О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пути развития самолетов серии "Колибри"

Смею надеяться, что мое имя как автора микросамолета "Колибри" Анд-2 - серебряного лауреата ВДНХ СССР 1982 г. известно многим любителям СЛА. За 20 лет моей конструкторской деятельности, из которых 11 я проработал в филиале КБ им. П.О. Сухого, среди многих вариаций аэродинамических схем конструкций СЛА мною было отдано предпочтение схеме биплан с толкающим винтом в кольцевом насадке. Именно поэтому я разработал и создал серию ЛА данной концепции.

После микросамолета Анд-2 "Колибри", привлекшего в свое время огромное внимание многих посетителей и специалистов на ВДНХ, в результате многочисленных модификаций был построен самолет Анд-5 "Колибри". Именно этому аппарату суждено было пройти через горнило техкомов двух слетов СЛА, и именно он стал первым самолетом, прошедшим летные испытания в 1994 году.

Каковы же преимущества этого аппарата?

Основной концепцией данной разработки является создание самолета с максимально возможной степенью безопасности.

Для достижения этой цели самолет изготовлен по бипланной схеме с неубирающимся шасси с носовым колесом и с фиксированной механизацией крыла.

Как известно, бипланная схема самолета имеет некоторые преимущества перед монопланной схемой. Главным из них являются высокие противоштопорные характеристики бипланного крыла.

Вторым преимуществом является достижение необходимых несущих площадей при небольшом размахе крыла.

И, наконец, бипланная подкосно-стоечная схема крыла имеет более высокие прочностные и жесткостные характеристики по сравнению со свободнонесущими крыльями.

Расположение винта в кольцевом насадке также имеет большие преимущества перед изолированным винтом. Так при мощности двигателя в 27 л.с. и диаметре винта всего 0,92 м, система имеет тягу 70 кг, потому что КПД винта в кольце на 20-25% выше КПД изолированного винта идентичного диаметра. К тому же, данный диаметр позволил использовать систему без редуктора (который тоже может выйти из строя).

Такое конструктивное решение практически исключает вероятность травмирования о винт самолета, что, к сожалению, иногда имеет место при обслуживании самолета с вращающимся винтом.

На самолете также использован эффект суперциркуляции крыла, что значительно увеличило аэродинамическое качество самолета, достигшее 15 единиц. Данная аэродинамическая и объемная компоновка ЛА подтверждена патентом на промышленный образец.

По отзывам летчиков-испытателей самолет устойчив и хорошо управляем по всем каналам. Только по каналу крена самолет имеет повышенную чувствительность за счет щелевого элерона на режиме действия экрана земли во время взлета и посадки.

При установке на самолете двигателя Rotax-503 (49/5 л.с.) и химоборудования он легко модернизируется в химвариант - Анд-5СХ со следующими характеристиками.

Основываясь на опыте и результатах испытаний самолета Анд-5, я разрабатываю сейчас дальнейшие модификации самолетов: САн-6 (прежняя аббревиатура Анд-6) и САн-7.

Многоцелевой самолет САн-6 имеет две версии своего исполнения и назначения: САн-6 (R) "Болеро" и САн-6Х "Кобзарь".

Самолет "Болеро" - трехместный ЛА, предназначенный для использования как в качестве личного транспортного средства, так и для выполнения задач учебно-тренировочного характера, патрулирования, аэроразведки, туризма и прочих авиационных работ. Самолет комплектуется австрийским двигателем Rotax-914F3 со взлетной мощностью 115 л.с. и спасательной системой БПС. Базовый вариант имеет стандартное приборное оборудование, соответствующее системе VFR (правила визуального полета). По желанию заказчика самолет также можно выпускать с комплектацией по системе IFR (правила полетов по приборам).

Самолет "Кобзарь" предназначен для выполнения различных АХР с применением жидких химикатов. Он тоже имеет трехместную кабину и укомплектован двигателем Rotax-914F3 или HIRTH F30A36 со взлетной мощностью 124 л.с. Но, в отличие от базового варианта, "Кобзарь" комплектуется минимумом пилотажно-навигационного оборудования. АХР выполняет на самолете один человек. Но наличие в кабине дополнительно еще двух посадочных мест значительно расширяет функциональные возможности самолета, так как всегда имеется необходимость для переброски на место работы специалистов и оборудования.

По сравнению с ультралайтами самолет "Кобзарь" имеет более высокую эффективность, достигающую 38% против 18-25% у СЛА. Причина этого эффекта заключается в особенностях аэродинамики и конструкции аппарата.

Для удовлетворения повышенных требований безопасности, предъявляемых к сельхозаппаратам, на самолете произведены следующие мероприятия.

Кабина пилота с увеличенной диаграммой обзора рассчитана на выдерживание нагрузок, возникающих при аварийном соприкосновении самолета с землей при проведении АХР на рабочих скоростях. Кроме того, на самолете применена боковая ручка управления аппаратом, расположенная с правой стороны. По левой стороне кабины расположены ручка управления двигателем и командные рычаги. Такая компоновка очень удобна и безопасна, так как руки не висят на ручках, а лежат на подлокотниках и в момент аварии исключается опасность "напарывания" пилота на штурвал или центральную ручку управления.

Для увеличения стойкости к воздействию химикатов и достижения расчетного ресурса планера не менее 15 календарных лет самолет имеет цельнопластиковую конструкцию, а жидкие химикаты находятся в двух выносных контейнерах. Эти мероприятия экономят внутренние объемы самолета и исключают возможность попадания химикатов в кабину. Пирамидальное, повышенной проходимости шасси с газово-масляными амортизаторами позволяет работать с неподготовленных взлетно-посадочных площадок. Колеса основных стоек имеют размеры 480*220 мм, а передней - 400*150 мм.

При отсутствии АХР путем снятия химического оборудования и проведения небольшой дегазации сельхозсамолет легко трансформируется в транспортную версию.

Для унификации производства обе версии самолета САн-6 имеют идентичную конструкцию и будут изготавливаться по одинаковой оснастке. А для облегчения транспортировки и хранения самолетов предусмотрена отстыковка консолей крыла.

Таким образом, данный аппарат отвечает всем требованиям широкого круга потребителей.

САн-7 "Колибри-II" - это двухмоторный многоместный многоцелевой самолет, аэродинамическая схема которого защищена отдельным патентом, также имеет две версии своего исполнения и назначения: САн-7 (L) и САн-7 (R).

Самолет САн-7(L) предназначен для эксплуатации в любое время суток на регулярных авиалиниях в качестве "воздушного такси", рассчитан на трех пассажиров, комплектуется двигателями Textron Lycoming O-235M мощностью по 118 л.с. и приборным оборудованием в системе IFR.

Самолет САн-7(R) предназначен для использования в качестве частного четырехместного самолета, комплектуется двигателями Rotax-914F4 мощностью по 115 л.с. но взлетном режиме и по 100 л.с. на номинале, приборным оборудованием как системы IFR, так и VFR (визуального полета) и, тем самым, имеет более низкую продажную цену.

Обе версии модульной конструкции, которая позволяет иметь большое число модификаций в зависимости от предъявляемых требований:

САн-7(L), САн-7(R) - базовые 4-х местные варианты;

САн-7Б(L) - 3-х местный самолет бизнес класса повышенной комфортабельности;

САн-7М(L) - медицинский;

САн-7С(L, R) - самолеты связи, почтовые;

САн-7П(L) - двухместный патрульный самолет с увеличенной продолжительностью полета до 8 часов.

Наличие двухдвигательной силовой установки позволяет эксплуатировать самолет над населенными пунктами и водной поверхностью. А высокая энерговооруженность позволяет достигать максимальной вертикальной скорости, равной Vy = 8 м/сек (учебно-тренировочный вариант). Благодаря модульной конструкции самолеты имеют возможность трансформироваться из биплана в высокоплан.

Конструкция самолета рассчитано на широкое применение угле- стеклопластиков холодного и горячего отверждения.

Для упрощения и облегчения транспортировки и хранения самолетов в конструкции предусмотрена отстыковка консолей крыла. При этом максимальная ширина аппарата по стыковочным узлам верхнего центроплана составляет всего 3 м.

Ввиду малого веса пустого самолета - около 670 кг и с целью повышения мобильности системы предусматривается возможность поставки самолетов в комплекте со специальным трейлером-контейнером для буксировки легковым автомобилем.

Своим подробным описанием характеристик самолетов и рассказом о создании перспективных, доступных по цене и высокоэффективных в производстве и эксплуатации ЛА, я попытался привлечь внимание круга потенциальных исполнителей и эксплуатантов, которые также видят эти выгодные перспективы и пожелают принять участие в развитии отечественного самолетостроения.

С.А.Андреев, В.Н. Филатов - ведущие конструктора (Москва)...

Авторские права на данный материал принадлежат «Авиация общего назначения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка