О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэронавигационное партнерство ради безопасности

Провайдеры аэронавигационных услуг России и стран ближнего зарубежья ведут переговоры о создании Межгосударственной аэронавигационной системы "Восток". Не исключается и вовлечение в новую организацию китайских коллег

Провайдеры аэронавигационных услуг России и стран ближнего зарубежья ведут переговоры о создании Межгосударственной аэронавигационной системы "Восток". Не исключается и вовлечение в новую организацию китайских коллег. Однако формирование восточной коалиции не отменяет необходимости продолжения диалога с западными соседями.

Провайдеры, объединяйтесь!

Создание Межгосударственной аэронавигационной системы (МАС) "Восток" стало лейтмотивом прошедшего 2 октября в Москве 29-го заседания координационного совета "Евразия". Представители восьми провайдеров аэронавигационного обслуживания, входящих в совет, признали целесообразным возродить озвученную на рубеже веков идею формирования альянса, в сферу влияния которого попадет воздушное пространство над Россией и Белоруссией, Закавказьем и Средней Азией. Не исключено, что в том или ином формате к проекту присоединится и Китай - предварительные переговоры об этом уже состоялись в рамках выставки ATC Global, и продолжатся в ходе встречного визита специалистов из Поднебесной в Москву.

Объединение должно увеличить влияние его членов на рынок аэронавигационных услуг, дать возможность отстаивать их интересы. Пример для подражания, а также будущий визави - европейская организация "Евроконтроль" - эффективно использует свои возможности для того, чтобы при каждом удобном случае перераспределять воздушные потоки, а заодно и сборы от их обслуживания, в зону ответственность своих компаний-участников. По словам участников совещания, действия "Евроконтроля" зачастую обуславливаются именно экономическими причинами. "Организация ("Евроконтроль" - "АвиаПорт") преследует, в первую очередь, экономические цели, чтобы как можно больше рейсов обслуживали ее участники. Мы стремимся, чтобы МАС "Восток" стала альтернативой, чтобы за счет административных механизмов мы могли выйти на серьезный международный уровень и сказать, что такая политика не соответствует задачам аэронавигации - обеспечению безопасности полетов", - сказал журналистам генеральный директор Госкорпорации по ОрВД Игорь Моисеенко.

По мнению участников Координационного совета, пересмотр правил игры в небе должен сплотить аэронавигационный провайдеров восточной части СНГ, чтобы те совместными усилиями смогли обеспечивать безопасность полетов в регионе. В свою очередь, поддержка со стороны коллег по аэронавигационному сообществу позволит отстоять интересы при перераспределении сфер влияния. Есть основания полагать, что и в части распределения финансов МАС "Восток" был бы структурой более влиятельной, чем любой отдельно взятый аэронавигационный провайдер.

Однако благое начинание, как это часто бывает, упирается в вопрос финансирования. Стоимость проекта сравнима с суммами, выделяемым на развитие аэронавигации в России о ФЦП. Таких денег у большинства стран-участниц КС "Евразия" нет. Поэтому очевидно, что большая часть расходов по организации процесса ляжет на Россию, и, в лучшем случае, Казахстан. Из докладов участников заседания о состоянии аэронавигационных систем их стран очевидно, что техническая и программные базы очень разные, используется разнотипное оборудование, не везде, кстати, российское. Разная и степень подготовленности к грядущему объединению. В свете такой финансовой неопределенности, выводы относительно сроков реализации проекта делать не спешат.

Одним из возможных направлений для приложения усилий будущей межгосударственной системы может стать ближневосточный регион, в котором сегодня вырисовывается новый источник угроз воздушному движению - Афганистан. В связи с грядущим выводом американских войск из этого государства возникает угроза закрытия воздушного пространства над страной, если не появится решение, каким образом обеспечить безопасность полетов в этом чрезвычайно непростом регионе. Полное прекращение полетов в афганском небе привело бы к значительным убыткам авиакомпаний - только на облет проблемной зоны необходимо было бы тратить сотни тысяч рублей или десятки тысяч долларов, не считая увеличения расходов на персонал и сокращения оборота воздушных судов. Желающих взять на себя лакомый кусок воздушного пирога достаточно, ведь аэронавигационное обслуживание - платная услуга. К примеру, представители Таджикистана выразили готовность взять под контроль этот сегмент, когда американские военные его покинут. Также в такой ситуации может встать вопрос о создании и согласовании новых международных маршрутов. И распределение нагрузки между всеми претендентами, пропорциональное их техническим возможностям, является единственным возможным решением, гарантирующим безопасность полетов.

Дружить надо со всеми

Попытки создания мощного игрока на Востоке не означают, что Россия не пытается налаживать взаимоотношения с Западом. По словам И.Моисеенко, переговоры с "Украэрорухом" и трехсторонние встречи проходят постоянно. При нынешнем раскладе обстоятельств наведение порядка в крымском небе отошло на второй план по отношению к урегулированию проблем на юго-востоке Украины, где вопрос безопасности полетов стоит не формально, а есть совершенно реальные угрозы. Кстати, участники КС "Евразия" выразили надежду, что соседняя Украина не останется в стороне от обсуждения насущных вопросов. Так как обострившаяся геополитическая обстановка на юго-востоке этого государства также негативно влияет на аэронавигационное обслуживание полетов между Европой и Азией, участники совещания выразили готовность обсуждать злободневные вопросы с украинскими коллегами. "Если Украина захочет провести внеплановое совещание на своей территории, мы с удовольствием согласимся. Сюда были также приглашены представители авиационных властей Украины и "Украэроруха". Но они проигнорировали приглашение", - рассказал руководитель Госкорпорации. Причем для украинского провайдера создавшаяся сегодня ситуация особенно невыгодна: они теряют доходы.

Сохраняются нерешенные вопросы относительно обеспечения воздушного движения в районе полетной информации "Симферополь", находящемся под управлением Госкорпорации по ОрВД. В начале четвертого квартала количество рейсов, обслуживаемых диспетчерами Крыма, сократилось с 260-300 в день до 160, так как полеты на курорты полуострова пошли на спад, а менее зависящий от сезона транзит был подорван позицией "Евроконтроля" и "Украэроруха". Нельзя сказать, что в целом по Госкорпорации это обстоятельство портит картину: рост интенсивности полетов в стране приводит к увеличению нагрузки, ложащейся на российских диспетчеров. "Не могу сказать, что мы потеряли в общем тренде. По сравнению с прошлым годом международный транзитный поток, конечно, пошел на спад, но серьезно вырос внутренний поток. Так что в общем за восемь месяцев с начала года количество обслуженных рейсов увеличилось на 6,9%", - рассказал И.Моисеенко. Однако сегодня часть потока воздушных судов вынуждена облетать Крым и Украину с юга - через территорию Болгарии и Турции, другая с севера - через Москву и Ростов-на-Дону. И в Госкорпорации говорят, что в этих условиях значительно выросла нагрузка на Ростовский диспетчерский центр. В некоторых зонах ответственности интенсивность воздушного движения по сравнению с прошлым годом удвоилась....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка