О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт вам в помощь

Опрос аэропортов показывает, что они проявляют заинтересованность в открытии и развитии новых региональных направлений, готовы способствовать перевозчикам в их начинаниях

Освещая тему поддержки и развития региональных авиаперевозок, специалисты агентства "АвиаПорт" пришли к выводу, что государство в этом процессе - не единственный донор (см. публикацию "Очень важная капля в море"). Проведенный опрос аэропортов показывает, что они тоже проявляют заинтересованность в открытии и развитии новых региональных направлений, готовы способствовать перевозчикам в их начинаниях. Мало кто выделяет отдельные методы поддержки субсидируемых рейсов, однако о значимости регионального сегмента заявили почти все опрошенные. Правда, нельзя не заметить, что степень энтузиазма в этом вопросе у всех очень разная.

Вместе веселее

Есть несколько примеров особенно успешного опыта сотрудничества аэропорта с региональными перевозчиками. В историю становления этого рынка должен войти опыт аэропорта "Кольцово", который в начале 2010 года привлек авиакомпанию "Руслайн" к сотрудничеству в части развития региональных авиаперевозок. Они начинали с самолетов CRJ-200, затем в 2011 году, аэропорт "Кольцово" приобрел четыре тридцатиместных самолета Embraer-120 и передал их авиакомпании в операционный лизинг. "Наш опыт в части сотрудничества с региональной авиакомпанией "Руслайн" оказался уникальным, и в некоторой степени явился катализатором для появления программы субсидирования региональных авиаперевозок". - говорит представитель холдинга "Аэропорты Регионов". - Так мы показали, что развивать региональные перевозки не только можно, но и нужно. Но на сегодняшний день продолжать заниматься таким видом бизнеса было бы неправильно по отношению к региональным авиакомпаниям".

Руководству аэропорта Минеральных Вод удалось добиться значительного расширения маршрутной сети в рамках постановления №1242, несмотря на то, что изначально оно ставило аэропорт в невыгодную ситуацию по сравнению с его положением в 2013 году, когда в рамках реализации постановления правительства №509 перечень маршрутов из аэропорта включал 11 направлений. После вступления в силу нового документа он сократился до двух линий. "Результатом проявленной Международным аэропортом "Минеральные Воды" инициативы (проведение переговоров, подготовка претензий, направление писем) стало расширение региональной маршрутной сети к осенне-зимнему периоду 2014/2015 до восьми направлений", - рассказал генеральный директор аэропорта Роман Чуев.

Менеджмент аэропорта Иркутска пошел дальше закупок самолетов и предоставления субсидий - силами аэропорта была отремонтирована приписанная к нему еще с советских времен посадочная площадка, куда перевозчики теперь могут осуществлять рейсы. "Аэропорт в короткие сроки привел в годное для полетов состояние посадочную площадку Хужир на острове Ольхон, утвердил паспорт площадки, разработал тариф на право посадки", - объяснил коммерческий директор аэропорта Юрий Курдюков. По его словам, эти меры позволили уже с марта 2014 года осуществлять коммерческие и некоммерческие полеты на остров.

Налетай, подешевело

Помимо особенных случаев, все опрошенные агентством аэропорты с разной степенью вовлеченности в процесс содействуют работе авиакомпаний, направленной на развитие региональных перевозок. Другой вопрос, что под "региональными" подразумеваются порой все внутрироссийские рейсы, исключая московские. Стимулирование рейсов, выполняемых в рамках постановления №1242, никто не обособляет - на аналогичную поддержку может претендовать любая компания, подходящая под определенные условия. Самой распространенной мерой стала мотивационная программа для перевозчиков, подразумевающая предоставление скидок на аэропортовое обслуживание в зависимости от взлетной массы и емкости воздушных судов, а также частоты выполняемых рейсов и количества направлений. Зачастую программа работает для новых направлений или увеличения количества частот на уже имеющихся. Такие программы имеют 13 из 15 опрошенных "АвиаПортом" предприятий.

Аэропорт "Пулково" разместил мотивационную программу на своем сайте и говорит о ее результативности. Пользуются этим инструментом и крупнейшие аэропортовые холдинги. "В наших аэропортах существует комплексная маркетинговая политика, включающая систему бонусов/скидок, что позволяет создать специальные условия для поддержки региональных перевозок", - говорят в "Аэропортах Регионов", уточняя, что предусмотрены скидки на обслуживание в аэропортах холдинга самолетов малой емкости, для новых направлений, при увеличении частоты полетов. Предоставляется возможность трансферной дозагрузки. Аналогичная программа есть у коллег из других холдингов: "Компания стимулирует развитие маршрутов для самолетов малой вместимости на новых направлениях. Разработан специальный порядок предоставления скидок на наземное и аэропортовое обслуживание в аэропортах группы", - рассказывают в "Базэл Аэро". Похожие программы действуют в Казани и в Калининграде. Два стандарта, дающих авиакомпания право на получение скидок, используются в аэропорту Иркутска. В аэропорту Минеральных Вод уточняют, что действующая система скидок распространяется на все новые направления, под которые также попадают региональные, выполняемые в рамках постановления №1242.

Отдельным образом субсидируемые рейсы поддерживают в "Толмачево": "Внутреннее положение раскрывает порядок применения скидок на наземное обслуживание для региональных авиаперевозчиков, выполняющих рейсы по субсидируемым маршрутам", - говорят в аэропорту. Однако в случае принятия авиаперевозчиком решения об открытии рейса по новому направлению без федерального субсидирования, аэропорт также применяет двухлетнюю программу скидок. Реализация подобной системы в аэропорту Перми приурочена к моменту запуска программы развития межрегиональных перевозок ПФО. Там существует система скидок для региональных перевозчиков, выполняющих рейсы на самолетах малой емкости с компоновкой менее или 50 кресел. "В первый год полетов предоставлялась скидка в 60% от всех аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание (кроме сборов за авиационную безопасность). На второй год реализации программы скидка уже составляет 50%", - объясняет генеральный директор аэропорта Эдуард Кошенсков.

Пока одни снижают тарифы для региональных перевозчиков, другие пытаются хотя бы сдержать их рост. Аэропорт "Черемшанка" в Красноярске проводит политику сдерживания роста тарифов на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и предоставляет специализированные места стоянок для базирования и технического обслуживания воздушных судов L-410, на которых осуществляются перевозки по региональным направлениям, а также оказывает техническую помощь в наземном обслуживании самолетов. Представители аэропорта "Емельяново" также стимулируют своих клиентов летать к ним: 27 октября 2014 года из аэропорта "Емельяново" стартуют рейсы в Усть-Кут авиакомпании "Ангара". Авиаперевозчик получает скидки на услуги по наземному обслуживанию ВС в размере 10% в течение трех месяцев с даты начала полетов, а также на услуги по обслуживанию пассажиров. Также аэропорт оказал авиакомпании информационную поддержку при продвижении рейса - обеспечил размещение в региональных СМИ пресс-релиза об открытии нового направления, разместил рекламные баннеры в терминалах аэропорта и флеш-баннер - на сайте аэропорта. Впоследствии имеющейся информацией поделились в социальных медиа.

Двигатель прогресса

"Емельяново" - не единственный аэропорт, который оказывает авиакомпаниям-партнерам информационную поддержку. Такие услуги предусмотрены и у некоторых других игроков рынка. В "Аэропортах регионов" рассказывают, что холдинг способствует освещению в СМИ информации о новых направлениях полетов, расписании, тарифах, размещает рекламные баннеры на сайтах аэропортов, организует торжественные мероприятия по открытию рейсов для пассажиров и СМИ, проводит встречи и семинары с агентами по продажам в регионах перед началом выполнения рейсов. Теми же инструментами пользуются и в "Базэл Аэро", но рассказывают о них крайне сдержано: "В их число входит проведение специальных ознакомительных туров, экскурсий и презентаций для авиакомпаний, средств массовой информации и агентств", - ответили общими словами в холдинге.

Специалисты "Толмачево" также считают важным размещение информационных баннеров соответствующего содержания на подъездной дороге, размещение рекламы на популярных интернет-порталах и на радио. "Аэропорт работает с населением не только Новосибирска, но и ближайших городов зоны охвата (Кемерово, Барнаул, Томск, Новокузнецк и другие), обеспечивая как размещение рекламы в этих городах, так и информационные рассылки по агентствам, расположенным в данных городах", - подчеркивает глава пресс-службы аэропорта Ирина Шавшина. Пермский аэропорт предпочитает просвещать население края совместно с пресс-службой администрации губернатора, в ежемесячном формате напоминая о действующей программе, рассказывая о ее эффективности и удобстве. "В случае запуска новых рейсов (как было с рейсом Пермь - Нижний Новгород - Пермь, который запустился позже всех), то администрацией аэропорта проводится торжественная встреча пассажиров первого рейса под вниманием представителей СМИ", - уточнили в аэропорту. Калининградский "Храброво", помимо вышеперечисленных мер, планирует использовать СМС-рассылку: "В ближайшее время планируется введение бесплатной услуги смс-рассылки, информирующей о новостях аэропорта и открывающихся направлениях. Подключиться к данной услуге можно будет на сайте аэропорта", - говорит директор предприятия Александр Ленцов. Такая услуга уже предоставляется аэропортом "Минеральных Вод".

Состыкуй и властвуй

Другие предпочитают использовать более официальные инструменты. Так, например, в аэропорту Иркутска рассказывают о планах по осуществлению стыковок между региональными и дальнемагистральными рейсами - запуску многостороннего соглашения М2. "Данный проект призван помочь потенциальным пассажирам улучшить логистику путешествия и сэкономить время ожидания стыковки, что сделает путешествие более комфортным", - уверен Ю.Курдюков. Оптимизация расписания направлена на улучшение качества обслуживания пассажиров, соглашаются в Минеральных Водах. "Авиакомпаниям, выполняющим региональные перевозки по программе субсидирования, предоставляются максимально подходящие слоты из имеющихся временных интервалов", - обращает внимание руководство компании. Грамотное распределение слотов сочли важным также в Перми, Уфе, Казани, Красноярске и во Владивостоке. "Аэропорт помогает региональным авиакомпаниям эффективно взаимодействовать, предоставляя рекомендации о предпочтительных подстыковках рейсов конкретного авиаперевозчика к рейсам других как региональных, так и дальнемагистральных авиакомпаний", - отметили в "Толмачево". В "Базэл Аэро" такую информацию сочли секретной. И даже в "Храброво" подчеркивают, что если аэропорты отправления (назначения) не предоставляют широкой сети полетов, то в Калининграде может предложить стыковку.

Зато подробно ситуацию описали представители "Аэропортов регионов", подчеркнув, что проблем со слотами у аэропортов холдинга нет и их пропускная способность имеет достаточный резерв для увеличения интенсивности полетов. Когда аэропорты приглашают региональную авиакомпания выполнять полеты на определенном направлении или перевозчик изъявляет желание открыть рейсы, специалисты холдинга исследуют спрос на перевозки из отрываемого направления в другие пункты полетов имеющейся маршрутной сети аэропорта и определяют наилучшие трансферные маршруты. После дают авиакомпании рекомендации по слотам, при которых возникнут стыковки по наилучшим трансферным маршрутам. Региональная авиакомпания определяет техническую возможность прилета/вылета в рекомендованные слоты, и оценивает свой график оборота воздушных судов. "Если у авиакомпании есть затруднения, мы совместно с авиакомпанией подбираем оптимальный вариант, который укладывается в график оборота самолетов и обеспечит стыковки по лучшим трансферным маршрутам", - отмечают специалисты холдинга. Авиакомпания официально запрашивает слот, публикует в системах бронирования расписание рейсов, тарифы из нового направления в аэропорт. Обычно авиакомпания присоединяется к нашей трансферной программе (аэропорта). Если компания вступает в нашу трансферную аэропорта, то наши специалисты предпринимают все необходимые действия для развития трансферных перевозок на рейсах данной компании - публикуют в системах бронирования трансферное расписание и сквозные тарифы нового маршрута с другими направлениями рейсов из аэропорта.

Кроме организации стыковок, в холдинге крайне важным считают прогнозную деятельность. "Мы заинтересованы в рентабельной работе авиакомпаний, сотрудничающих с нами, и длительном устойчивом партнерстве. УК "Аэропорты регионов" располагает полной информацией о состоянии, динамике и тенденциях рынков перевозок и подробными статистическими данными", - рассказали "АвиаПорту" представители компании, в чьем распоряжении имеются отлаженные математические модели прогнозирования и оценки рынков. "Наши активы владеют информацией о регионах и прилегающих областях, у нас налажено взаимодействие с агентской сетью, туристическим сообществом. Мы располагаем опытом и инструментами продаж трансферных перевозок через наши аэропорты и заинтересованы в развитии", - говорят они. Кроме того, специалисты холдинга готовы принять участие в разработке интересующих авиакомпании вопросов, рассматривают варианты участия в "раскатке" и закреплении выбранных направлений как на этапе планирования, так и на этапе выполнения рейсов, в том числе принимая на себя часть рисков.

Другие опрошенные аэропорты, говоря о значимости информационного сотрудничества с авиакомпаниями-партнерами, подчеркивают значимость постоянного диалога: "Аэропорты регулярно направляют действующим и потенциальным авиаперевозчикам предложения по развитию тех или иных региональных направлений с учетом дальности маршрута, условий получения субсидий", - говорят в "Емельяново". "Аэропорт регулярно взаимодействует с авиакомпаниями и предлагает свои услуги, как в качестве аэропорта назначения, так и для базирования с целью развития региональной сети маршрутов", - констатировал начальник коммерческой службы аэропорта Владивостока Александр Бобров.

Хочешь сделать хорошо - сделай сам

Смотря на вещи реально, из приведенных аэропортами данных видно, что влияние программы субсидирования на их жизнедеятельность не слишком велико. Важность государственной поддержки для них скорее в том, что она дает возможность пробовать новые механизмы развития рынка, что самостоятельно было бы делать слишком рискованно. Однако сегмент региональных перевозок в целом имеет коммерческий потенциал для аэропортов, поэтому они с готовностью прорабатывают механизмы стимулирования авиакомпаний для работы на этих направлениях, заодно оказывая поддержку перевозчикам по программе субсидирования. Динамика изменений пассажиропотока в ряде аэропортов показывает, что эти механизмы могут работать. Следует отметить, что аэропорты готовы не только использовать внутренние маркетинговые ресурсы, но и проводить работу, направленную на популяризацию региональных маршрутов среди пассажиров, что может быть не менее важно, учитывая долговременное отсутствие возможности пользоваться услугами этого сегмента рынка....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка