развивает беспилотную программу

Межгосударственная госкорпорация развития активно создает беспилотные комплексы воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами и системы управления ими

Межгосударственная госкорпорация развития активно создает беспилотные комплексы воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и системы управления ими. О проектах корпорации "АвиаПорту" рассказал руководитель отдела беспилотных систем Алексей Топехин.

- Раньше не было слышно о беспилотниках корпорации, а на II международной выставке вооружения и военно-технического имущества KADEX-2012 в Астане (Казахстан) в мае этого года вы представили модельный ряд беспилотных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типов, конвертопланы, в том числе БПЛА мишенного типа, созданных в корпорации. Расскажите о том, когда создавались эти беспилотные комплексы, в чем их отличия и основные направления совершенствования?

- Корпорация давно работает по беспилотной тематике. Одна из компаний, которая входит в состав Межгосударственной корпорации развития (МКР) занималась БПЛА и автоматическими системами управления (автопилоты, системы связи) более 10 лет. На сегодня все эти комплексы разрабатываются в рамках МКР, и в разработке находится сразу несколько комплексов с БПЛА, при этом разработчик старается перекрыть всевозможные ниши по беспилотной технике: от самого маленького беспилотника Т-4, несколько большего Т-3, беспилотника К-2, беспилотника вертолетного типа Т-5, есть и ряд перспективных проектов.

Основным направлением совершенствования уже созданных комплексов является повышение качества целевой нагрузки с установкой более совершенных подвесов - оснащение БПЛА все более качественными камерами, которых на рынке появляется с каждым годом все больше. При этом важно, чтобы не падала продолжительность полета.

Все БПЛА выполнены из композиционных материалов, элементы которых изготавливаются на заводе им. Попова.

- В ряду разработанных комплексов с беспилотниками вы упомянули самый маленький беспилотник Т-4. Расскажите о нем.

- Как уже сказано, во всем ряде созданных и создаваемых комплексов с БПЛА комплекс Т-4 является самыми маленьким. Беспилотник прошел этап заводских летных испытаний, его можно считать серийным, так как его производство малотрудоемкое и не требует большой спецоснастки.

БПЛА выполнен по схеме "безхвостка" с крылом большого для данного аппарата удлинения: при длине аппарата 0,36 м размах крыла составляет 0,8 м. При продолжительности полета до 40 минут максимальная высота полета достигает 1500 м, а радиус действия - до восьми км. Аппарат предназначен, прежде всего, для использования в качестве индивидуального средства разведки и видеонаблюдения с полностью автоматическим управлением. БПЛА оснащен небольшой видеокамерой или очень компактным тепловизором. Камера жестко встраивается в аппарат из-за его малых размеров. Аппарат может нести различные сменяемые целевые нагрузки, поставляемые с БПЛА, и не могут быть изменены пользователем.

Беспилотник в силу своих размеров и силовой установки в виде электродвигателя обладает низкой визуальной и акустической заметностью.

Он оснащен электродвигателем с воздушным винтом толкающего типа. Основной особенностью компоновки беспилотника является его миниатюрность и возможность транспортировки до 6 аппаратов в одном контейнере размером 0,8х06х03 м. Время развертывания беспилотника не превышает пяти минут с запуском "с руки".

- БПЛА Т-3 намного больше Т-4?

- Беспилотник под обозначением Т-3 можно отнести к среднеразмерным аппаратам. Т-3 предназначен для дневного и ночного видеонаблюдения в реальном режиме времени, аэрофотосъемки, ретрансляции радиосигналов, определения географических координат наземных объектов.

Беспилотник прошел этап заводских летных испытаний. В 2011 году МКР приняла решение, что аппараты Т-3 и Т-4 готовы к серийному производству в том виде, в каком они прошли летные заводские испытания. И Т-3, и Т-4 уже получили дальнейшее развитие - их совершенствование и создание различных модификации производятся постоянно. Прежде всего, ставится необходимая потенциальному заказчику целевая нагрузка, либо более качественное оборудование. Беспилотники Т-3 и Т-4 успешно продаются. Предприятие участвует с этими беспилотниками в различных конкурсах и некоторые из них выигрывает. Поставки первым заказчикам Т-3 и Т-4 были осуществлены, но о самих заказчиках говорить сейчас преждевременно.

Беспилотник Т-3 оснащается цифровой фотокамерой, видеокамерой (с трансфокатором 12х) и тепловизором (ИК-камера), устанавливаемыми на гиростабилизированной платформе для повышения качества изображения.

Стартовая масса беспилотника равно 6 кг. Диапазон скоростей полета - от 60 до 120 км/ч при крейсерской скорости 80 км/ч. Продолжительность полета в среднем составляет один час, а максимальная - до 1,5 часов. Дальность действия канала передачи видеоинформации в штатном режиме равна 5 км, а с увеличенной мощностью - до 25 км.

Беспилотник является носимым, а расчет комплекса составляет 2-3 человека.

- На вашем предприятии разработан беспилотник, "выбивающийся" из всего ряда БПЛА своим обозначением - К-2. Что он собой представляет?

- Беспилотник К-2 относится к категории БПЛА средней дальности. В настоящее время беспилотный комплекс с БПЛА самолетного типа К-2 проходит этап заводских испытаний. Сейчас идет стадия испытаний К-2, для него полностью разработана система наземного обеспечения - станция управления, которая базируется на автомобиле. По этому комплексу основная работа заключается в обеспечении выполнения задач на земле.

Сам беспилотник К-2 выполнен по двухбалочной схеме с воздушным винтом толкающего типа. Стартовая масса беспилотника составляет порядка 50 кг, а масса полезной нагрузки может в отдельных случаях достигать 20 кг. Продолжительность полета беспилотника составляет 5 часов. Дальность действия канала радиосвязи равна до 80 км. Радиус действия БПЛА в автономном режиме равен 300 км при максимальной высоте полета до 3000 м.

Беспилотник оснащается цифровой фотокамерой высокого разрешения, видеокамерой (с трансфокатором) и тепловизором высокого разрешения. Целевая нагрузка установлена на гиростабилизированной платформе.

Численность персонала комплекса составляет 4 человека, а время развертывания комплекса - 30 минут. Комплекс транспортируется на автомобиле, также на автомобиле установлена и станция управления. Комплекс может эксплуатироваться как с аэродромов на шасси, так и с безаэродромным базированием со стартом с катапульты, но посадка все равно осуществляется без парашюта "на брюхо". Для такой посадки специально в фюзеляж убирается целевая нагрузка для воспрепятствования ее повреждения. Аппарат легко садится на поле, траву, снег, что подтверждено проводимыми испытаниями.

Как и любой беспилотный комплекс К-2 имеет много модификаций. Есть варианты комплекса, когда БПЛА эксплуатируется только на шасси при установке высококачественной камеры достаточно большого размера.

- В России все больше создается комплексов с БПЛА вертолетного типа. Что обусловило ваше предприятие заняться созданием БПЛА вертолетного типа Т-5, на какой стадии находится его разработка?

- Беспилотный комплекс с БПЛА вертолетного типа Т-5 создан в качестве специализированного аппарата для высококачественной видеосъемки. На нем устанавливаются достаточно большие камеры с высоким разрешением. Высококачественная съемка необходима, например, при контроле с близкого расстояния состояния мостов. При такой съемке важна не дальность обнаружения, а качество получаемого изображения. Этот проект до конца еще не завершен, однако уже имеются образцы, с которыми отрабатывается процесс получения высококачественного изображения, уже имеются прекрасные видео, полученные с беспилотников. Мы представляли эти видео на выставке в недавно Казахстане. Масса БПЛА немногим более 10 кг.

- Вы сказали, что предприятие занято разработкой и ряда проектов комплексов с беспилотниками, можно рассказать о некоторых из них?

- Корпорация разрабатывает один интересный проект, о котором нельзя не упомянуть. Это специализированный БПЛА для ретрансляции сигналов. Там применена интересная схема - мультироторная, в данном случае шестироторная (шестикоптер). Однако сам аппарат создан не по стандартной схеме мультикоптера, а специально для него были разработаны движители, представляющие собой схему "винт в кольце". Эти движители с электроприводом должны работать с высокой надежностью практически в любых условиях эксплуатации (осадки, ветер), и попадание воды не вызывает поломки или остановки движителя.

Этот БПЛА делается с внешним питанием - к нему подключается кабель, на земле стоит генератор, что позволяет аппарату несколько десятков часов находиться в воздухе, так как отсутствует бортовое питание и все питание подается с земли. Беспилотник оснащен полноценным оборудованием автоматического управления и пилотирования, а также удержания аппарата в заданной точке. Это полноценный беспилотник в ином "конструктиве". Пока он условно называется "носитель". Завод им. Попова разрабатывает собственное радиосвязное оборудование, которое, в частности, сейчас использует для ретрансляции пневматические и гидравлические вышки, требующие определенного времени на подъем. В то время как беспилотник стартует практически мгновенно и почти сразу же может осуществлять работу.

В рамках проводимых работ корпорации находится и мишенный комплекс, в котором применяются уже существующие беспилотники, на которых устанавливается определенное оборудование, имитирующее цель, то есть тепловые или световые имитаторы. Новая разработка МКР мишенного типа имитирует средства нападения наиболее распространенных классов, в том числе, такие труднопоражаемые цели, как штурмовая авиация, тактические бомбардировщики и крылатые ракеты.

Весьма интересными работами корпорации являются работы по беспилотнику вертолетного типа ТН-2 стартовой массой до 20 кг, продолжительностью полета до 120 минут и радиусом действия по радиосвязи до 50 км.

Корпорация также проводит работы по теме создания высотного беспилотника с условным пока обозначением "Гиперион". В соответствие с проектными проработками, новый высотный беспилотник должен быть выполнен по схеме низкоплана с V-образным оперением и воздушным винтом толкающего типа.

При максимальной взлетной массе 1150 кг масса пустого составляет 420 кг. По расчетам перегоночная дальность составит до 8000 км, а продолжительность полета 30-50 часов. Максимальная высота полета в зависимости от модификации составит 8000-14000 м. Диапазон скоростей беспилотника будет равен 110-260 км/ч.

Межгосударственная корпорация развития учреждена 18 февраля 2011 года в Омске (Россия) на базе производственного объединения "Радиозавод имени А.С. Попова" и корпорации "АК-Марал" (Киргизия). Цель создания корпорации - развитие научно-промышленной и высокотехнологичной кооперации в странах ОДКБ и ЕврАзЭС.

Инновационный портфель МКР - 250 высокотехнологичных проектов.

Омское производственное объединение "Радиозавод им. Попова" (образован в 1954 году) - крупнейший российский разработчик и производитель многонаправленных подвижных защищенных систем связи и управления.

Корпорация "АК-Марал" (Киргизия) является лидером в области разработки и производства телекоммуникационного оборудования и предоставления телекоммуникационных услуг в Киргизии. Предприятие контролирует 70% рынка Средней Азии.

Конструкторское бюро развития осуществляет разработку новых стандартов и протоколов радиосвязи; развитие перспективных комплексов с БПЛА, включая системы управления и мониторинга; исследование механизмов перевода традиционных сетей связи, теле и радиовещания на цифровой формат; поиск инструментов интеграции различных операторов в целостные системы.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка