О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация затерялась на фоне нефти и банков

Агентство РБК 23 сентября опубликовало рейтинг "РБК-500"

Агентство РБК 23 сентября опубликовало рейтинг "РБК-500". В него вошли 500 крупнейших российских компаний разных форм собственности из различных отраслей. Участвующие в рейтинге игроки аккумулируют 77% ВВП страны. На сайте РБК можно ранжировать компании по выручке, чистой прибыли (убытку), количеству сотрудников, ее активам и ряду других показателей. "АвиаПорт" изучил рейтинг "РБК-500" и высказал предположение о том, какие позиции могут занять авиакомпании в рейтинге 2015 года.

Авиационная отрасль в рейтинге представлена слабо: по оценке РБК, с воздушным транспортом и аэропортовой инфраструктурой связана деятельность только 11 из 500 крупнейших российских компаний. Самое большое представительство в рейтинге получили авиакомпании (табл. 1): в список вошли Группа "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" и ее дочерняя "Глобус", "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", чартерная "Северный ветер" и грузовая Группа "Волга-Днепр". В рейтинге участвуют и операторы российских аэропортов "Домодедово", "Шереметьево" и "Новапорт". Они занимают 216, 404 и 497 строчки соответственно. "Аэропорты регионов" и "Базэл аэро" в рейтинге не представлены, так как входят в "разнонаправленные холдинги, как правило, не работающие по принципу вертикальной интеграции и/или не имеющего единого центра консолидации", - отмечают авторы исследования.

Таблица 1. Авиакомпании, представленные в рейтинге "РБК-500"

АвиакомпанияМесто в
"РБК500"
Форма
собственности
Выручка,
млрд руб (2014)
Прибыль (убыток),
млрд руб (2014)
Стандарт отчетностиПеревезено пассажиров,
млн человек (2014)
Группа "Аэрофлот"*27Смешанная320 (+10%)**(17) МСФО34,6
"Трансаэро"88Частная114 (+8) **(14)МСФО13,2
"ЮТэйр"127Частная71 (-4) **-22РСБУ8,5
"Сибирь"129Частная71 (+13) ** 0,869РСБУ7,9
"Уральские авиалинии"243Частная37 (+26) **0,559РСБУ5,1
"Северный ветер"221Частная41 (+39) **(0,002)РСБУ4,5
"Глобус"493Частная15 (+12) **0,525РСБУ2,1

*Особенности МСФО ("Аэрофлот" отчитывается по ним с 2002 года) позволяют группе предоставлять консолидированную финансовую отчетность. Авиакомпании "Сибирь" (владеет "Глобусом") и "Северный ветер" (владеет "Икаром") согласно закону, в отличие от "Аэрофлота", не обязаны публиковать отчетность по МСФО, поэтому в рейтинге представлены отдельно.
**К показателям 2013 года

В целом, выручка крупнейших российских бизнес-игроков сейчас находится в росте. Ключевые отрасли экономики показывают положительную динамику - нефтегазовая, энергетическая, банковская и ритейл. Три ведущих компании нефтегазового сектора - "Газпром", "Лукойл" и "Роснефть" - демонстрируют рост выручки уже в течение нескольких лет. В банковском секторе лидируют "Сбербанк", "ВТБ" и "Газпромбанк" и все - с ростом выручки. "Россети", "Интер-РАО" и "Русгидро" - три крупнейших игрока электроэнергетики продемонстрировали незначительный рост выручки в 2013 и 2014 годах. Ритейл также находится в восходящем тренде - выручка "Магнита", X5 Retail и "Дикси групп", по данным "РБК500", растет с 2011 года.

Исходя из данных рейтинга, выручка крупнейших авиакомпаний страны также растет год от года. Исключение составляет разве что "ЮТэйр", у которой падение выручки зафиксировано уже по итогам 2013-го. Более подробные данные по выручке перевозчиков см. в таблице 1.

Представленные в рейтинге игроки сейчас занимают подавляющую часть российского рынка пассажирских авиаперевозок. По оценкам Росавиации, на август 2015 года 37% всех перевезенных пассажиров пришлось на "Аэрофлот". В целом, указанные в рейтинге компании аккумулировали почти 80% пассажиропотока.

По данным Росавиации, за восемь месяцев 2015 года российские авиакомпании продемонстрировали незначительный рост пассажиропотока (0,4%) относительно показателей аналогичного периода 2014-го. Его обеспечили внутренние перевозки, которые выросли на 15,2%. При этом пассажиропоток на международных линиях сократился на 13,6%. Вместе с тем, пассажирооборот в январе-августе снизился на 3,9%. Этот показатель не спасли даже внутренние перевозки, где он вырос на 13,8% - на международных линиях падение составило 14%.

Выручка российских авиакомпаний растет вместе с количеством перевезенных пассажиров. При этом показатели выручки и пассажиропотока ведущих игроков отрасли слабо коррелируют с операционной прибылью (более подробные данные о динамике прибылей крупнейших российский авиакомпаний в 2014 см. в таблице 1).

Аналогичная ситуация в целом наблюдается и по итогам первой половины 2015 года. Исходя из финансовой отчетности Группы "Аэрофлот" (МСФО), "Трансаэро", "Уральских авиалиний" и "ЮТэйр" (РСБУ), компании продолжают работать в убыток. У "Аэрофлота" убытки выросли почти вдвое (на 85,9%) относительно первой половины 2014 и составили 3,5 млрд рублей при возросшей на 25,8% выручке (176,5 млрд рублей).

"Трансаэро" по итогам первой половины 2015-го выручила 50,4 млрд рублей. Ей, в отличие от группы "Аэрофлот", удалось сократить убытки на 30% - за шесть месяцев этого года компания потеряла 8,6 млрд рублей.

"Уральские авиалинии" также сокращают убытки вместе с ростом выручки. За отчетный период компания выручила 16,8 млрд рублей (рост 13%). Ее убытки при этом составили почти 1 млрд рублей против 1,3 млрд за аналогичный период прошлого года.

Намного хуже финансовая ситуация складывается у "ЮТэйр" - у компании одновременно растут убытки и снижается выручка. Убыток перевозчика в первом полугодии этого года составил 3,5 млрд рублей, а выручка снизилась почти на 30% и составила около 22 млрд рублей. "АвиаПорту" не удалось найти финансовую отчетность "Сибири" - компания не публикует результаты ни на своем сайте, ни на портале раскрытия корпоративной информации.

Опрошенные "АвиаПортом" эксперты пока не берутся прогнозировать финансовые показатели компаний по итогам 2015 года в целом. Пассажиропоток до августа включительно демонстрировал рост, и третий квартал, вероятно, позволит большинству компаний увеличить выручку. Кроме того, именно третий квартал является самым благополучным с точки зрения прибыли, поэтому ряд экспертов предполагают, что "Аэрофлот" зафиксирует положительный результат по этому параметру. Кроме того, после прекращения операционной деятельности "Трансаэро" снизится конкурентное давление на отрасль, поэтому оставшиеся крупные перевозчики смогут и получить возможность поднять тарифы, и перераспределить между собой часть пассажиров проблемной компании. Таким образом, у авиаперевозчиков есть все шансы сохранить свои позиции в рейтинге. Группа "Аэрофлот", а также "Сибирь", вероятно, поднимутся на несколько строчек, "ЮТэйр" как минимум не просядет сильно, а вот "Трансаэро" в подобном рейтинге следующего года представлена уже не будет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка