О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улететь легко - добраться сложно

Аэропорт "Ермолино" в Калужской области может начать обслуживать пассажиров в 2017 году. На развитие воздушной гавани потребуется более 11 млрд рублей

Аэропорт "Ермолино" в Калужской области может начать обслуживать пассажиров в 2017 году. На развитие воздушной гавани потребуется более 11 млрд рублей. Пул инвесторов пока не сформирован, но, предполагается, что проект будет реализовываться на основе ГЧП с использованием концессионной схемы. Между тем, успех проекта зависит от того, успеют ли в эти временные рамки уложиться работы по организации управления воздушным движением и доставке пассажиров.

На бумаге все красиво

Первые пассажирские рейсы из аэропорта "Ермолино" могут отправиться в 2017 году, хотя еще год назад правительство Калужской области намеревалось построить терминал уже к концу 2014 года. Аэропорт, как и планировалось, будет отвечать потребностям низкобюджетных перевозчиков, что, в числе прочего, предполагает дешевое обслуживание. Чтобы приспособить "Ермолино" для пассажирских перевозок, потребуется 11,3 млрд рублей.

Согласно планам управляющей компании "Ермолино-Инвест", в нынешнем году должен быть разработан проект гражданского аэропортового комплекса (сейчас "Ермолино" - аэропорт совместного базирования), как ожидается, стартуют и работы по реконструкции аэродрома. Для функционирования комплекса понадобятся перрон площадью 250 тыс. кв.м., 40 стоянок воздушных судов, аэровокзал класса C по нормам IATA, рассчитанный на обслуживание 2400 пассажиров в час. Аэродром после реконструкции должен обеспечивать прием самолетов размерности Ил-96-300 и ниже, обеспечивать посадочный минимум по II категории ICAO с двух направлений, иметь две соединительные рулежные дорожки, современный топливозаправочный комплекс и необходимые инженерные системы.

Строительство "гражданской" части должны взять на себя частные инвесторы, реконструкцию аэродрома - Министерство внутренних дел, так как в настоящее время там базируется летный отряд внутренних войск. В общей сложности потребуются вложить 11,3 млрд рублей. По словам губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, финансирование будет осуществляться через бюджет, но деньги найти поможет заинтересованная в развитии аэропорта авиакомпания "ЮТэйр". Перевозчик, в свою очередь, планирует привлечь средства за счет формирования пула инвесторов. Генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов рассказал, что в этот пул войдут финансовые институты, но окончательно их перечень еще не сформирован. Вместе с тем, гендиректор "ЮТэйр" отметил, что присутствие профессиональных инвесторов также приветствуется.

Все решают деньги

Вкладывать деньги в развитие "Ермолино" напрямую авиакомпания не будет. "Собственные деньги авиакомпания в объекты наземной инфраструктуры вкладывать остережется - у нас могут быть проблемы с антимонопольным ведомством. Существует антимонопольная политика, летающие авиакомпании к владению наземной инфраструктурой не очень допускают", - объяснил А.Мартиросов. По его словам, партнерство может осуществляться как на основе займа, так и с использованием концессионного соглашения - этот вопрос сейчас решается. Вместе с тем, как объясняет А.Мартиросов, компания уже ведет переговоры с инвесторами, поддерживает проектную группу и финансирует необходимые исследования. Сколько денег потребуется вложить именно в аэродром - пока не ясно - скорректированный будет готов через полтора-два месяца. Дополнительные средства в реконструкцию аэродрома военные вложат из своего бюджета, рассказал главнокомандующий внутренними войсками МВД РФ Николай Рогожкин. По его словам, ведомство готово потратить на это 6 млрд рублей, 1 млрд уже выделен.

Необходимость частно-государственного партнерства и разработки концессионного соглашения объясняет компания "Ермолино-инвест". Объекты аэродрома будут использоваться совместно с МВД РФ, что влечет дополнительные риски для частных инвесторов. И они должны быть компенсированы. Помимо непосредственно строительства, для развития аэропорта потребуется реализация затратных проектов на уровне государства и области - подготовка кадрового состава, программа развития транспорта, гостиниц. При этом в компании отмечают, что под такой крупный инфраструктурный проект с длительным сроком окупаемости привлечь средства по приемлемым процентным ставкам без помощи государства невозможно. К слову, на окупаемость проект может выйти через 7-9 лет после запуска, считает генеральный директор управляющей компании Салават Кутушев.

Далеко, но дешево

Базовой авиакомпанией нового аэропорта станет "ЮТэйр". Предполагается, что там будут развиваться авиаперевозки по модули лоукост. Для этого, помимо общеизвестных принципов вроде низкой стоимости аэропортового обслуживания и обеспечения быстрого (за 35 минут) разворота рейса, будет реализован также принцип отсутствия волнового расписания - в отсутствии пиковых часов, нагрузки на аэропорт будут равномерно распределяться в течении дня. В аэропорту не предусмотрено создание бизнес-залов, количество стоек регистрации планируется минимизировать за счет возможности онлайн регистрации через интернет, сокращение количества предоставляемых пассажирам услуг будет способствовать уменьшению численности обслуживающего персонала.

Неуправляемый воздух

Оценка "Ермолино-Инвест" говорит, что, с точки зрения возможностей ОрВД, пропускная способность аэропорта составляет не менее 100 взлетно-посадочных операций в час. Свободное воздушное пространство считается одним из плюсов "Ермолино" перед загруженными московскими аэропортами - самолетам не придется "стоять в очереди" на посадку, что также снизит стоимость использования этого аэропорта.

Проект оснащения аэропорта объектами управления воздушным движением, радионавигацией, светосигнальным и метеорологическим оборудованием разработан ФГУП ГосНИИ ГА. Этот же институт провел исследование воздушного пространства в районе аэродрома и разработал схемы захода на посадку и выхода из зоны аэродрома. Но пока эти схемы существуют только в теории. Чтобы предложенные способы организации воздушного движения, не говоря уже об оборудовании, заработали на практике, их необходимо соответствующим образом адаптировать. Пока же с точки зрения организации воздушного движения аэродром несовершенен. Для обеспечения потребностей крупного пассажирского аэропорта имеющихся мощностей недостаточно. "Наше предприятие не занимается организацией воздушного движения в "Ермолино", наших диспетчеров там нет", - заявили агентству "АвиаПорт" в Госкорпорации по ОрВД. С этой точки зрения, чтобы аэропорт заработал к 2017 году, необходимо уже сейчас начинать процесс передачи соответствующих служб аэропорта в ведение Госкорпорации, чему должно предшествовать распоряжение правительства.

С надеждой на освобождение неба

Если все заработает в соответствии с планами инициаторов проекта, пассажиропоток аэропорта к 2021 году, по подсчетам "Ермолино-Инвест", составит 7,5 млн пассажиров в год. В первый год работы услугами аэропорта воспользуются 3,5 млн пассажиров, рассчитывают в компании. Планируется, что в калужском аэропорту будут эксплуатироваться новые самолеты авиакомпании "ЮТэйр" - в настоящее время реализуются контракты на поставку 20 самолетов Airbus 321 и 40 Boeing 737. Самолеты приспособлены для низкобюджетных перевозок - они имеют монокомпоновку и достаточную топливную экономичность. По словам А.Мартиросова, для работы в "Ермолино" можно будет задействовать половину из этих самолетов.

"ЮТэйр" планирует выполнять не только внутрироссийские рейсы по популярным направлениям, но и летать за границу. Пункт пропуска через госграницу должен появится там уже в 2015-2016 году. Перевозчик делает ставку, в числе прочего, на выполнение рейсов по популярным туристическим направлениям, которые сейчас генерируют значительную часть российского пассажиропотока. Как заметил А.Мартиросов, в авиакомпании рассчитывают, что к моменту начала работы "Ермолино" воздушное законодательство будет более либеральным. "Мы надеемся, что к тому моменту небо будет свободным", - сказал он, отвечая на вопрос агентства "АвиаПорт". Гендиректор "ЮТэйр" также выразил надежду, что "Ермолино" не будет считаться четвертым аэропортом МАУ, а позиционироваться как аэропорт Калуги.

Летать из "Ермолино" смогут все авиаперевозчики, которые захотят. В сотрудничестве с калужским аэропортом могут быть заинтересованы, например, европейские лоукостеры, оценивают авторы проекта.

В небе проще, чем на земле

По-прежнему нерешенным остается вопрос с доставкой пассажиров. Ясности на этот счет нет даже со стороны ответственных за процесс лиц. С одной стороны, каждый рапортует о выгодном географическом положении "Ермолино" с точки зрения транспортной доступности, с другой стороны, очевидного варианта туда добраться пока не предложено. Уже не в первый раз заходит речь об ведущихся с "Аэроэкспрессом" переговорах. И, судя по всему, компания не прочь туда прийти, но только тогда, когда сформируется достаточный пассажиропоток. Аэропорту, в свою очередь, чтобы сформировать пассажиропоток, необходимо прежде пассажира как-то к себе привезти. Близ "Ермолино" есть железная дорога, ее предполагается приспособить под нужды аэропорта. "Мы уже осуществили развитие железнодорожной станции самостоятельно", - напомнил губернатор области Анатолий Артамонов. Большие надежды руководство Калужской области возлагает на проектируемую кольцевую дорогу ЦКАД....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка