О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ветеран приватизации

Глава Минэкономразвития А.Улюкаев на форуме в Давосе сообщил журналистам, что приватизация "Аэрофлота" может состояться уже в 2014 году

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на форуме в Давосе сообщил журналистам, что приватизация "Аэрофлота" может состояться уже в 2014 году. С одной стороны, планы по незначительному размытию госпакета перевозчика в текущем году озвучивались и ранее, но приватизацией этот процесс называть рано. С другой, ответственные ведомства, высказываясь на этот счет, в принципе назвали продажу госпакета нецелесообразной.

Приватизация "Аэрофлота" может начаться уже в 2014 году, заявил глава МЭР Алексей Улюкаев на форуме в Давосе агентству "Прайм". "Аэрофлот", "Совкомфлот", Новороссийский морской торговый порт, продолжение истории с ВТБ, первые 5% РЖД, 19% "Роснефти". Все это вполне реальные сделки", - цитирует агентство ответ министра на вопрос о возможных сделках по приватизации в нынешнем году. И это, прямо скажем, далеко не первый эпизод в обсуждении продажи госпакета перевозчика, при том, что на текущий год были заявлены другие планы. Что же касается приватизации, сомнению подвергаются не только ее сроки, но и целесообразность сделки в принципе.

"Аэрофлот" нужно есть по частям

Последнее из того, что более-менее конкретно обсуждалось в рамках дискуссий о приватизации "Аэрофлота", перспектива размещения на бирже пакета в 10% акций компании, где 3,55% принадлежат "Ростеху", 4,66% казначейских акций и 2,34% - допэмиссия. Гендиректор компании Виталий Савельев в интервью агентству Bloomberg в конце прошлого года говорил о том, что доля находящихся в свободном обращении акций компании уже в 2014 году может увеличиться до 16% с имеющихся 6%. Пойти на этот шаг нужно, чтобы перед планируемой приватизацией определить рыночную стоимость компании. С таким раскладом вещей соглашались и в Росимуществе. Так что, конечно, этот шаг имеет отношение к приватизации, но несколько опосредованное.

"Речь не идет о приватизации, потому что это не продажа госпакета. Это небольшая дополнительная эмиссия, продажа казначейских и квазигосударственных бумаг, и средства от продажи получит сам эмитент. Другой вопрос, как государство, в качестве акционера "Аэрофлота", распорядится полученными в ходе этого размещения средствами, но речь не идет о как таковой приватизации, и вряд ли МЭР может конкретно говорить о сроках реализации этих планов", - предполагает заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. Хотя, конечно, в рамках допэмиссии госпакет и сократится с 51,17% акций до 50%+1 акция.

Вместе с тем, что касается как таковой продажи госпакета, согласно ранее озвученным планам Росимущества, эту процедуру предполагалось начать не ранее 2015 года. Согласно задумке министерства, как раз допэмиссия, продажа казначейских акций и, по возможности, пакета "Ростеха" должна позволить компании привлечь дополнительные средства - порядка $250-300 млн. Деньги понадобятся на реализацию масштабных проектов, в частности, организацию работы дальневосточной "дочки" и создание лоукостера, что, в свою очередь, должно повысить инвестиционную привлекательность перевозчика перед последующей приватизацией.

Реализацию в ближайшее время этих планов специалисты считают вполне возможной. По прогнозам аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, продажа акций может состояться уже весной. "Вариант продажи этой доли обсуждался уже в ноябре-декабре, но о сроках твердо не говорилось, вопрос оставался открытым. Но когда речь идет о небольшой доле, решение может быть принято достаточно быстро, и, вероятно, продажа состоится в весеннее или осеннее окно приватизации", - сказал он агентству "АвиаПорт". Аналитик ФК "Открытие" Ирина Ступаченко полагает, что такой шаг, в сущности, не скажется на деятельности перевозчика и роли государства в его управлении, но позволит получить некоторую, хоть и небольшую в масштабах государства, сумму от продажи акций. "Аэрофлот" давно собирался продать свой казначейский пакет акций, что в совокупности с пакетом ГК "Ростех" и снижением федерального пакета с 51,17% до 50% путем допэмиссии на 2,34% уставного капитала приведет к выходу на фондовый рынок дополнительно 10,55% акций "Аэрофлота" и станет первым этапом на пути к его приватизации", - говорит И.Ступаченко.

А ты купи слона...

Что касается дальнейших шагов, направленных на передачу компании в частные руки, согласно планам Росимущества, решения по сокращению госпакета до 25% должны приниматься не раньше, чем в 2015 году, с учетом всех обстоятельств, в частности перспектив снятия регуляторных и административных ограничений. Мнения экспертов относительно реализуемости этих планов, как всегда, расходятся. А.Рожков считает, что следующих по логике процесса новостей - о сокращении доли государства с контрольной до блокирующей, ждать следует, но не раньше 2016 года. А вот И.Ступаченко из "Открытия" считает, что этого не произойдет. "По моему мнению, до 2020 года приватизации "Аэрофлота" в полном смысле этого слова, скорее всего, не будет - нет государству никакого смысла снижать пакет ниже контрольного", - прогнозирует аналитик.

Причины, по которым государство не должно оказываться от своей доли в крупнейшей авиакомпании, называются самые разные. Так, по словам И.Ступаченко, приватизировать компанию нецелесообразно хотя бы в силу того, что, имея глобальные инвестиционные планы, "Аэрофлот" без госучастия не сможет заключать лизинговые сделки на столь же выгодных, как сейчас, условиях. Кроме прочего, в случае потери государством контроля над перевозчиком, особенно остро встанет вопрос получения "Аэрофлотом" транссибирских роялти.

"Аэрофлот" нужен самим

Государство попросту не сможет найти покупателя на свой пакет, считает А.Ходоровский из УК "Регион", поэтому дальше упомянутого размытия госпакета до 50% дело пока не дойдет. В России желающих купить "Аэрофлот" не наблюдается, а за рубеж его продавать не хотят. "Продать компанию сейчас, при такой конъюнктуре нашего рынка ценных бумаг, можно только стратегическому инвестору. В России пока таковых нет, а против продажи стратегического актива иностранцам выступает, например, Минтранс, и не только он один", - говорит эксперт.

Инициативу продать "Аэрофлот" стратегу ровно год назад озвучил вице-премьер Игорь Шувалов. И уже тогда на рынке предположили, что компанией могут заинтересоваться партнеры по альянсу SkyTeam. А такой уклад обстоятельств может привести к тому, что Россия может потеряет контроль над стратегически важным активом. Опасаются в Госдуме. "Для обеспечения конкурентоспособности наших корпораций на международном уровне им нужна государственная поддержка. Госполитика должна быть направлена на обеспечение их деятельности. А если, не дай Бог, приватизировать "Аэрофлот", неизвестно, кто выиграет", - заявил ранее глава комитета по экономической политике Игорь Руденский.

Кроме прочего, полный выход государства из капитала "Аэрофлота" и продажа национального перевозчика иностранному инвестору ставит под удар принципы межправительственных соглашений - при назначении перевозчика на маршрут учитывается не только место его регистрации, но и "национальность" капитала, напоминает А.Ходоровский....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка