Красная звезда
11 апреля 2002, 16:19
Сильному государству - сильные моторы
Об этом событии и проблемах отечественного авиационного моторостроения редакция газеты "Красная звезда" попросила рассказать генерального директора выставки - президента ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) профессора Виктора ЧУЙКО.
Чуйко Виктор Михайлович родился 23 ноября 1931 года в Кабардино-Балкарии. В 1956 году с отличием окончил Харьковский авиационный институт, после чего работал в Запорожском машиностроительном конструкторском бюро "Прогресс", где прошел путь от инженера-конструктора до заместителя генерального конструктора. В 1984 году назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР. В 1991 году избран президентом АССАД. Доктор технических наук, академик, лауреат Государственных премий.
В развитии любой страны роль двигателестроения трудно переоценить. Кто умеет строить современные моторы, тот имеет первоклассные автомобили, корабли, самолеты, ракеты. В России создана хорошая отечественная школа авиационного двигателестроения. Ее закладывали выдающиеся российские ученые и конструкторы В. Климов, А. Ивченко, Н. Кузнецов, А. Люлька, А. Микулин, А. Швецов и их последователи. Для каждого поколения самолетов разрабатывались и строились моторы, которые работали на мировую славу отечественной авиации. Завоевание нашими истребителями господства в воздухе в годы Великой Отечественной войны, "хождение за сверхзвук", сотни рекордов высоты, скорости, грузоподъемности - все это стало возможным благодаря тому, что российские самолеты имели, как пелось в песне, пламенное сердце - сильные и надежные моторы.
Конечно, в минувшее десятилетие отечественное двигателестроение пережило трудные времена. После ликвидации Минавиапрома НИИ, ОКБ серийные заводы вынуждены были жить по принципу спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Именно это заставило нас в 1991 году создать ассоциацию "Союз авиационного двигателестроения". И сейчас с уверенностью можно сказать: мы выжили, потому что объединились. Создание ассоциации, когда еще не было ни Росавиакосмоса, ни каких-либо других структур федерального уровня, позволило сохранить кадры, научно-технический потенциал отечественного авиационного двигателестроения, совершенствовать задел, который был создан еще в годы существования Советского Союза.
Именно в эти годы мы начали проводить выставки, которые помогали двигателистам собираться вместе, смотреть на достижения коллег, сообща обсуждать насущные проблемы. Так выстраивалась общая стратегия выживания и развития, вырабатывались планы совместных действий в условиях перманентного кризиса отечественной экономики. И уже в конце 90-х наметились первые, еще робкие, но достаточно заметные ростки стабилизации. А сейчас мы с уверенностью можем сказать, что отечественное авиационное моторостроение не только стойко перенесло рыночные потрясения, но и продолжает развиваться.
Впрочем, в этом смогут убедиться и специалисты, и просто любознательные люди, словом, все те, кто пожелает побывать на 7-й Международной выставке, которая пройдет через несколько дней во Всероссийском выставочном центре (павильон ? 20).
Скажу сразу: из года в год популярность выставки растет. Естественно, встающие на ноги предприятия расширяют площади под свои экспозиции. Например, ФНПЦ "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" увеличит свои выставочные площади в два раза. И это неудивительно. Завод работает стабильно. В последнее время "Салют" демонстрирует устойчивый рост производства - до 50 процентов ежегодно. На нынешний год у него такие заказы по производству авиадвигателей военного и гражданского назначения, а также их комплектующих и другой продукции, что при их выполнении рост удвоится и завод первым из авиамоторных предприятий России выйдет на объемы производства 1990 года. Восстановлена и численность работающих на фирме, а ведь в 1993-1994 годах она сократилась в 5 раз, и многие говорили, что "Салюта" уже нет. Но, как видим, генеральный директор Юрий Елисеев и его заместители оказались очень талантливыми руководителями и менеджерами, и им удалось выправить положение.
Три года назад ФНПЦ "ММПП "Салют" создал собственное КБ. Оно, в частности, в инициативном порядке провело модернизацию реактивного двигателя АЛ-31Ф для истребителя Су-27 и его модификаций. В результате тяга мотора увеличилась на 10 процентов. Эта работа ведется совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ) и другими НИИ. В феврале 2002 года начались летные испытания двигателей на Су-27.
На выставке "Двигатели-2002" будут показаны как новые, так и модернизированные авиационные моторы. Два года назад мы демонстрировали 8 новых двигателей. Сейчас некоторые из них уже получили сертификаты или акты по государственным испытаниям. В их числе авиадвигатель ВК-2500, созданный на ГУП "Завод имени В. Климова" (Санкт-Петербург). Кстати, экспозиция этого развивающегося под руководством генерального конструктора Александра Саркисова предприятия будет также одной из самых представительных. Вот только некоторые программы, которые ведет фирма "Климов" и которые будут представлены на выставке. Знаменитый турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой РД-33 получил дальнейшее развитие в новых модификациях. На выставке "Двигатели-2002" посетители смогут ознакомиться с двигателем РД-33 серии 3 с увеличенным ресурсом для модернизации истребителей МиГ-29. Двигатель РД-33 серии 3М разработан для корабельного истребителя МиГ-29К с повышенной стойкостью к парам морской воды и эксплуатации в условиях тропического климата. Создан на "Климове" и форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, а совместно с Запорожским заводом "Мотор Сич" предприятие разрабатывает целую гамму новых моторов для самолетов и вертолетов как военного, так и гражданского предназначения.
Пермские моторостроители представят на выставке первый отечественный двигатель четвертого поколения ПС-90А для авиалайнеров Ту-204, Ил-96-300 и военно-транспортного самолета Ил-76-МФ. "Пермские моторы" совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) успешно работают над повышением надежности и ресурса этого двигателя, по своим характеристикам отвечающего всем современным требованиям мировых стандартов. И все сетования некоторых отечественных СМИ по поводу того, что наша наука и двигателестроительные предприятия оказались не готовыми к введенным Европой с 1 апреля 2002 года повышенным требованиям к авиадвигателям по шуму - полная чушь. Мы давно знали об этих требованиях, и все современные двигатели разрабатывались под них. Другое дело, что за последние 10 лет российские авиакомпании практически не закупали новые самолеты. Их авиапарк состоит из самолетов, которые выпускались 20, 30 и даже 40 лет назад. И двигатели на них - соответствующие.
Более того, наши НИИ, ОКБ даже для части "старых" двигателей разработали специальную программу модернизации, включающую установку шумопоглощающих элементов и другие новшества, которые позволяют значительно снизить шум и эмиссию (выброс вредных веществ). Однако и тут многие компании не проявили особого рвения, чтобы провести соответствующие доработки. Действовали по известному русскому принципу: пока гром не грянет, мы не перекрестимся. А отечественная наука, предприятия двигателестроения готовы предоставить и новые самолеты с двигателями, отвечающими нормам ИКАО, и модернизировать те, которые не дотягивают до этих требований. Кстати, в рамках международной выставки "Двигатели-2002" пройдет научно-технический симпозиум "Двигатели и экология", на котором будет заслушано 14 докладов по этим проблемам.
На выставке будут представлены авиаремонтные заводы, как гражданские, так и Министерства обороны. Агрегатные предприятия покажут новые системы автоматического управления, где вместо гидравлики действует электроника. За последние годы мы получили такие системы управления, которые при увеличении функций примерно в два раза весят примерно во столько же раз меньше. А для самолета соотношение тяги и веса - одна из главнейших характеристик.
Не уменьшается интерес к нашей выставке и у иностранных компаний. Я уже не говорю об украинских фирмах из Запорожья "Мотор Сич" и ЗМКБ "Прогресс", из Николаева - "Заря-Машпроект", из Харькова - "ФЭД", которые, как и в советские времена, работают в тесной кооперации с российскими предприятиями. На выставке свои экспозиции представят компании "Пратт-Уитни" из США и Канады, французская "Снекма", "Дженерал Электрик", "Сименс" и ряд других фирм.
По решению Правительства РФ организатором выставки определен "Росавиакосмос", его генеральный директор Юрий Коптев возглавляет оргкомитет. Всю техническую работу по подготовке к 7-й Международной выставке "Двигатели-2002" проводит генеральная дирекция ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". Мне трудно не только рассказать о всей экспозиции выставки, но даже перечислить всех ее участников. Поэтому приглашаю вас на ВВЦ - как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.
До встречи на выставке, вход свободный!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции