О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

EBACE 2011: новый рекорд под небом Швейцарии

В Швейцарии 19 мая завершилась XI выставка бизнес-авиации EBACE 2011, организованная Европейской ассоциацией деловой авиации (ЕВАА) и Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA)

В Швейцарии 19 мая завершилась XI выставка бизнес-авиации EBACE 2011 (European Business Aviation Convention & Exhibition), организованная Европейской ассоциацией деловой авиации (ЕВАА) и Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA). За три дня на выставке побывали 12751 посетитель из 108 стран мира. Свои экспонаты представили 511 компаний.

EBACE 2011, по мнению экспертов, является главным барометром для авиационной отрасли, отражая интерес покупателей к продуктам бизнес-авиации. Поэтому высокие показатели 2011 г. демонстрируют улучшение ситуации на рынке бизнес-джетов. Эту тенденцию подтверждает и организация Eurocontrol, которая отмечает, что в 2010 г. общее количество полетов бизнес-авиации увеличилось на 5,5%, что свидетельствует о постепенном восстановлении этого сектора.

Во время проведения выставки EBACE 2011 работало множество различных секций, на которых ведущие мировые производители демонстрировали свои новые и уже существующие разработки. Участники не обошли стороной и особо важные для авиации темы, среди которых экологические и политические проблемы, окружающие бизнес-авиацию и препятствующие ее развитию.

Но особый интерес для посетителей, конечно же, представляли последние достижения авиастроителей.

Embraer процветает

В отличие от своих конкурентов, которые испытали на себе последствия финансового кризиса, компания Embraer наращивала производство бизнес-джетов. Однако трудности не обошли стороной и бразильского авиастроителя.

В общих чертах сложившуюся ситуацию на рынке деловой авиации описал вице-президент Embraer Клаудио Камельер. Он отметил, что 2008 г. был очень сложным для бизнес-авиации. В том году клиенты отменяли предыдущие заказы, а продажи новых самолетов сократились практически до нуля. Уровень поставок по отрасли снижался в 2009 и 2010 гг.

Сейчас мировая экономика вышла на стадию роста, но пока авиастроители еще ждут отклика авиационного рынка. Обычно, с ростом экономики показатели рынка бизнес-авиации также повышались. Но в этот раз, по словам К.Камельера, ситуация несколько иная. Продажи новых самолетов увеличиваются незначительно, и причиной этому служит несколько факторов. В частности, рост мировой экономики получается нестабильным и чередуется незначительными спадами, что отражается на авиационной отрасли. К тому же сейчас в секторе бизнес-авиации отмечается излишек производственных мощностей. Так, например, Embraer в качестве отклика на сложившуюся ситуацию на рынке решила сократить темп производства бизнес-джетов. В нормальное состояние, по прогнозам Embraer, рынок должен вернуться в 2012-2013 гг.

Что касается непосредственно самих бизнес-джетов, то здесь у Embraer пока что хватает работы. В настоящее время бразильский концерн выпускает такие модели, как Phenom 100 и 300, а также Legacy 600 и 650. Кроме того Embraer продолжает работать над моделями Legacy 450 и 500. Первый полет Legacy 500 должен состояться во второй половине 2011 г.

Embraer возлагает большие надежды на новые Legacy 450 и 500 и рассчитывает на то, что эти модели станут лидерами в своем сегменте. Причем в компании гордятся тем, что оба самолета будут оснащены системой электродистанционного управления (ЭДСУ). Это - единственные бизнес-джеты стоимостью ниже $45 млн, которые оснащены ЭДСУ. Такая же система есть и на самолетах конкурентов, например, Dassault Falcon 7X или Airbus ACJ, но эти лайнеры гораздо дороже самолетов Embraer.

У Embraer уже был опыт работы с ЭДСУ в рамках проекта самолета-истребителя AMX, а также во время разработки региональных E-170 и E-190, но, по сути, лайнеры семейства Legacy будут первыми самолетами Embraer, оснащенными полноценной ЭДСУ. Применение современных технологий позволили значительно повысить безопасность, комфорт и эффективность самолетов Legacy.

В линейке бизнес-джетов Embraer по-прежнему есть пустая ниша - это дальнемагистральные самолеты. Компания рассматривает различные варианты по выводу нового продукта в этом сегменте. Как отметил во время салона EBACE 2011 вице-президент Embraer Эмест Эдвардс, сегмент дальнемагистральных бизнес-джетов - один из самых бурноразвивающихся, и здесь уже присутствует ряд сильных конкурентов, в числе которых Bombardier Global Express XRS, Dassault Falcon 7X, а также Gulfstream G650 и G550. Тем не менее, пока что Embraer не готова представить новый самолет в этом сегменте, поскольку все силы компании направлены на реализацию таких проектов, как KC-390 (военно-транспортный самолет) и Legacy 450 и 500.

Немаловажным было и заявление руководства Embraer о необходимости перемещения производства как можно ближе к конечным заказчикам. Бразильский авиастроитель продолжает усиленно работать в этом направлении. Так, к концу 2011 г. должна начаться сборка самолетов Phenom 100 на заводе компании в Мельбурне (США). По планам Embraer, этот завод должен выпускать до 6 самолетов в месяц в будущем. Присутствие завода компании в США позволит Embraer предложить своим североамериканским и европейским клиентам более удобные пути приобретения новых самолетов.

Еще один завод компании, расположенный в Харбине (Китай), будет переориентирован с выпуска региональных самолетов ERJ-145 на производство бизнес-джетов Legacy 600 и 650. Пока что Embraer планирует выпускать на сборочной линии в Китае от 6 до 9 самолетов в месяц, но если будет высокий спрос на бизнес-джеты в этом регионе, Embraer готова удвоить темп производства. По прогнозам Embraer, рынок деловой авиации в Китае будет расти. В ближайшие 10 лет в этом регионе должны быть проданы 470 бизнес-джетов, что составляет 7% от общемирового количества и оценивается в $14 млрд.

Dassault готовит новинку

Компания Dassault вернулась в сектор среднеразмерных бизнес-джетов со своими новыми самолетами Falcon 2000S, которые должны войти в эксплуатацию в начале 2013 г. Десятиместные самолеты будет прямыми конкурентами таких бизнес-джетов, как Bombardier Challenger 300, Hawker 4000 и Gulfstream G250.

Falcon 2000S будет отличаться использованием передовых технологий, среди которых новые законцовки крыла, двигатели Pratt & Whitney PW308C с тягой 31 кН, которые отличаются сниженными на 20% выбросами NOx, новым интерьером салона, разработанным BMW DesignworksUSA, обновленной кабиной экипажа с приборной панелью EASy II, сертификация которой должна завершиться в конце 2011 г.

Полезная нагрузка Falcon 2000S с полными баками составляет 840 кг, а максимальная взлетная масса (MTOW) равна 18600 кг. Средняя длина ВПП, необходимая для взлета и посадки самолета, равна 1355 м.

На скорости 0,8 Mach дальность полета нового лайнера от Dassault с шестью пассажирами на борту составляет 6200 км. На набор высоты 12500 м уйдет около 19 мин, а заявленный потолок равен 14300 м. В качестве стандартного оборудования на самолетах Falcon 2000S будут использоваться система управления салоном Rockwell Collins и система спутниковой связи AirCell Axxess II.

По словам руководителей Dassault, новый самолет будет потреблять на 10% меньше топлива по сравнению с лайнерами, которые меньше Falcon 2000S на 20%. Цена самолета должна быть достаточно конкурентоспособной.

Airbus проводит ребрендинг

Гиганты авиационной отрасли также не обошли стороной выставку EBACE 2011. В частности, компания Airbus, предлагающая своим клиентам целую линейку корпоративных самолетов, решила провести ребрендинг внутри этой серии. Слова "Airbus ACJ" теперь будут использоваться в названии всех корпоративных лайнеров европейского концерна. Самолеты A318 Elite сменят название на Airbus A318ACJ, аналогично поменяют имена и такие модели, как A319 Corporate и A320 Prestige. Будущие широкофюзеляжные самолеты A350 для корпоративных клиентов также получать новое обозначение Airbus A350ACJ.

Помимо названий сменится и окраска корпоративных лайнеров Airbus наряду с появлением новой эмблемы.

В целом, руководство европейского авиастроителя делает большую ставку на эту категорию самолетов. Традиционно, основными покупателями корпоративных лайнеров Airbus были клиенты из Европы и стран Ближнего Востока. Но в последнее время значительный интерес к этим лайнерам проявляют заказчики из России и Китая.

Новые самолеты от Cessna, Piaggio и NextAnt

Традиционные игроки на рынке бизнес-джетов и авиации общего назначения, для которых этот сегмент является основным, также работают над новыми самолетами.

Американская Cessna готовит к первому полету новый бизнес-джет Citation Ten, поставки которого запланированы на вторую половину 2013 г. В отличие от своего предшественника Citation X лайнер Citation Ten отличается рядом существенных модернизаций. Среди них можно отметить увеличенную максимальную дальность полета, которая теперь составляет 6000 км, а максимальная скорость полета на высоте 12190 м увеличилась на 37 км/ч до 950 км/ч.

Кабина экипажа оснащена приборной панелью Garmin G5000, отличающейся наличием передовых технологий. Более комфортным стал и пассажирский салон, где инженеры Cessna смогли увеличить пространство в ногах у пассажиров, установили новые кресла и мультимедийные комплексы.

В свою очередь, компания Piaggio через несколько недель должна утвердить проект нового бизнес-джета P1XX. Чуть позже будут названы поставщики систем и элементов для нового лайнера. Заключительная сборка самолетов P1XX, скорее всего, будет производиться на заводе Piaggio в Генуе (Италия), но не исключено открытие и второй сборочной линии, если на эти бизнес-джеты будет высокий спрос. Открытием линии по сборке самолетов P1XX в Абу-Даби уже заинтересовалась компания Mubadala (ОАЭ).

На EBACE 2011 состоялась первая европейская демонстрация бизнес-джета Nextant 400XT, поставки которого должны стартовать в июле 2011 г. С этим самолетом Nextant рассчитывает пробудить интерес европейских покупателей к категории легких бизнес-джетов.

Модель 400XT является модернизированной версией самолетов Beechjet 400A/Hawker 400XP и отличается наличием ряда новшеств. Среди них новая авионика Rockwell Collins Pro Line 21 и система управления салоном Venue. Двигатели Williams FJ44-3AP сменили предыдущие силовые установки Pratt & Whitney JT15D-5. Также была улучшена аэродинамика самолета.

Как отмечают в компании Nextant, проведенная модернизация позволила увеличить дальность полета самолета 400XT с четырьмя пассажирами на борту на 50% до 3710 км. В плане топливной экономичности самолет стал эффективнее на 30%, а эксплуатационные расходы на 1 милю сократились с $3 до $2,13.

В этом году должно быть поставлено 9 самолетов 400XT, а темп производства постепенно будет увеличен до 4 самолетов в месяц.

В Женеве компания Hawker Beechcraft не показывала новых самолетов, но обновленные модели все же были продемонстрированы. В частности, модернизации подверглись несколько бизнес-джетов и турбовинтовых лайнеров компании. Среди них, семейства Hawker 750 и King Air. В основном, все модификации были направлены на повышение эффективности самолетов.

Hawker Beechcraft на выставке EBACE 2011 открыла прием заказов на самолеты 400XPR, которые также как и лайнеры 800XPR получили ряд обновлений. Так, например, на модели 400XPR появилась новая авионика от Rockwell Collins, двигатели Williams International FJ44-4A-32 и законцовки крыла "винглеты". Сертификация данной модели запланирована на 2012 г.

Спрос на тренажеры растет

Компании, специализирующиеся на изготовлении тренажеров и организующие обучение пилотов, не остаются в стороне. Появление новых моделей бизнес-джетов вынуждает решать вопрос с подготовкой и обучением пилотов, что, конечно же, рождает спрос на тренажеры и другие подобные продукты.

Непосредственно во время выставки EBACE 2011 представители компании FlightSafety International заявили о подготовке тренажеров для нескольких бизнес-джетов. В первую очередь, компания хочет подготовить комплексный тренажер уровня D и другое обучающее оборудование для пилотов самолетов Bombardier Global 5000 Vision и Global Express XRS Vision. Обучение пилотов на эти типы будет проходить в учебных центрах компании, которые расположены в Колумбусе и Уилмингтоне (США).

Также компания FlightSafety International планирует разработать новый комплексный тренажер для самолетов Dassault Falcon 900LX. Тренажер будет изготовлен с применением самых последних технологий. Обучение пилотов на данный тип будет организовано в нескольких учебных центрах, в частности, в ряде городов США, а также в аэропорту Ле-Бурже (Франция).

Один из лидеров в области разработки тренажерных комплексов, канадская компания CAE, также завоевывает новые позиции на этом рынке. В ближайшие год-два компания рассчитывает увеличить примерно в два раза количество учебных центров, где проходят подготовку пилоты бизнес-джетов, тем самым, откроется дверь для обучения пилотов из Мексики, Бразилии, Европы и Азии.

На данный момент CAE располагает четырьмя учебными центрами, где размещены 56 тренажеров для пилотов и техников, охватывающие 80 различных типов бизнес-джетов. Два центра расположены в США, один - в Великобритании и еще один - в ОАЭ.

В 2010 г. был открыт новый учебный центр CAE в Амстердаме. В нем размещены комплексные тренажеры уровня D самолетов Bombardier Challenger 300 и Challenger 604. В 2012 г. CAE должна открыть новый центр в Мехико, где будут расположены тренажеры уровня D бизнес-джетов Bombardier Learjet 45 и Bell 412. Также в 2012 г. будет открыт центр с тренажерами уровня D самолетов Embraer Phenom 100 и Phenom 300 в Сан-Пауло. В 2013 г. учебные центры компании CAE должны появиться в Азии.

Дальнейшие перспективы бизнес-авиации

Несмотря на рекордные показатели посещаемости выставки EBACE 2011 и на большое количество экспонатов, представленных в Швейцарии, эксперты пока не проявляют значительного оптимизма. Показатели отрасли еще не вышли на докризисный уровень, и произойдет это не раньше, чем через несколько лет. Но аналитики считают, что положение должно стабилизироваться уже в 2012 г.

Росту продаж бизнес-джетов, как уже отмечалось, препятствует множество факторов. Во-первых, скачкообразное восстановление европейской и американской экономики, во-вторых, высокие цены на нефть, в-третьих, различные административные барьеры, препятствующие развитию малой авиации в разных странах. Обсуждению этих проблем было посвящено множество выступлений в рамках EBACE 2011. Постепенно прорабатываются пути развития бизнес-авиции, но говорить о скором преодолении всех трудностей пока рано.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, отрасль продолжает развиваться. В следующем году выставка EBACE снова пройдет в Женеву 14-16 мая. И возможно, организаторы опять зафиксируют новые рекорды....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка