АвиаПорт.Ru
3 июля 2013, 11:00
Контракты жизненного цикла ВВТ: военно-промышленное партнерство
Третья статья серии материалов о контрактах жизненного цикла посвящена вопросам распределения ответственности и обязанностей между военными и промышленностью
Немногочисленные, но весьма острые дискуссии в узком кругу заинтересованных специалистов показали сравнительно единодушное признание очевидного успеха стратегии PBL за рубежом и… большие сомнения в возможности и целесообразности ее применения в наших условиях. Наиболее спорными оказались вопросы распределения ответственности и обязанностей между военными и промышленностью. Именно этому посвящена третья статья серии материалов о контрактах жизненного цикла. Анализируя применимость стратегии PBL к нашим условиям, мы постарались уйти от узковедомственных корпоративных интересов и представить себе, как может выглядеть партнерство между военными и промышленностью на постпроизводственных стадиях жизненного цикла ВВТ.
Кто отвечает за исправность боевой техники?
У многих, впервые услышавших о концепции PBL, возникает обманчивое впечатление, что ее применение будет означать полную и безоговорочную передачу ответственности за исправность техники от военных промышленности. Однако, при более глубоком проникновении с суть самой концепции, непременно выясняется, что первое впечатление ошибочно и обусловлено оно лишь нашими привычными взглядами на взаимоотношения военных с промышленностью. Зарубежный опыт показывает, что внедрение PBL на практике означает радикальную смену культурной парадигмы и всегда сопряжено с ломкой сложившихся стереотипов. Одним из таких стереотипов является укоренившееся в нашем сознании представление о раз и навсегда установленном разграничении ответственности между военным заказчиком и гражданским подрядчиком. Безобразно, но единообразно - привычная для нас формулировка. Между тем, на практике, в совершенно конкретных обстоятельствах, такое "единообразие" весьма часто оборачивается значительными и вполне конкретными потерями. Как с точки зрения конечного результата - исправности техники в эксплуатации, так и с точки зрения затрат на ее поддержание.
Концепция PBL предполагает гибкое распределение ответственности между военными и промышленностью в зависимости от множества факторов, действующих в конкретных обстоятельствах. В авиации, например, на уровне воздушного судна (платформы) может иметь место одно распределение, на уровне конкретной самолетной системы - другое, а на уровне компонент таких систем - третье. Многое здесь должно определяться назначением техники и задачами, решаемыми конкретной войсковой частью, соединением, родом войск, видом Вооруженных Сил. Очевидно, что подходы к поддержанию исправности авиационной техники в армейской, фронтовой, дальней, военно-транспортной, разведывательной авиации могут и должны быть разными. По-разному следует подходить к распределению ответственности за исправность боевой и учебной техники.
Ну и, конечно же, самым серьезным образом в каждом конкретном случае следует рассматривать возможности военных и промышленности. Полная ответственность одной из сторон выбирается, когда у нее реально больше возможностей активно влиять на уровень исправность техники, а нужный результат достигается с наименьшими издержками. Смешанную ответственность следует предусматривать в случаях, когда объединение возможностей сторон оказывается эффективнее остальных вариантов. Очевидно, что с принятием на вооружение новых образцов ВВТ и в процессе их серийного производства промышленность имеет больше возможностей влиять на исправность боевой техники в эксплуатации. В силу объективных причин, в период освоения новой техники у военных, в этом плане, возможности весьма ограничены. Совершенно противоположная картина имеет место в ситуации, когда боевая техника уже давно снята с производства, но все еще активно эксплуатируется в войсках. Промышленность со временем неизбежно теряет компетенцию в отношении снятых с производства изделий, в то время, как военные ее только наращивают.
Кто будет обслуживать и ремонтировать технику?
Беря на вооружение стратегию PBL, особенно в случаях, когда будет иметь место смешанная ответственность за исправность эксплуатируемой боевыми подразделениями техники, принципиально важно также договориться о распределении обязанностей по выполнению конкретных видов работ на этой технике.
Один из возможных вариантов такого распределения работ применительно к военной авиации приведен в Таблице 1. В основу этого примера положены основные виды работ на авиационной технике, предусмотренные федеральными авиационными правилами инженерно-авиационного обеспечения госавиации - ФАП ИАО.
Виды работ на авиационной технике по ФАП ИАО | ИАС части | Подрядчик |
---|---|---|
Подготовка к полетам | И | К |
День работы на АТ (предварительная подготовка, парковый день) | И | К |
Периодические работы (по наработке/календарю) | И | К |
Регламентные работы (в ТЭЧ) | С | И |
Контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) | И | |
Контрольно-восстановительные работы (КоВР) | С | И |
Целевые осмотры и проверки (агрегатов, систем) | С | И |
Сезонное обслуживание | И | К |
Работы при хранении АТ | И | К |
Войсковой ремонт | С | И |
Работы по бюллетеням | И |
Табл.1 Вариант распределения работ на авиационной технике между ИАС части и подрядчиком по контракту на сервисную поддержку
Как нам представляется, большинство работ по подготовке авиационной техники к полетам, включая предварительную подготовку, парковые дни и периодические работы должны оставаться в ведении военных. Исключительная компетенция военных во всем, что касается непосредственной подготовки к полетам, выполнения полетов и послеполетного обслуживания не должна быть предметом какого-либо компромисса. Промышленность здесь, будучи материально заинтересованной в конечных результатах этих работ, должна будет оказывать всемерное содействие ИАС авиационной части, обеспечивая круглосуточную информационную и техническую поддержку. Ответственность же за регламентные и контрольно-восстановительные работы на ВС, целевые осмотры и проверки агрегатов систем, войсковой ремонт и работы по бюллетеням могла бы взять на себя промышленность. Но и это - не догма. В самом минимальном варианте обязанности промышленности могут быть ограничены обеспечением гарантированной доступности запчастей, а также выполнением сложных ремонтов и модификаций, требующих заводских условий. Такое минимальное участие промышленности будет иметь смысл во всех случаях, когда техника хорошо освоена в эксплуатации, военные имеют все необходимое для ее содержания в исправном состоянии, а основной причиной простоев является дефицит или отсутствие запасных частей.
В целом нужно отдавать себе отчет в том, что стандартной стратегии применения PBL, подходящей для всех случаев жизни не существует. Это значит, что в каждой конкретной ситуации военным и промышленности придется рассматривать все возможные варианты сотрудничества, оценивать все имеющиеся риски, возможности сторон по их преодолению, ожидаемый экономический эффект и совместно вырабатывать оптимальное решение.
Если завтра - война?
Наиболее спорным и не имеющим однозначного консенсусного решения остается вопрос о применимости концепции PBL к ситуациям, когда войсковая часть в течение достаточно продолжительного периода времени находится вдали от постоянного места дисклокации и участвует боевых действиях. В условиях глобального военного конфликта проблема решается так, как это предусмотрено мобилизационными планами. Но как быть с подобными ситуациями в мирное время? Многочисленные примеры участия США и стран НАТО в локальных конфликтах последнего десятилетия показывают, что решение есть. Во всех подобных случаях войска действовали на значительном удалении от мест постоянного базирования, боевая техника эксплуатировалась в далеко не идеальных условиях. И все это время промышленность обеспечивала исправность техники в соответствии с условиями PBL-контрактов, уже получивших к тому времени достаточно широкое распространение. Разумеется, были ошибки и просчеты, но в целом система сервисной поддержки ВВТ, ориентированная на конечный результат, показала свою жизнеспособность и в этих экстремальных условиях. Не стоит сбрасывать со счетов и наш собственный опыт - Ближний Восток, Африка, Афганистан, Чечня, Грузия. Отечественная промышленность всегда тесно сотрудничала с военными, проверяя работу своей продукции в реальных боевых условиях. В том числе - и в рамках программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Оглядываясь на этот опыт, было бы весьма некорректным утверждать, что нашему ВПК противопоказано и в принципе не под силу сотрудничество с военными на принципах PBL в этих условиях. Разумеется, во многом мы еще пока не готовы оказывать сервисную поддержку мирового уровня, но двигаться в этом направлении нужно. И стратегия PBL здесь может послужить весьма и весьма неплохим стимулом.
Все, что нужно военным - это деньги на запчасти?
Среди некоторых военных, с которыми авторам довелось обсуждать эту тему, бытует расхожее мнение: все, что нам на самом деле необходимо - это деньги на запасные части. Мол, остальное военные могут делать сами, а всякие новомодные заграничные подходы, подобные PBL, ничего, кроме окончательного разрушения кое-как действующей системы в итоге не принесут. Было бы большим лукавством не признаться, что подобного рода сомнения не раз одолевали и продолжают одолевать авторов этой статьи по сей день. И тем не менее, по мере изучения предмета и сопоставления зарубежной практики с реалиями нашего бытия, приходится констатировать: никакой другой альтернативы PBL в решении проблемы дефицита запчастей и повышения уровня готовности боевой техники в войсках просто не существует. Любое вливание дополнительных средств в закупки запасных частей при сохранении сложившейся системы взаимоотношений между военными и промышленностью всегда будет подобно попыткам наполнить бездонную бочку. Разумеется, дефицит запасных частей возник не на пустом месте. Тому есть масса объективных и субъективных причин. В стране вот уже более 20 лет отсутствует директивное планирование. Цены на продукцию определяет рынок, а там, где имеется дефицит - монополист. Производитель сегодня сам волен определять, что ему выгодно производить, а что - не выгодно. Многое из того, в чем сегодня остро нуждаются войска, попросту снято с производства. А многие предприятия, ранее производившие необходимое, и вовсе прекратили свое существование. Будет ли промышленность искать альтернативы закрытым производствам и утраченным технологиям, не будучи материально ответственной за исправность боевой техники в войсках? Будет ли промышленность продолжать выпуск запасных частей к снятой с производства технике, не имея прямой материальной заинтересованности? Ответ на эти вопросы очевиден.
Вместо заключения
По нашему глубокому убеждению, для сохранения собственного оборонного потенциала и упрочения лидирующих позиций на зарубежных рынках систем ВВТ, Российская Федерация должна отслеживать и своевременно реагировать на все существенные изменения, подобные появлению концепции PBL, происходящие в наиболее развитых в оборонном отношении странах. Не секрет, что ведущие зарубежные поставщики ВВТ, получив опыт работы со своими заказчиками в новых условиях, уже составляют серьезную конкуренцию предприятиям нашего ОПК на традиционных для нас сегментах мирового рынка. Проигрывая в цене первоначальной закупки, но предлагая заказчикам комплексную поддержку на принципах PBL, наши конкуренты получают неоспоримое преимущество с точки зрения конечного результата, важного для финального потребителя. Общая стоимость владения системами ВВТ для заказчика в итоге оказывается ниже, а уровень исправности и надежности поставляемой техники в эксплуатации - выше, чем это можем обеспечить мы, придерживаясь старых подходов. Дальнейшее отставание в этой сфере чревато не только потерей традиционных рынков сбыта продукции отечественного ОПК, но и крайне негативными последствиями для обороны страны в целом. Непрерывное моральное и физическое старение боевой техники в войсках при отсутствии надлежащей поддержки со стороны промышленности влекут за собой постоянный рост затрат на поддержание ее исправности и боеготовности. А это, в свою очередь, ложится тяжелым бременем на бюджет, лишая государство возможности своевременно и в необходимом объеме финансировать принятие на вооружение и поставку новых образцов боевой техники.
В сложившихся обстоятельствах инкорпорирование принципов PBL в систему взаимоотношений заказчиков и производителей систем ВВТ должно стать неотъемлемой частью государственной политики в военно-промышленной сфере и приоритетной задачей на ближайшие 5-10 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству