АвиаПорт.Ru
18 мая 2011, 20:11
Мы сторонники заключения долгосрочных договоров
Доля неавиационных доходов в "Шереметьево" достигла 40%. Потенциальный уровень в 60% вполне достижим, считает коммерческий директор аэропорта С.Голубятников
- Какие вы выявляете основные тенденции в положении дел с неавиационными доходами на авиационном рынке?
- На мой взгляд, схема работы всех цивилизованных международных аэропортов очень похожа, и отличается только менеджментом. Рынок неавиационных доходов в аэропортах складывается из обязательных и дополнительных услуг. Процесс формирования рынка основан на том, чтобы на территории аэропорта в обязательном порядке присутствовал набор необходимых услуг. Только после этого, изучив потребности пассажиров, целесообразно максимально наполнять терминал востребованными дополнительными услугами.
- Если схема работы одна, то почему доходы от неавиационных услуг в аэропортах во всем мире достигают 60%, тогда как в России - в лучшем случае 35-40%?
- Действительно, российские аэропорты уступают ведущим аэропортам мира в доле неавиационной выручки по отношению к общим доходам. Но тут есть несколько аспектов. Во-первых, способы учета авиационной и неавиационной выручки везде разные. Есть аэропорты, относящие различные виды авиационных услуг, например, хэндлинг и топливно-заправочный комплекс (ТЗК), к неавиационным. При таком раскладе доля неавиационных услуг в российских аэропортах выглядит довольно внушительной.
При должном подходе аэропорты России смогут выйти на мировой уровень формирования доли неавиационных услуг на уровне 60% от выручки. Мы имеем ограниченную инфраструктуру, при использовании которой возможности получения дополнительного дохода также ограничены. Заполнить терминалы эфемерными видами сервиса, приносящими гораздо больший доход, чем присутствующие услуги - утопия. Кроме того, эффективность ведения неавиационной коммерческой деятельности привязана к пассажиропотоку.
- Какие подходы необходимо применять для повышения неавиационных доходов?
- Серьезное повышение доходов от неавиационных услуг возможно за счет развития коммерческой инфраструктуры. При создании так называемого города-аэропорта с использованием прилегающих земельных участков. Вокруг аэровокзальных комплексов можно расположить все: начиная от супермаркетов, развлекательных центров до гостиниц и бизнес-центров. Конечно, такими непрофильными делами не должен заниматься сам аэропорт, в его компетенции находить инвесторов. За счет подобного подхода возможно перейти планку по неавиационной выручке 60% или даже выше.
- Есть ли у вас планы по застройке земельных участков аэропорта с целью повышения доли неавиационных доходов?
- Планы существуют, но озвучивать их преждевременно. В настоящий момент проекты реализуются точечно. Со времен Советского Союза нам достались многие земли, уже застроенные инфраструктурой, часть участков или сооружений вообще находятся не в нашей собственности. Необходимо решать данные вопросы. Кроме того, стоит рассматривать и развивать смежные с аэропортом участки.
- Из каких услуг складывается структура неавиационных доходов аэропорта?
- Как я говорил выше, неавиационные услуги правильнее всего разделить на обязательные и дополнительные. К обязательным услугам относятся парковка, упаковка багажа, камера хранения, комнаты матери и ребенка, медицинское обслуживание на территории терминалов, общественное питание и магазины, а также банковские и почтовые услуги и услуги связи. Отсутствие подобных видов сервиса делает невозможным качественное облуживание пассажиров аэропорта. Все остальные виды услуг - дополнительные, которые рождаются при наличии спроса со стороны наших клиентов.
- Назовите услуги, пользующиеся наибольшей популярностью?
- В международных аэропортах наибольшей популярностью пользуются магазины Duty Free, на втором месте - точки общественного питания различной ценовой категории.
- Какие услуги приносят наибольший доход? Совпадают ли эти услуги с популярными у пассажиров?
- Прибыльные услуги совпадают с наиболее востребованными со стороны пассажиров.
- Какова средняя сумма, которую тратит пассажир в аэропорту?
- Вычислить точно, сколько пассажир тратит денег в аэропорту, достаточно сложно. Мы можем посчитать, сколько мы получаем с каждого пассажира на основе анализа арендной платы. Например, в магазинах Duty Free пассажир в среднем тратит 30-35 евро на одну покупку.
- Каких неавиационных услуг, на ваш взгляд, не хватает на территории аэропорта?
- Я бы сказал так: в связи с европейским и российским законодательством ограничивающим перечень банковских услуг в "чистой" зоне у нас нет возможности размещения банкоматов с общепринятым набором финансовых операций. Кроме того, мы постоянно мониторим рынок и выявляем интересы пассажиров. Так, например, в терминале С запустили детские аттракционы и сейчас прорабатываем вопросы открытия подобной услуги в других терминалах аэропорта "Шереметьево".
- Расскажите о финансовых аспектах организации неавиационной деятельности. Какая из схем является наиболее оправданной и выгодной для вас?
- С операторами у нас два вида взаимодействия: фиксированная арендная плата либо процент от оборота. Но мы не применяем плату за аренду в чистом проценте от оборота: мы оговариваем, что арендная ставка должна составлять столько-то процентов от оборота, но не ниже определенной фиксируемой суммы.
Наиболее выгодной для нас, однозначно, является форма отношений арендной платы в виде процентов от оборота. Хочу отметить, не во всех видах бизнеса мы можем применять такую схему: например, при аренде земельного участка или офисов, связанных с предоставлением услуг проката машин, туристических компаний и отелей. Как правило, такие офисы несут представительскую функцию, а продаж и поисков клиентов они не ведут, поэтому в таких случаях мы устанавливаем фиксированную арендную плату.
Помимо этого, мы являемся сторонниками заключения договоров на длительный период. При этом замечу, что благодаря выстроенным длительным отношениям аэропорт "Шереметьево" во время финансово-экономического кризиса не потерял ни одного арендатора.
- В каком диапазоне варьируется величина арендной ставки в процентах?
- К каждому арендатору применяется индивидуальный подход в зависимости от многих факторов. Так, величина арендной ставки устанавливается на основании мониторинга рынка аренды с учетом профиля арендатора, места расположения, размера арендуемой площади, ассортимента товаров и услуг, возможности дальнейшего развития бизнеса.
- В каких случаях арендатору дается полная свобода действий, в каких вы ведете контроль за качеством предоставляемых услуг?
- Мы ведем контроль за деятельностью арендаторов во всех случаях. Во-первых, так поступает любой рачительный хозяин. Во-вторых, "Шереметьево" заботится о своих гостях. Ведь если пассажир съел некачественный продукт, то он вряд ли обратит внимание на бренд компании, а во всем обвинит аэропорт и это отчасти правильно. Поэтому мы постоянно следим за качеством продукции: это важный аспект имиджевой политики аэропорта.
- Работа по неавиационным доходам подконтрольна аэропорту или отдана под управление отдельной специализирующейся компании-оператору?
- Мы ведем работу сами, потому что на протяжении целого ряда лет в коммерческой дирекции ОАО "МАШ" сформировался высокопрофессиональный коллектив, способный решать различного рода задачи, знающий особенности управления коммерческой недвижимостью аэропорта, нюансы взаимоотношений с арендаторами, а также возможные "подводные камни" договорных обязательств.
Хотя существует удачный с точки зрения сокращения внутренних расходов и получения запланированных доходов пример передачи управлением бизнеса сторонней организации - компании ЗАО "Аэро Маркетинг Сервис Групп", которая была выбрана на конкурсной основе и является единым оператором по размещению всех видов рекламы в аэропорту. Данная форма сотрудничества, несмотря на мировой финансовый кризис и в частности кризис рекламного рынка, позволила добиться стабильного роста доходов от рекламной деятельности.
- Какова доля неавиационных доходов от общей выручки по итогам 2010 года? До какого уровня планируется довести уровень неавиационных доходов в 2011 году?
- По итогам 2010 года доля неавиационных доходов от общей выручки аэропорта "Шереметьево" достигла почти 40% и составила 3 млрд 417 млн рублей. В условиях перевода ряда рейсов авиакомпании "Аэрофлот" в ОАО "Терминал", это хороший показатель. Эффективные действия менеджмента позволили сохранить стабильность. Рассчитываем, что по итогам 2011 года доля неавиационных доходов в структуре выручки аэропорта "Шереметьево" сохранится на уровне 2010 года. В планах перспективного развития аэропорта "Шереметьево" увеличение доходов от неавиационной коммерческой деятельности до 60%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево