О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тайная вечеря в Белом доме

Правительство решило строить самолет, который не нужен ВВС

Поздно вечером в пятницу, 26 апреля, состоялось заседание комиссии правительства по военно-промышленным вопросам, которое провел Михаил Касьянов. В Белом доме было принято решение, что победителем тендера авиапроектов истребителя пятого поколения стал АВПК "Сухой". До конца 2002 г. он должен разработать эскизный проект самолета и подготовить программу создания новой машины.

Заседанию предшествовала длительная и жесткая борьба. Итоги тендера следовало подвести к концу марта, однако мнения членов конкурсной комиссии разошлись. Военные стремились перенести выбор на более поздний этап, когда проекты конкурирующих фирм - АВПК "Сухой" и РСК "МиГ" - приобретут более ясные очертания. Командование ВВС и высшие руководители Минобороны полагали, что форсировать создание нового самолета нет нужды. Более того, глава военного ведомства Сергей Иванов, который вместо совещания в пятницу демонстративно отправился в липецкий центр боевой подготовки ВВС, заявил: "Меня меньше беспокоит состояние авиационного парка, который будет в 2015-2020 годах. Меня больше интересует, что будет с ним в 2005-2006 годах". Министр сказал, что он является противником "крена в сторону новой техники", поскольку "сначала надо осуществить модернизацию имеющейся техники, чтобы через 5-6 лет самолетный парк страны не вышел из строя".

Совершенно иную политику продемонстрировали правительственные ведомства Минпромнауки и Росавиакосмос. Их руководители считали, что нужно форсированными темпами начать создание нового самолета, силовым путем загнав всех разработчиков под крыло АВПК "Сухой".

Не найдя понимания, военные обратились к президенту, который поручил разобраться в проблеме Михаилу Касьянову. Премьер принял сторону правительственных ведомств. Его поддержал и замминистра обороны - начальник вооружения МО РФ Алексей Московский, известный своими связями с финансово-промышленными кругами и стремящийся сосредоточить в своих руках управление всем гособоронзаказом. Против, по информации "НГ", выступили "питерцы" в лице министра финансов Кудрина, обеспокоенного многими финансовыми аспектами принятого в пятницу решения.

Заседание было окружено плотной завесой секретности. Всем его участникам, кроме главы Минпромнауки Ильи Клебанова, категорически запрещено комментировать его итоги. Между тем результаты этой "тайной вечери" окажут огромное и вряд ли позитивное влияние на развитие военного авиастроения в России.

Сама обстановка секретности вряд ли объясняется сохранением военной тайны. Спектр выбора системообразующих элементов самолета пятого поколения - двигателя, локатора, вооружения - невелик, и зарубежные аналитики без труда, особенно после победы АВПК "Сухой", выявят облик создаваемой машины. Не вдаваясь в подробности, отметим две ее основные черты: во-первых, она действительно будет принципиально новой, во-вторых, не станет легкой, что резко ограничит ее перспективы на мировых рынках вооружения.

Проблема состоит в том, что наш авиапром за последние 15 лет разучился доводить до товарного продукта свои авангардные разработки. В ангарах "ОКБ Сухого" и РСК "МиГ" стоят С-37 и МФИ 1.44, которые в свое время тоже называли "чудом авиатехники, не имеющим мировых аналогов". Между тем после 10 лет работы и огромных затрат эти машины остаются демонстраторами, пригодными лишь для развлечения некомпетентных посетителей авиашоу. Инициативные разработки "ОКБ Сухого" - Су-37 и Су-35 - проигрывают один международный тендер за другим, а довести до серии удается только те самолеты (Су-30МКК, Су-30МКИ), которые создаются по жестким требованиям иностранных заказчиков, научившихся выбирать оптимум между эффективностью и ценой и понимающих огромную разницу между хорошим техническим проектом и успешной программой перевооружения ВВС.

Характерно, что участвовать в программе пятого поколения на предлагаемых АВПК "Сухой" условиях не хотят даже те отечественные серийные заводы, на которых планируется выпускать новый самолет. Причина проста - там мыслят категориями бизнеса и понимают, что новый проект не обеспечен ни внутренним, ни заграничным спросом. ВВС в 2010 г., когда планируется завершить создание машины, смогут закупать единицы самолетов в год, а наши денежные партнеры - Китай и Индия - в это время сосредоточатся на строительстве Су-27 и Су-30МК по российским лицензиям.

Привлечь Дели к работам по пятому поколению в условиях закрытости и силовых методов сбора средств не удастся. Об этом свидетельствует и срыв индийской презентации самолета пятого поколения, которую намечали на первый квартал текущего года.

В этих условиях программа создания нового истребителя упирается в катастрофический недостаток средств, которых требуется очень много. Так, разработка французского "Рафаля" (четвертое поколение) обошлась в 6 млрд. долл., на американский F-35 (пятое поколение) уже выделено более 23 млрд. долл. Эксперты оценивают создание российского самолета в 6-9 млрд. долл., а бюджет с трудом сможет выделить лишь полтора.

Остальные деньги планируется взять у серийных заводов, которые АВПК "Сухой" уже обкладывает "оброком", сравнимым лишь с налогами на игорный бизнес. По оценкам экспертов, только отчисления на "пятое поколение" с выполняемых экспортных контрактов ныне составляют от одной седьмой до одной шестой части всех доходов.

Важно и то, что российское законодательство никак не регламентирует финансовые механизмы использования средств от оружейного экспорта для оплаты гособоронзаказа. Порождаемая этим явлением бесконтрольность расходов привлекает мощные лоббистские структуры, оказавшие серьезное влияние на выбор правительства. По оценкам специалистов, речь идет о 100-150 млн. долл. в год, которые будут изыматься у регионов и "осваиваться" в Москве. Неудивительно, что на современные формы ведения крупных программ (например, консорциумы), предполагающие контроль инвесторов и заказчиков за расходованием средств, идеологи пятого поколения идти не хотят....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка