О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Маленькие умирают первыми

Но и 80% крупных компаний сейчас нерентабельны

Количество российских авиакомпаний постепенно сокращается. Перевозчики, имеющие в активе по нескольку самолетов и годами не обновляющие парк, уже не пользуются спросом. Их судьба-либо умереть, либо быть поглощенными более крупными компаниями. Только десять лидеров имеют прочное положение на рынке, которое они сохранят, если сумеют выйти на трехпроцентную рентабельность.

К лидерам российского авиарынка аналитики относят "Аэрофлот", "Сибирь", "Красэйр", "Пулково", "Домодедовские авиалинии", "Дальавиа", "Тюменьавиатранс", "Уральские авиалинии" и "Кавминводыавиа". Десятое место делят "Авиалинии Кубани" и "Когалымавиа". До прошлого года в списке лучших была только одна компания, показывавшая неутешительные результаты, - "Внуковские авиалинии". Этим не преминула воспользоваться "Сибирь", практически включившая "внучку" в свой состав. Теперь слабых игроков в десятке уже нет. Это дает возможность аналитикам говорить, что изменений в стане лидеров в этом году не произойдет.

Зато мелким региональным перевозчикам придется серьезно побороться за место под солнцем. За 2001 год число российских авиакомпаний уменьшилось с 284 до 265. "Сокращение идет за счет перевозчиков, которые в свое время ушли под крыло местным администрациям, бесплатно получив самолеты "Аэрофлота". У них нет средств ни на содержание, ни на обновление парка. Понятно, что такие компании постепенно должны отмирать", - объясняет Станислав Овчаренко, начальник управления лицензирования ГСГА По его словам, такое количество перевозчиков России и не нужно - достаточно десятка-другого серьезных компаний. "Опять же следить за безопасностью полетов будет проще",- добавляет Овчаренко.

Мелкие компании сейчас спасает только то, что самолетный парк достался им даром и нет необходимости оплачивать лизинг. Однако машины придется обновлять, пусть даже через несколько лет, а этого они уже не переживут. Лизинговые платежи составляют 8-10% от стоимости самолета в год плюс фиксированная часть основной стоимости. Ту-254, например, стоит порядка $15 млн. То есть выплачивать придется $2-2,5 млн в год. Для небольшой компании это очень приличная сумма.

Скорее всего дышащих на ладан мелких перевозчиков начнут поглощать компании первой десятки. "Внутренний рынок становится все более перспективным, крупные авиакомпании стремятся туда, но получить квотирование на полеты в регионах довольно сложно. Поглотить местного перевозчика в таких условиях - очень хорошая тактика. Думаю, со временем крупные компании начнут бороться между собой за слабых регионалов. И выиграет тот, кто раньше начнет этим заниматься", - говорит Юлия Жданова, аналитик UFG.

Проще всего будет найти небольшую компанию, близкую к банкротству. Так уже сделал "Аэрофлот", купивший обанкротившиеся "Ростовские авиалинии". Сейчас компания называется "Аэрофлот-Дон" и владеет, по данным инвестгруппы "Атон", 2,5-3% рынка, а национальный перевозчик существенно увеличил влияние на юге России. Тем не менее другие сильные компании не спешат идти по пути "Аэрофлота". Например, "Тюменьавиатранс" в прошлом году заявляла о намерении поглотить "Тюменские авиалинии". Представитель "Тюменьавиатранса" сказал "Финизвестиям", что сейчас компания от этих планов отказалась. Хотя аналитики считали сделку очень выгодной.

В этом году серьезным компаниям придется заниматься не только поглощениями, но и собственными финансами. Доходы отрасли в 2001 году составили, по данным ГСГА, 101 млрд руб., прибыль-8,34 млрд руб. Анатолий Иванов, начальник летной службы "Пулково", считает, что финансовые показатели компании важнее, чем количество перевезенных ею пассажиров. Цифр он не называет - просто говорит, что с этой стороны у "Пулково" все благополучно. По данным "Атона", 80% российских авиакомпаний сейчас нерентабельны.

Даже "Аэрофлот", наш крупнейший перевозчик, сумел получить чистую прибыль ($8,6 млн) по международным стандартам финансовой отчетности только в 2000 году. В 2001 году, по оценкам "Атона", национальный перевозчик понес убыток в размере $4-5 млн при выручке $1,5 млрд. Это означает, что у компании примерно нулевая рентабельность. Правда, руководство "Аэрофлота" настаивает на том, что "небольшая прибыль" все-таки была получена. Окончательные итоги пока не подведены. Аналитики полагают, что "Аэрофлот" и другие крупнейшие компании добьются в этом году очень хороших результатов, если сумеют выйти на чистую рентабельность в 3%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка