О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании взлетели до половины железных дорог

Российский авиарынок в 2010 году вырос почти на 30%, достигнув исторического максимума за последние 18 лет. В целом авиакомпании перевезли 57 млн человек

Российский авиарынок в 2010 году вырос почти на 30%, достигнув исторического максимума за последние 18 лет. В целом авиакомпании перевезли 57 млн человек - почти половину от перевозок железных дорог в дальнем следовании. При этом росли объемы более или менее равномерно у всех участников рынка, и смены его лидеров не произошло. Но в 2011 году рассчитывать на такой же результат перевозчикам не следует - рост цен на авиакеросин будет препятствовать доступности перелетов для потребителей.

Российские авиакомпании по итогам 2010 года увеличили перевозки пассажиров почти на 30%, до 57 млн человек. Все без исключения компании, входящие в Топ-35 российских перевозчиков (на их долю пришлось 96% всех перевезенных пассажиров), показали положительную динамику. В результате расстановка сил на рынке существенно не изменилась. Первая пятерка осталась той же, что и в 2009 году: "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр" и ГТК "Россия". Вплотную к ним приблизилась и авиакомпания "Оренбургские авиалинии", специализирующаяся на чартерных перевозках. Ей удалось в прошлом году увеличить объем перевезенных пассажиров на 800 тыс., до 2,4 млн человек.

За лидерами следуют 12 компаний, которым за год удалось перевезти больше миллиона пассажиров. Среди них "Авианова" и Sky Express, позиционирующие себя как low-cost-перевозчики. "Авианова", которая совершила первый полет в октябре 2009 года, в 2010 году сумела обойти основанную в 2006 году Sky Express, перевезя на 150 тыс. пассажиров больше (1,3 млн).

По данным Росавиации, средний показатель роста Топ-15 российских авиакомпаний за 2010 год составил 22%. Улучшить этот показатель до 29% по всей отрасли удалось за счет резкого роста перевозок у некоторых компаний "третьего" эшелона. Авиакомпания "Таймыр", принадлежащая ГМК "Норильский никель", увеличила перевозки втрое (до 537 тыс. человек), региональная "Руслайн" - в 2,35 раза (до 238 тыс.), "Когалымавиа" перевезла вдвое больше пассажиров, чем в 2009 году (до 528 тыс.).

Пока авиакомпании возвращали потерянных в кризис пассажиров, ОАО РЖД их теряло. Согласно предварительным данным монополии, в дальнем следовании перевозки пассажиров сократились на 3,4%, до 114,9 млн человек. В пригородном сообщении падение было сильнее - на 19,7%, до 818 млн человек. Как пояснили "Ъ" в компании, на объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении повлияло изменение системы предоставления региональных и федеральных льгот. В дальнем сообщении в первую очередь произошло снижение пассажирооборота на маршрутах в города стран СНГ.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что главным итогом ушедшего года стало решение не создавать глобального конкурента "Аэрофлота" на базе проекта Ростехнологий "Росавиа", а создать мегакомпанию на базе национального перевозчика и передать ему ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы". В 2011 году это приведет к укрупнению группы "Аэрофлот", полагает эксперт. Но рейтинг авиакомпаний по объему пассажиров вряд ли изменится: активы "Аэрофлота", по мнению Олега Пантелеева, по-прежнему будут отражаться как отдельные юридические лица. "Ждать других консолидационных процессов не стоит - крупные авиаперевозчики пока к этому не готовы",- считает он.

Рассчитывать на сопоставимый с 2010 годом рост в 2011 году российским авиакомпаниям не стоит, уверен Олег Пантелеев. "Безусловно, рост цен на топливо и увеличение других операционных расходов будет сдерживать увеличение пассажиропотока",- добавляет он. С ноября 2010-го по январь 2011 года стоимость тонны авиакеросина увеличилась на 21%, что объяснялось экспертами ростом мировых цен на нефть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка