АвиаПорт.Ru
25 сентября 2012, 11:34
Boeing не торопится запускать программу 777X
Руководство компании Boeing не поддерживает пожелания своих клиентов о скорейшем запуске в эксплуатацию самолетов 777X, которые должны стать основным конкурентом новых лайнеров A350-1000
Новые воздушные суда Boeing помимо удлиненного фюзеляжа получат более эффективные двигатели и композитные крылья. Таким образом, как отмечают в компании Boeing, на разработку данного проекта потребуется больше времени по сравнению с лайнерами 787-10X, появление которых также входит в долгосрочные планы Boeing. Примечательно, что на скорейшем запуске в эксплуатацию лайнеров 777X публично настаивали только представители Emirates и Qatar Airways, тогда как другие клиенты Boeing, как отмечает руководство компании, согласны с намерениями авиастроителя начать поставки новых самолетов только в конце текущего десятилетия.
В Boeing утверждают, что поздний запуск проекта объясняется необходимостью применения новых технологий, доступность которых не всегда совпадает с пожеланиями клиентов авиастроительных компаний. Руководство Boeing подчеркивает, что ее клиенты остались довольны появлением на лайнерах 777X новых двигателей, но эти более эффективные силовые установки будут доступны только в конце десятилетия. И ради этих моторов в Boeing готовы подождать несколько лет, поскольку их эффективность должна быть очень высокой, настолько высокой, что в Boeing всерьез говорят о том, что лайнеры A350-1000 окажутся "устаревшими" к моменту появления самолетов 777X.
В Emirates желание скорейшего появления лайнеров 777X на рынке обусловлено необходимостью замены в парке перевозчика самолетов 777-300ER, которые авиакомпания планирует начать выводить из эксплуатации в 2017 г. При этом и Emirates, и Qatar Airways подписывали контракты на поставку самолетов A350-1000. В текущем году заказ на самолеты A350-1000 поступил со стороны еще одного крупного перевозчика - Cathay Pacific Airways. Стоит отметить, что Cathay Pacific заказала уже модернизированную версию A350-1000, тогда как Emirates, Qatar Airways, Etihad Airways и Asiana Airlines подписали контракты на поставку эти лайнеров до того, как в данный проект были внесены изменения, направленные на увеличение мощности двигателей и увеличение дальности полета самолета.
В то же время руководство Emirates и Qatar Airways выразило недовольство внесенными изменениями в программу A350-1000, отметив, что авиакомпании обратят пристальное внимание на проект 777X, разрабатываемый компанией Boeing. Прежнее руководство подразделения Boeing Commercial Airplanes отмечало возможность официального запуска программы 777X в конце 2012 г. после одобрения со стороны совета директоров компании, однако новое руководство подразделения, как отмечают аналитики, судя по всему, пересмотрит эти сроки в сторону увеличения.
Часть аналитиков вообще не согласна с позицией Boeing, которая откладывает запуск в эксплуатацию новых самолетов. В частности, такого мнения придерживается аналитик фирмы Teal Group Ричард Абулафья. В своих рассуждения он ссылается на слова представителей Boeing, которые утверждают, что выпускаемые ныне лайнеры 777-300ER оказались настолько эффективными, что по ряду показателей они, наверное, смогут превзойти A350-1000, поэтому необходимости в быстром запуске проекта 777X нет. Но Р.Абулафья подчеркивает, что, несмотря на все преимущества самолетов 777-300ER, рынок предпочитает новые модели, и Boeing должна идти навстречу пожеланиям своих клиентов. Он также подчеркнул, что Cathay Pacific Airways уже сделала ставку на A350-1000, и ее примеру могут последовать другие перевозчики, если Boeing не изменит свою стратегию.
Руководство Boeing отказывается называть точные сроки запуска проекта 777X, но отмечает, что с разработкой этого проекта у компании будет гораздо меньше рисков, чем у Airbus с программой A350-1000, поскольку лайнеры 777X будут основаны на проверенной и отлично зарекомендовавшей себя платформе.
Руководитель лизинговой компании Air Lease Corp. Стивен Удвар-Хази считает, что Boeing в первую очередь, скорее всего, будет уделять пристальное внимание разработке самолетов 787-10X и только потом направит значительные усилия на работу над проектом 777X. По его словам, в конце текущего года американский авиастроитель, вероятно, приступит к разработке лайнеров 787-10, а решение о запуске 777X будет отложено на 2013 г. Ситуация осложняется тем, что пока точно не известно, насколько эффективными будут самолеты A350-1000, поэтому есть определенные риски с разработкой авиалайнеров 777X.
По своей технической сложности, программа 777X больше похожа на проект 747-8, то есть, предусмотрена не простая ремоторизация самолетов, как в случае с проектом 737 MAX, а значительная модернизация всего воздушного судна. Таким образом, инженерам компании Boeing предстоит выполнить большой объем работ по проектированию новой машины, а это, как известно, отнимает достаточно много времени и ресурсов.
Для сравнения лайнеры 787-10 будут представлять собой удлиненную версию модели 787-9 и будут отличаться увеличенной пассажировместимостью, при этом ожидается незначительное уменьшение дальности полета этих самолетов. Новые авиалайнеры на рынке будут конкурировать с воздушными судами A330-300, и как отмечают эксперты, в основном они будут эксплуатироваться на маршрутах с высоким пассажиропотоком, связывающих Европу со странами Ближнего Востока и Северной Америки, а также ряд крупных азиатских городов. И, по мнению С.Удвара-Хази, для Boeing программа 787-10 будет более приоритетной нежели проект 777X.
Boeing же возлагает большие надежды на самолеты 787-10X, отмечая, что они будут обладать очень высокой эффективностью. В частности, руководство американского концерна подчеркивает, что новые лайнеры будут на 25% экономичнее самолетов A330-300, поэтому успех этой модели на рынке точно обеспечен, особенно, в условиях постоянного увеличения цен на авиационное топливо.
Тем временем, моторостроительная компания Rolls-Royce раскрыла часть особенностей будущих турбовентиляторных двигателей, которые возможно будут устанавливаться на самолеты 777X. В частности, стало известно, что вентилятор новой силовой установки будет оснащен только 18 лопатками, выполненными из композитных материалов. Для сравнения последняя версия двигателей Trent XWB, которые разрабатываются Rolls-Royce для авиалайнеров семейства A350, оснащаются титановыми вентиляторами с 22 лопатками. В Rolls-Royce отмечают, что современные тенденции ведут к сокращению количества рабочих лопаток в вентиляторах, при этом сами лопатки становятся все шире и шире.
Новый двигатель, известный под внутренним обозначением RB3025, будет оснащаться вентилятором диаметром 337 см (для сравнения диаметр вентилятора силовой установки Trent XWB составляет 300 см). Как отмечают в Rolls-Royce, для данного стандарта технологий новый двигатель будет оборудован вентилятором с самым оптимальным диаметром вентилятора. А для британской моторостроительной компании этот мотор будет самым большим за всю ее историю. Степень двухконтурности двигателя с тягой 445 кН будет равна 12:1, тогда как степень повышения давления составит 62:1.
В двигателестроительной отрасли такая степень повышения давления является очень высокой. И двигатель RB3025 будет действительно очень агрессивным, но с другой стороны его расход топлива должен быть на 10% ниже по сравнению с моторами GE90-115B, которые в настоящее время устанавливаются на самолеты 777-й серии.
Большой диаметр вентилятора создаст определенные трудности с транспортировкой новых двигателей. Единственным грузовым лайнером, способным перевезти этот мотор, будет Boeing 777F, поскольку самолеты Boeing 747F не обладают грузовым люком достаточного размера.
Помимо компании Rolls-Royce за тендер по поставке двигателей для будущих авиалайнеров 777X планирует побороться компания General Electric, которая ведет разработку моторов GE9X, а также компания Pratt & Whitney, которая намерена адаптировать редукторные турбовентиляторные двигатели под широкофюзеляжные авиалайнеры.
Однако в сегменте широкофюзеляжных самолетов не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Особенно это касается самолетов большого класса, таких как Airbus A380 и Boeing 747. В текущем году компания Airbus получила заказы лишь на четыре лайнера A380, и как отмечает руководство европейского авиастроителя осталось не так уж и много времени на то, чтобы набрать заказы на 30 самолетов данного типа - именно такая цель была поставлена на 2012 г.
У Boeing на протяжении более одного года не было твердых заказов на самолеты 747-8, но недавно авиастроителю удалось подписать твердый контракт на поставку пяти лайнеров этого типа, правда, предварительное соглашение по данному контракту было подписано еще в марте 2011 г. Тем не менее, руководство обеих авиастроительных компаний считает, что затишье с заказами временное, и в скором времени спрос на самолеты такого класса начнет увеличиваться. По крайней мере, их коммерческий успех рассчитан на долгосрочную перспективу. Руководитель компании Airbus Том Эндерс отметил, что период в 1-3 года не является показательным для таких воздушных судов, поэтому отсутствие заказов за это время не может говорить о том, что такие самолеты более не востребованы рынком.
Эксперты отмечают, что охладившийся интерес со стороны авиакомпаний на самолеты A380 и 747-8 объясняется целым рядом факторов, среди которых резкий спад пассажиропотока в Европе, замедление темпа роста объема воздушных перевозок в Азии, а также снижение роста пассажиропотока в мировом масштабе. В июле текущего года руководство Virgin Atlantic Airways отложило заказ на шесть самолетов A380 из-за неблагоприятной финансовой обстановки. Авиакомпания Turkish Airlines, которая планирует расширять свою маршрутную сеть, сократила потенциальный заказ с 15 до шести самолетов данного класса.
Аналитики фирмы Morgan Stanley считают, что особого изменения спроса на самолеты A380 и 747-8 не было, просто сейчас авиакомпании более тщательно подходят к планированию своего бюджета, а указанные авиалайнеры являются достаточно дорогими.
Кроме того, сейчас многие авиакомпании предпочитают использовать на своих маршрутах менее вместительные воздушные суда. К тому же существование таких эффективных лайнеров как Boeing 777 также подрывает спрос на самолеты особо большого класса. Преимуществом таких самолетов как Boeing 777-200LR является высокая дальность полета, а этот фактор в последнее время занимает далеко не последнее место у перевозчиков.
В Airbus уверены, что рост крупных городов в ближайшие десятилетия, которые будут обеспечивать ежедневный пассажиропоток в 10 тыс. человек, создаст стабильный спрос на самолеты особо большого класса. Эксперты предполагают, что в будущем основным рынком сбыта таких авиалайнеров будут Китай и Индия, которые являются самыми густонаселенными странами в мире. На данный момент в Китае единственной авиакомпанией, заказавшей самолеты A380, является China Southern Airlines . Авиакомпания Air China планировала приобрести лайнеры Boeing 747-8, однако пока она не подписывала никаких контрактов. В Индии единственный заказ на пять самолетов A380 поступил со стороны авиакомпании Kingfisher Airlines. Руководство Airbus уверено, что именно Китай в скором времени будет самым крупным рынком для лайнеров A380.
Сейчас перед авиастроительными компаниями стоит сложный вопрос по расчету окупаемости проектов A380 и 747-8. Для Airbus ситуация осложняется возникающими техническими проблемами, устранение которых требует дополнительных финансовых инвестиций. От Boeing программа 747-8 также потребовала дополнительных финансовых вливаний в связи с задержкой поставок этих воздушных судов. Сообщается, что эти задержки обошлись американскому авиастроительному концерну в $2,04 млрд.
Обзор подготовлен по материалам Flightglobal и Seattle Times....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции