Ведомости
29 апреля 2002, 11:18
Аэропорт в концессию
Новое руководство аэропорта "Шереметьево" нашло способ увеличить доходы от неавиационного бизнеса почти вдвое. Аэропорт будет сдавать площади не в аренду, а в концессию. За право вести бизнес в "Шереметьево" компании должны будут отдать порту 15 - 22% своей выручки.
ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) - крупнейший аэропорт страны, на который приходится более 50% пассажирских перевозок на международных авиалиниях и более 70% пассажиропотока Московского авиаузла. В 2001 г. услугами аэропорта воспользовались 11,5 млн человек. Выручка МАШ по итогам 2001 г. составила 3,2 млрд руб. , прибыль - 730 млн руб. "Шереметьево" на 100% принадлежит государству.
Доходы от деятельности, не связанной с авиацией, составляют менее 30% от выручки "Шереметьево", хотя во всем мире эта доля вдвое больше. В недавнем интервью "Ведомостям" гендиректор аэропорта Сергей Беляев заявил, что "Шереметьево" хочет этот перекос устранить.
Первый замдиректора аэропорта по финансам Владимир Дорохин рассказал "Ведомостям", что уже с мая с арендаторами будут заключаться договоры концессии, предусматривающие в качестве платы за использование помещений процентные отчисления от выручки. Это коснется в том числе предприятий duty free. Постепенная замена арендной системы на концессионную может увеличить выручку от использования помещений на 80 - 90%.
По словам Дорохина, это мировая практика - аэропорты создают для компаний комфортные условия работы и получают за это 15 - 22% их доходов. Собеседник "Ведомостей" утверждает, что эта инициатива - подготовка к появлению западного оператора, который будет управлять терминалами "Шереметьево-2" и "Шереметьево-3". "Оператор построит работу по аналогичной схеме, это вопрос времени, и мы готовим предприятия жить в новой конкурентной среде", - говорит Дорохин. По его словам, администрация МАШ будет применять гибкую схему, например сочетать арендные платежи с концессией, и обещает согласовать каждое действие с конкретным арендатором. Перейти на новую форму работы планируется в течение года. При этом предусматривается контроль выручки с целью легализации доходов.
Сами арендаторы не в восторге от инициативы администрации аэропорта, но открыто говорить об этом отказываются. "Их можно понять, - говорит топ-менеджер одного из московских duty free, - магазины не смогут поднять цены в качестве компенсационной меры, так как поставщики ограничивают накрутку и во всем мире цены на товары беспошлинной торговли примерно одинаковые, максимальный разброс - не больше 10% ". Но руководство аэропорта утверждает, что выбора у арендаторов нет - теперь это обязательное условие работы в "Шереметьево". По словам Дорохина, с этим уже согласилась группа компаний "Логос", занимающаяся распространением печатной продукции (ранее группа в порту не работала). Сейчас стороны готовят договор концессии. Представитель "Логоса" эту информацию не подтвердил, но и не опроверг.
Сотрудник другого московского аэропорта назвал инициативу "Шереметьево" очень интересной. "Это прогрессивная система, по которой работают аэропорты всего мира, - говорит он. - Но в России концессиональные отношения не регулируются законом, к тому же единственное предприятие, выручку которого можно точно отследить, - магазины беспошлинной торговли. Если "Шереметьево" удастся решить эти вопросы, думаю, все другие порты с удовольствием у него поучатся".
По словам менеджера консалтинговой компании Accenture Максима Чекановского, концессионные отношения (в данном случае - работа на условиях получения доли прибыли) аэропортов со своими арендаторами - практика не новая. "Это может быть гораздо более выгодно для аэропорта, чем просто аренда, но при условии, что компании-операторы активно развивают свой бизнес и он прозрачен для аэропорта". Собеседник "Ведомостей" отмечает, что при такой форме отношений повышаются и риски аэропорта, связанные с возможным изменением уровня доходности компаний-операторов, но это заставляет порт более гибко работать с данными компаниями, а также развивать другие виды услуг для посетителей аэропорта и авиакомпаний.
"Стоить отметить, что, как показывают результаты исследования "Аэропорт-2010", проведенного компанией Accenture в Европе, рост доходов аэропортов будет происходить в основном именно за счет неавиационных услуг, таких как розничная торговля, концессии в целом, сдача в аренду, оплата парковки и т. д. ", - резюмирует Чекановский.
Второй хозяин
Компании общепита, у которых договоры на аренду заключены не с аэропортом, а с Москомимуществом, могут и не перейти на схему концессии. МАШ пытался оспорить в суде эти договоры, но безуспешно. Теперь аэропорт пытается найти приемлемые формы работы с такими фирмами. Представитель одной из таких компаний-операторов утверждает, что выручкой делиться с аэропортом не будет. "Но если "Шереметьево" наведет порядок на своей территории, уберет киоски, которые торгуют по демпинговым ценам, то наша выручка вырастет как минимум в два раза, - говорит собеседник "Ведомостей". - Тогда половину от этого прироста мы готовы отдать аэропорту"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 15, 2024
Аэрофлот на лето вводит дополнительный рейс между Москвой и Челябинском
Май 14, 2024
Аэрофлот 1 июня запустит программу "Аэрофлот-Шаттл" между Москвой и Санкт-Петербургом
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" за январь-апрель 2024 года увеличила пассажиропоток на 22 %
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за апрель 2024 года