О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ремоторизация Ми-8Т: дьявол кроется в деталях

Украинская компания "Мотор Сич" предлагает установить на Ми-8Т новые моторы. Но эксплуатантов полностью устраивают возможности двигателей предыдущего поколения

Стоимость летного часа самого массового среднего вертолета Ми-8Т продолжает подниматься, и, согласно прогнозам, уже через пять лет эксплуатировать эти машины станет нерентабельно. Для снижения издержек запорожское АО "Мотор Сич" предлагает установить на Ми-8Т новые моторы украинского производства. Но эксплуатантов полностью устраивают возможности двигателей предыдущего поколения

Почем овес для рабочей лошадки?

Ми-8Т не без оснований называют "рабочей лошадкой" современного вертолетного парка России и мира. Гражданский парк этих машин, по сведениям компании "Вертолеты России", составляет 57% вертолетов, эксплуатирующихся в стране. При этом 85% этого флота приходится на небольшие авиакомпании, имеющие менее 10 вертолетов. Ми-8Т заслужил свою популярность: это одна из самых надежных, неприхотливых и простых как в эксплуатации, так и в ремонте машин. Уверенно обходит конкурентов Ми-8Т и в вопросе стоимости летного часа. Как следствие, несмотря на появление более совершенных модификаций Ми-171 и Ми-8МТВ, спрос полеты на этой машине только увеличивается. Как отмечают в авиакомпании "ЮТэйр", на протяжении последних пяти лет объем налета на Ми-8Т возрос в два раза, с 35 тыс. до 70 тыс. часов в год.

Однако стоимость летного часа Ми-8Т неуклонно растет, уже сейчас из-за ряда проблем с запчастями в некоторых регионах России она достигает 120 тыс. рублей. Если ничего не изменить, через пять лет эксплуатация парка Ми-8Т станет коммерчески невыгодной и авиакомпании начнут активно избавляться от этих машин. И если крупные компании смогут себе позволить обновить свой парк современными аналогами отечественного производства, то для значительного числа эксплуатантов будет стоять альтернатива: либо осваивать вертолеты зарубежного производства с вторичного рынка, либо вовсе уйти с рынка.

Новый двигатель - новые возможности

Для того, чтобы снизить эксплуатационные затраты Ми-8Т, АО "Мотор Сич" предлагает ремоторизировать парк вертолетов новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 серии. По словам директора вертолетного производства "Мотор Сич" Николая Зубко, сейчас 35% поломок вертолета составляют отказы двигателей. Новый мотор позволит избежать частых затрат на ремонт.

Специалисты украинского предприятия существенно доработали базовый ТВ3-117, внедрив целый ряд конструктивных мер, направленных на увеличение надежности и ресурса, сокращение расхода топлива. Доработки коснулись масляной и топливной систем, системы запуска двигателя, системы пожаротушения. Улучшено охлаждение лопаток соплового аппарата первой ступени КВД, изменена схема охлаждения покрывных дисков турбины КВД. Благодаря перечисленному удалось увеличить назначенный ресурс двигателя до 15 тыс. часов против 12 тыс. у существующих моторов, более чем в три раза увеличить межремонтный интервал. Также снизился вес двигателя и расход топлива. На взлете удельный расход составляет 0,26 килограмма на лошадиную силу против 0,275 килограмма у прежней модификации. Всего же в среднем в полете Ми-8Т с новым двигателем будет расходовать 520-530 килограммов топлива в час против существующего расхода 610-620 килограммов. Снизился до 295 килограммов и вес самого мотора. Согласно результатам летных испытаний, теперь двигатель не теряет мощности до температуры +55 градусов Цельсия и спокойно летает в условиях разреженного высокогорного воздуха. Упростился и запуск двигателя на больших высотах. Кроме того, удалось добиться существенного прироста в скороподъемности.

Украинские моторостоители не скрывают цену модернизации. По словам председателя совета директоров АО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, два двигателя и работы по их установке будут стоить эксплуатанту менее $2 млн. Новые же вертолеты, по его словам, обойдутся компаниям в среднем в 12 млрд за штуку. "Мы готовы монтировать двигатели в России, на Украине, в Белоруссии, - утверждает В.Богуслаев. - Эта операция проста, любой ремонтный завод возьмется такое сделать". Действительно, схема ремоторизации была выбрана специально с той целью, чтобы внести наименьшие изменения в конструкцию вертолета. Замене должен предшествовать ремонт машины, продление ресурса, замена агрегатов трансмиссии и несущей системы на усиленные, антикорозионная обработка.

Главный конструктор АО "Мотор Сич" Николай Москаленко отмечает, что новый двигатель будет полезен в первую очередь тем эксплуатантам, которым не хватает сегодняшних технических характеристик Ми-8Т. То есть, фактически, это возможность за небольшие деньги получить в свой парк подобие модификаций Ми-8МТВ. По его словам, новым двигателем уже заинтересовалось ДОСААФ России.

Когда больше - не значит лучше

Тем временем, большинство эксплуатантов практически единогласно отмечает, что двигатель предыдущего поколения ТВ2-117, несмотря на частые поломки, полностью удовлетворяет всем потребностям компаний. "Ремоторизация Ми-8Т не решит никаких проблем. Нам не нужен вертолет с другими характеристиками, нам нужно, чтобы летал этот вертолет, и его эксплуатация должна быть недорогой", - говорит представитель "ЮТэйр".

Дьявол же, как говорится, кроется в деталях. Как сообщили в компании "ЮТэйр", сейчас авиаремонтные предприятия испытывают серьезные проблемы с поставками комплектующих для вертолетов Ми-8Т, и с каждым годом ситуация ухудшается. Дефицитные позиции - подшипники, агрегаты трансмиссии и многое другое. По мнению эксплуатантов, оптимизировать нужно и бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования. Как сообщил директор Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиационного предприятия Дмитрий Пономарев, сейчас для того чтобы эксплуатировать Ми-8Т, приходится в отдельном порядке небольшими партиями заказывать детали на заводах, что еще больше увеличивает стоимость летного часа вертолета.

Таким образом, массовой необходимости в замене двигателей у перевозчиков нет. А согласно аналитическим данным компании "Вертолеты России", двигателей ТВ2-117 было создано вполне достаточно, чтобы несколько раз перекрыть потребности рынка, и сейчас компания ведет работу по продлению как ресурса, так и межремонтного интервала двигателя. Впрочем, согласно расчетам "Вертолетов России", со временем часть Ми-8Т может быть заменена на более легкие ВС. В компании уже есть проект легкого вертолета, и через два-три года машина, возможно, будет представлена публике.

Таким образом, большинству перевозчиков не нужно увеличивать скорость, скороподъемность и максимальные температуры эксплуатации. Ми-8Т - не вертолет для сверхзадач и особых условий, а "рабочая лошадка" рынка, и нужно, чтобы она продолжала работать, притом за небольшие деньги....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка