О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Базовый поиск

"Авианова" отказалась от планов базирования своих бортов в Петербурге, не получив льготные ставки на обслуживание в аэропорту. "Пулково", будучи монопольным участником рынка, не может предоставлять такие преференции

Российская компания "Авианова", позиционирующая себя как low-cost-перевозчик, не смогла договориться с петербургским аэропортом "Пулково" об условиях базирования своего флота. "Мы отказались от идеи организовать в "Пулково" свою вторую авиабазу, так как администрация аэропорта не смогла предложить "Авианове" соответствующих экономических условий для реализации этого предложения", - посетовал управляющий директор компании Эндрю Пайн.

По его словам, авиаперевозчик начал полеты в Санкт-Петербург в апреле 2010 года и имеет виртуальную базу в "Пулково", работая по шести направлениям из Северной столицы (в Архангельск, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Москву, Сочи). В период с апреля по декабрь 2010 года авиакомпания перевезла через петербургский аэропорт около 350 тыс. пассажиров (за 2010 год по России - 1,4 млн человек). Проанализировав прошлогодние результаты, компания посчитала возможным базировать в "Пулково" два самолета. В перспективных планах были наем местных экипажей и расширение маршрутной сети из Петербурга до 15 направлений. На всех рейсах планируется сохранить действующие минимальные тарифы от 250 рублей, обеспечив в результате перевозку около 1 млн пассажиров в год.

Менеджмент авиапредприятия не стал конкретизировать экономические нестыковки в переговорах, сославшись на коммерческую тайну. В то же время генеральный директор "Авиановы" Владимир Горбунов отметил, что камнем преткновения оказались аэропортовые сборы. "Компания не может к минимальному тарифу (250 рублей) прибавить стоимость, превышающую его размер", - объясняет он. "Мы разочарованы отношением аэропорта "Пулково" к развитию low-cost-перевозок, ведь как настоящая бюджетная авиакомпания мы создаем принципиально новый спрос на авиаперевозки и приводим в аэропорты новых пассажиров, которые ранее путешествовали по железной дороге и автотранспортом, - заявил Пайн. - Мы уже сделали это в 2010 году и внесли существенный вклад в увеличение пассажиропотока аэропорта "Пулково"".

С небес на землю

Однако у руководителей "Пулково" свои аргументы. Они не разделяют позицию авиакомпании относительно притока новых пассажиров в аэропорт. "Тезис, что "Авианова" привела новых пассажиров в 2010 году, к сожалению, не подтвердился. Темпы увеличения пассажиропотока по направлениям, на которых она работает, не выше общего роста трафика. Только Архангельск показал хорошие темпы прироста пассажиров. Но доказательств того, что "Авианова" реально привела новых пассажиров, я не вижу. Может, в этом году у них это получится. Мы будем только рады", - замечает директор по стратегическому развитию компании "Воздушные ворота Северной столицы" Владислав Бородулин.

По его словам, основной конфликт интересов между перевозчиком и аэропортом произошел из-за невозможности предоставить преференции одной из компаний на тариф по взлетно-посадочным операциям. В настоящее время "Пулково" - единственный аэропорт в городе, поэтому его деятельность как монопольного участника рынка регламентируется и тарифами Федеральной службы по тарифам, и антимонопольными органами, то есть сделать скидку отдельному перевозчику в данных обстоятельствах невозможно. "Мы не отказывали в базировании "Авианове" и, более того, будем рады видеть ее в аэропорту. Но на равных условиях с другими авиаперевозчиками", - говорит Бородулин. Он поясняет, что сравнивать возможности Москвы, где работают три конкурирующих аэропорта и, как следствие, есть право предоставлять скидки, с Петербургом не совсем корректно. В то же время Бородулин соглашается с тем, что европейская практика довольно многообразна: из примерно 50 аэропортов менее половины имеют дисконтные программы для авиакомпаний.

Тем не менее аэропорт "Пулково" был готов пойти навстречу перевозчику и сократить с 40 до 30 минут время разворота самолета. "Мы согласны концентрировать ресурсы для предоставления такого сервиса. Для нас это известное напряжение сил и ресурсов, для авиаперевозчика - выгодное предложение. Если компания осуществляет шесть рейсов в день, экономия 10 минут на развороте дает по итогам дня дополнительный час. А это еще один рейс Москва - Санкт-Петербург. Однако реализация такой "льготы" требует от компании дополнительных усилий по более тщательному планированию, техническому обслуживанию самолетов и вообще классной организации дела", - убежден Бородулин.

Поиск нового дома

Уже в ближайшее время "Авианова" планирует пересмотреть свои планы на 2011 год и перегруппировать флот для развития более перспективных направлений. Для базирования растущего флота компании будут использоваться аэропорты городов, которые в большей степени готовы к сотрудничеству. "У нас есть четыре-пять потенциальных городов-миллионников, куда летает авиакомпания и где мы можем базироваться", - поделился Эндрю Пайн, не уточняя конкретных географических названий.

""Пулково" не станет нашим вторым базовым аэропортом (первый - "Шереметьево"), но мы продолжим выполнять полеты в регион, хотя будем вынуждены сократить их частоту на некоторых направлениях. Мы уверены, что и аэропорт, и регион в целом потеряли возможность быть в авангарде low-cost-революции в России", - отмечают в "Авианове". Следует признать, что бюджетные авиаперевозки, как правило, работают по тем направлениям, где есть спрос. Спрос в Петербурге только растет, и поэтому маловероятно, что "Авианова" сократит здесь свою деятельность. По предварительным данным за 2010 год, петербургский аэропорт обеспечил обслуживание около 8,5 млн пассажиров. По сути, "Пулково" работает на пределе своих возможностей и испытывает инфраструктурные ограничения, что не позволяет диверсифицировать услуги.

Из-за отсутствия серьезной конкуренции среди как аэропортов, так и авиаперевозчиков перелеты для населения по-прежнему останутся дорогостоящими, по крайней мере для петербуржцев. Мощным толчком для прихода новых бюджетных и традиционных авиакомпаний и, как следствие, развития конкуренции станет завершение строительства в Северной столице нового терминала "Пулково", запланированное на 2013 год. По одной из концепций развития петербургского авиаузла, в "Пулково" предполагается создание отдельного сектора, где будут обслуживаться только дискаунтеры.

Но чтобы петербургский авиаузел развивался более динамично и вернул отечественных пассажиров из Лаппеенранты, Хельсинки, Риги, Таллина, Вильнюса и Каунаса, где работают международные дискаунтеры, российским властям необходимо обеспечить доступ на рынок иностранных low-cost-компаний. А для этого следует внести изменения в авиационное законодательство и пересмотреть существующие межправительственные соглашения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Северо-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка