О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Программа KC-X: что означает победа Boeing?

Спустя три года после того, как аудиторы правительства отклонили выбор самолета-заправщика Northrop Grumman/EADS A330 ВВС США, военные сделали выбор в пользу заправщика Boeing, который должен заменить устаревающие KC-135

Спустя три года после того, как аудиторы правительства отклонили выбор самолета-заправщика Northrop Grumman/EADS A330 ВВС США, военные сделали выбор в пользу заправщика Boeing, который должен заменить устаревающие KC-135, пишет Aviation Week. Решение ВВС США в значительной степени было основано на затратах в течение жизненного цикла самолета, и как говорит заместитель министра обороны США Уильям Линн, Boeing был безоговорочным победителем в этом плане.

Три года назад стоимость заправщика Boeing была примерно на $8 млн больше самолета EADS, и как отмечают источники, близкие к тендеру, затраты на разработку топливозаправщика Boeing также были выше. Многие аналитики до конца были уверены в том, что EADS сможет перебить цену Boeing, организовав этап заключительной сборки своего заправщика в США.

"Компании Boeing повезло со вторым шансом, поскольку ее первое предложение было неконкурентоспособным. Задержка в тендере оказалась неудачной, и две команды сразу же принялись за доработку своих проектов", - отмечает бывший руководитель управления военных закупок Пентагона Джон Юнг.

Решение ВВС США, вероятно, избежит длительных дебатов в Конгрессе США, поскольку сторонников Boeing в Конгрессе больше, чем тех, кто лоббирует интересы EADS. Последняя, фактически, могла положиться лишь на законотворцов из штата Алабама, где планировалось собирать топливозаправщики на базе A330.

По словам президента подразделения Boeing Defense Space and Security Денниса Мюленберга, американский авиаконцерн объединил свои усилия в борьбе за победу в тендере KC-X. "Мы работали как одна интегрированная компания", - сказал он, отметив, что такой подход оказался достаточно эффективным.

В 2008 году Boeing критиковали за излишнее стремление к получению высокой прибыли. К тому же, Boeing Commercial Airplanes неохотно шла на сотрудничество с оценщиками из правительства, которые хотели получить детальную информацию о стоимости платформы 767.

Boeing запротестовала, и ведущие правительственные аудиторы нашли недостатки в процессе принятия решения по этому тендеру. Во время этого периода официальные лица Boeing были достаточно агрессивны и публично критиковали своего главного конкурента. Однако внутри Boeing все же провела переоценку ценностей. "Всегда существовало опасение, что EADS может снова перебить цену. В обозримом будущем это последняя крупная программа закупок ВВС США", - сказал один из бывших руководителей Boieng. Поэтому некоторые официальные лица концерна стремились одержать победу в этом тендере.

В итоге решение Пентагона может нейтрализовать пропасть в отношениях, возникшую между Boeing и ВВС США. Кроме того, данный контракт может наладить работу угасающих сборочных линий 767-й серии. С другой стороны победа Boeing сводит на нет усилия EADS по открытию производства своих авиалайнеров в США.

Победа любой компании рассматривалась бы как стратегическая. EADS надеялась существенно увеличить свои доходы на американском рынке, но более критическим для будущих операций, скорее всего, был план строительства завода в штате Алабама, где бы собирались топливозаправщики A330. Начиная с момента открытия своего подразделения в Северной Америке в 2003 году, EADS преследовала цель агрессивного развития своего бизнеса в США, и победа в тендере KC-X была бы огромным шагом вперед в этой стратегии. Вполне вероятно, что EADS будет участвовать в других проектах Пентагона, включая программы по созданию небольших вертолетов, но ничто не будет обладать таким масштабом и престижем, как строительство заправщиков A330 для ВВС США.

Председатель совета директоров подразделения EADS North America Ральф Кросби сказал, что его компания не будет возражать против этого решения, если не будет никаких очевидных ошибок в процессе выбора победителя со стороны ВВС США. Правда, руководство компании не скрывает своего разочарования в принятом решении.

Что касается Boeing, то для нее поражение в этом тендере стало бы настоящим ударом, поскольку таким образом, была бы поставлена точка в монополии компании в секторе самолетов-заправщиков на рынке США, которая длится уже на протяжении 50 лет. ВВС США и так не проявляют особого интереса к проекту C-17, к тому же Boeing уже потеряла значительную долю в секторе ракетных вооружений.

Вполне вероятно, что теперь компании EADS будет сложно расширять свое присутствие на американском рынке. EADS смогла опередить Boeing в других аналогичных тендерах, которые проводили Австралия, Саудовская Аравия, Великобритания и ОАЭ. Но теперь другие страны могут отвернуться от заправщика A330 и обратят свои взоры в сторону самолетов Boeing, получивших название KC-46A, чтобы иметь тем самым унификацию с флотом ВВС США.

Кроме того, теперь Boeing вместе со своей платформой 767 может бросить вызов Airbus на рынке грузовых авиалайнеров.

Контракт, выигранный Boeing, на сумму $3,5 млрд покрывает развитие системы и включает в себя покупку 18 самолетов, включая те, которые будут использоваться в летных испытаниях. Контракт на поставку 179 самолетов-заправщиков оценивается в $30 млрд.

Первый полет заправщика KC-46A намечен на 2015 год, а поставки должны начаться в 2017 году. Конечно, есть определенные параллели с другими военными программами, включая проект Joint Strike Fighter, который уже дважды подвергался реструктуризации затрат. И хотя программа создания этого истребителя намного сложнее по сравнению с самолетами KC-46A, в ВВС США уже отлично понимают, что лучше находить и устранять недостатки в процессе испытаний, чем во время эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка