О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От перемены мест сумма меняется

Депутат Госдумы О.Нилов намерен обнулить НДС для авиаперевозок внутри России, а на МВЛ установить его в размере 18%. Игроки рынка уверены: такая рокировка может привести к критическим последствиям

Депутат Госдумы Олег Нилов намерен обнулить НДС для авиаперевозок внутри России, а на международных линиях установить его в размере 18%. Он считает, что таким образом удастся подогреть внутренний рынок, на международных же направлениях перевозчики просто снизят свои "сверхприбыли". Игроки рынка и отраслевые эксперты уверены: если удастся реализовать это предложение с точки зрения законодательства, рокировка ставок НДС может привести к критическим последствиям для всего рынка.

Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, корректирующий налог на добавленную стоимость (НДС) на отдельные виды услуг, разработал заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия", член комитета Государственной Думы по транспорту Олег Нилов. Депутат предлагает обнулить НДС на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) и установить его в размере 18% по воздушным перевозкам за пределы России.

Документ пока не внесен в Госдуму, но, по словам справоросса, это произойдет в ближайшие несколько дней. Он напоминает, что нулевой НДС был апробирован на маршрутах в Севастополь, и уверен, что этот опыт нужно распространить на всю страну.

"Цены на рейсы внутри России и на аналогичной длины маршруты в Европу разнятся очень значительно, и представители авиакомпаний на встрече с нами сказали, что первоочередная причина этого - НДС, - сказал О.Нилов "АвиаПорту". - Внутрироссийские авиакомпании нуждаются в помощи, компании же, которые работают в основном на зарубежные направления, смогут найти дополнительные, в том числе внутренние резервы". Депутат уверен, что на международных воздушных линиях (МВЛ) перевозки являются высокорентабельными, и считает, что компании просто уменьшат свои "сверхприбыли".

О.Нилов прямо признает, что расчета экономического эффекта при подготовке законопроекта не проводилось. "Просчетов нет, есть желание снять проблемы, которые есть у перевозчиков на внутренних линиях, - говорит он. - Притом, на пассажирах, летящих за рубеж, это не отразится, авиакомпании не поднимут цены, ведь тогда их билеты станут дороже, чем у зарубежных перевозчиков на тех же маршрутах".

Вариант введения ставки НДС в 18% на международных перевозках эксперты отрицают однозначно. "Если бы чисто теоретически это произошло, однозначно это привело бы к повышению цен, - говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. - Для выездного туризма, который переживает непростое время, это может быть критично".

Если рассмотреть вопрос с юридической точки зрения, согласно статье 164 Налогового кодекса РФ (НК), нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или назначения расположен за пределами России. Вообще же НДС облагаются только те услуги, местом оказания которых признается РФ. Если обратиться к статье 148 НК, мы видим, что иностранные резиденты, реализующие свои услуги на российском рынке, НДС не облагаются.

Таким образом, отмечает независимый эксперт Андрей Крамаренко, даже в случае внесения существенных изменений в законодательство, себестоимость перевозки для российской компании окажется выше, чем для зарубежной на том же маршруте. Если авиакомпания переложит эту разницу на пассажира, ее билеты не будут покупать. Если же она сохранит прежнюю стоимость перевозки, она станет неконкурентоспособна, что приведет к снижению уровня оказываемых услуг. Все это, на взгляд А.Крамаренко, может привести к банкротству множества перевозчиков в краткие сроки.

Сами перевозчики инициативу воспринимают не менее критично. "Введение НДС в размере 18% на международных маршрутах сделает цены российских авиаперевозчиков неконкурентоспособными по сравнению с ценами иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в Россию, - отмечают в "Трансаэро". Таким образом, отечественным компаниям будет нанесен ущерб, а их иностранные конкуренты, получив явное преимущество, окажутся в выигрыше".

Эксперты в связи с предложением депутата предлагают ознакомиться с азами экономики. "Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров и услуг, в том числе по перевозке пассажиров, в случае экспорта часть добавленной стоимости должна возвращаться, это основы экономики, - разъясняет заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - Произвольно поменять местами экспорт с внутренним рынком невозможно, это экономический абсурд".

Отмена НДС внутри страны может привести к росту внутреннего туризма, считает Д.Горин, ориентируясь на опыт Крыма. "Для туротрасли это сыграет только во благо, ведь в турпакете перевозка играет ключевую роль, - говорит он. - Мы выступали с предложением обнулить ставку на курортные направления, но если какой-то регион освободить от НДС, этого попросят остальные, чего наша экономика может не потянуть".

Различные оценки показывают, что снижение стоимости билетов в случае обнуления НДС не превысит 4%, считает А.Ходоровский. "В бюджет уплачивается разница между входящим и исходящим НДС, если входящий будет равен нулю, все равно будет исходящий, - говорит он. - Его, конечно, будут потом возмещать, но необходимость в оборотных средствах вырастет ровно на ту величину, которую составлял входящий НДС, а деньги понадобятся на срок в три и больше месяцев. Компаниям придется кредитоваться по рыночной процентной ставке и переносить расходы в себестоимость". К тому же, опыт начала 1990-х годов показывает, что как только снижается НДС в "конечной" отрасли, поставщики по цепочке вниз начинают требовать аналогичных льгот, напоминает эксперт.

Можно сказать, что итогом принятия законопроекта О.Нилова станут колоссальные объемы доходов, выпадающих из бюджета страны, а также огромные финансовые проблемы у основных авиакомпаний. Сам же депутат более оптимистичен, и обещает в самое ближайшее время отрегулировать рынок авиатоплива, что в свете вышесказанного выглядит пугающе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка