О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Импортозамещение в образовании

России не хватает около 1000 специалистов по системному инжинирингу, подсчитали в "Авиационном оборудовании". Полтора года назад холдинг открыл собственный учебный центр, чтобы готовить таких специалистов

России не хватает около 1000 специалистов по системному инжинирингу, подсчитали в холдинге "Авиационное оборудование". Помимо престижа, специалисты такого уровня помогут предприятиям значительно экономить, считают в холдинге. Однако выучиться по этой специальности сейчас можно в основном за рубежом. Полтора года назад холдинг открыл собственный учебный центр, чтобы готовить такого рода специалистов. Но "пропускная способность" его всего 50 человек в год.

Отечественная промышленность, получившая, наконец, внимание и финансирование от государства, нуждается в квалифицированных кадрах. Управленцев, готовых взяться за перераспределение активов, реструктуризацию производств, выделение производственных дивизионов и так далее, нашли в смежных отраслях. Сложнее оказалось с инженерными кадрами, способными управлять крупными комплексными проектами от разработки до продажи. С изменением рыночной конъюнктуры и совершенствованием технологий стало понятно, что возможность конкурировать с зарубежными производителями российская промышленность получит только в том случае, если сумеет полностью пересмотреть подход к работе, и вместо единичных изделий научится создавать проекты "под ключ". Организовать этот процесс должны специалисты нового уровня, знакомые с системным инжинирингом, обладающие не только высоким уровнем технических знаний, но и умением координировать работу других, интегрировать технологии между отраслями и систематизировать знания из разных отраслей.

Прежде такой подход к работе конструкторов, инженеров и других технических специалистов, применялся за рубежом. Западные компании стали давать своим сотрудникам соответствующее образование тоже относительно недавно, около 15 лет назад. Первый такого рода учебный центр в России - Высшая школа системного инжиниринга - функционирует под эгидой холдинга "Авиационное оборудование" на правах кафедры в Физтехе. Ее выпускники получают диплом магистров. Согласно образовательной программе, специалисты из разных отраслей на кафедре учатся вместе, чтобы иметь возможность перенимать опыт друг у друга.

Главной задачей образовательной программы глава холдинга "Авиационное оборудование" Максим Кузюк называет подготовку специалистов, имеющих интегральные знания, способных управлять масштабными инженерными проектами, новыми комплексными разработками, применять свои знания одновременно в нескольких начинаниях. По его словам, этим программа отличается от курсов повышения квалификации, которые более линейны и призваны скорее усовершенствовать навыки или дать новые знания в отдельной категории. Школа учит мыслить системно: кроме непосредственно технических знаний студентам прививают коммуникативные навыки, организуют курсы ораторского искусства и прочие активности, которые могут помочь в руководстве проектами. "Мы готовим не просто менеджеров проектов. Наши выпускники должны быть техническими лидерами проекта, их архитекторами. Они должны уметь поделит сложную систему на составляющие, сформировать задачи для других, управлять рисками и организацией производства", - говорит М.Кузюк.

Предполагается, что студенты будут учиться без отрыва от рабочих мест - получить образование предлагается тем специалистам, которые уже нашли себя в профессии, но обладают достаточно гибким сознанием и подают надежды как руководители. Для поступления необходимо не только сдать теоретический экзамен, но также лично пройти собеседование и заручиться рекомендацией от работодателя. "Прежде чем принять студента на обучение, мы оцениваем его способность внести вклад в программу. Тех, кто нам самим не интересен, мы не примем, даже если он имеет прекрасные теоретические знания", - рассказывает глава холдинга. При этом он отмечает, что работодатели, конечно, должны быть готовыми к тому, что студенты Высшей школы будут определенное время, в том числе, рабочее, посвящать занятиям. За обучение платит предприятие, где работает поступающий.

Создатели Высшей школы уверены, что инвестиции в специалистов для предприятий обязательно окупятся. "Возьмем, например, проект по разработке. Предположим, газотурбинной установки. Стоимость установки 20 миллионов рублей, стоимость разработки, в зависимости от технологической новизны, от 300 миллионов до миллиарда рублей. Если мы снизим на 10% расходы на разработку, мы сэкономим до 100 миллионов рублей", - рассуждает М.Кузюк, предлагая посчитать, сколько умелый руководитель поможет сэкономить предприятию. Тем более, что специалист может работать одновременно над несколькими проектами.

Российской инженерной отрасли в целом в настоящее время в год нужна как минимум тысяча специалистов такого уровня, чтобы выполнить все те задачи, которые перед ней стоят, и выйти на конкурентоспособный уровень. Другой вопрос, что при нынешнем состоянии КБ и производств для некоторых задач выпускники Высшей школы будут переквалифицированными, то есть отрасль в целом должна менять кадровую структуру, приспосабливая ее к современным потребностям рынка. Создатели проекта отдают себе отчет, что оплата труда этих специалистов тоже должна иметь должный уровень, чтобы "лучшие умы" шли работать в отечественную промышленность, а не на должности консультантов в представительства иностранных компаний. "Наша программа позволяет повышать производительность труда. Для того, в том числе, чтобы заработная плата специалистов росла", - говорит М.Кузюк. Пока школа готова обучать до 50 студентов в год. Возможности для значительного расширения внутри программы без потери качества образования в холдинге не видят. Однако аналогичные кафедры могли бы появляться на базе других образовательных учреждений, что способствовало бы развитию в России собственных программ обучения системному инжинирингу и позволяло уменьшить число студентов, уезжающих получать знания за рубеж....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка